Номер части:
Журнал

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Современная профессиональная образовательная организация находится в состоянии реформирования, обусловленного переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой становятся интересы личности, адекватные тенденциям развития общества и производства. Условия рыночной экономики и новые подходы в организации профессионального образования, связанные с реализацией ФГОС нового поколения, ориентируют на компетентностный подход, в рамках которого формируются общекультурные, профессиональные, специальные, коммуникативные и социальные компетенции специалистов. Для среднего профессионального образования наиболее существенным является поиск нетрадиционных подходов в организации обучения, особенно это касается творческих специальностей, где основным условием является развитие креативных способностей личности специалиста-выпускника. На наш взгляд, одним из наиболее востребованных подходов может стать синергетический. Рассмотрим основные понятия термина синергетика и технологию реализации синергетического подхода при проектировании содержанияобучения по специальности 070502 «Дизайн».

Изучением основ науки синергетики занимается достаточно большое количество современных ученых исследователей, однако до настоящего времени единого толкования термина синергетика и его сущности не существует. Остановимся на наиболее распространенных понятиях данного термина: синергия(от др.-греч. συνεργία — соучастие, содействие, помощь, сообщничество) [4 с. 313]

Синергия (в экономике), синергический (синергетический) эффект — увеличение эффективности деятельности в результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему, благодаря возникновению новых качеств полученной системы.[15.с. 239]

Синергетика – современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И.Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции» (Философский словарь).

Синергетика – теория самоорганизации, т.е. (упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне (Большой толковый словарь русского языка)

Синергетика – (педагогическая синергетика) – область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.

Педагогическая синергетика (А.А. Ворожбитова) – синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся.[9 с.127]

Педагогическая синергетика (по В.И. Андрееву) – область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, т.е. законах изакономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, т.е. образовательно-воспитательных систем.  [1с. 63]

Синергетика наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, и вскрывает такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности (1+1= не 2, а 3)?

В профессиональном образовании эффект синергии, определяемый как факт превышения полученного результата над ожидаемым, возможен в структуре проектной деятельности или проекта при подготовке специалистов среднего профессионального образования по специальности 070502 «Дизайн».

Становится очевидным, что важнейшие понятия синергетики достаточно корректно соотносятся с понятиями традиционной педагогики. Есть система – коллектив учебного заведения, структурного подразделения, учебной группы, личность обучающегося, личность педагога. Согласованность процессов саморазвития в системе обеспечивается единой целью – достижением уровня квалификации.

Осуществление процесса саморазвития за счёт собственных ресурсов возможно благодаря обоснованной педагогической технологии и методике обучения. В условиях синергетического подхода достижение образовательного результата может оказаться непрогнозируемым, так как подразумевает вариативность продвижения специалиста через систему обучающих заданий по индивидуальным траекториям обучения.

Технология проектов реализуется как в системе аудиторной, так и внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов. Формы организации проектной деятельности – индивидуальная, парная, групповая.

Концепция синергетики обуславливает создание принципиально иной обучающей среды, новых подходов к управлению образовательными структурами. [8] Образовательная среда должна формироваться не по типу «объект-субъект», а по типу «субъект-субъект».  Это означает получение знаний и формирование навыков в среде профессионального сообщества не через получение инструкции и выполнение действий по ней, а через критическое осмысление собственной деятельности относительно примеров, рекомендаций, замечаний членов сообщества и объективной оценки личной деятельности в сравнении с результатами других членов сообщества. Система «субъект-субъект» актуализирует самостоятельную работу и саморазвитие каждого члена группы. При этом постановка обучающей задачи включает посыл: «Ты можешь, и для этого должен…», а не «Ты должен и для этого можешь». Такая среда лабильна к системе формирования оценок, так как   ориентирована не на некие постулаты «объективного» знания или готовые истины, как в традиционной парадигме образования, а ориентирована на поиск совместных решений с учетом волевых качеств личности в структуре заданного проектного алгоритма.

Проектное задание, ориентированное на синергетический эффект, должно предусматривать:

  • отбор нескольких профессиональных и общих компетенций при разработке содержания;
  • реальную возможность реализации навыка при завершении проекта, например, разработку плаката для социальной акции; оказание услуги шопинг-консультанта с подбором гардероба для конкретного клиента; внедрение эскизного предложения в производственную линию; участие в конкурсе молодых специалистов и прочее;
  • оценку результата в профессиональном сообществе (на базовом предприятии, предприятии-заказчике, в Интернет-среде, специальных конкурсах молодых дизайнеров и т.д.).

Приведём пример организации проекта по междисциплинарному курсу (МДК) «Композиция». Содержание проекта ориентировалось на формирование профессиональных компетенций (ПК) 1.1 «Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов», 1.2 «Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна» и ПК 1.4 «Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта» профессионального модуля (ПМ) 01 в части освоения вида профессиональной деятельности: «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов» для специальности 070502 «Дизайн».

Проектным заданием стала разработка выставочной коллекции предметов быта в этнографическом стиле для представления образовательной организации на региональном конкурсе дизайна. Объектом исследования определена декоративная отделка предметов быта. Предметом исследования – технология резьбы по дереву. Формой работы над проектом выбрана индивидуальная. Проект реализовывался на практических занятиях МДК (междисциплинарного курса) и в процессе учебной практике по ПМ.01 (профессиональному модулю).

Предпроектноеисследование заключалось в подборе образцов народного прикладного творчества с целью осмысления преемственной связи их декоративных структур и далее в поиске возможности трансляции этого опыта в современные модели костюмного дизайна. Сложная задача исследования и сопоставления декоративных структур этно-форм на начальном этапе проекта была обусловлена наиболее значимым требованием квалификации дизайнера – владение мышлением как процессом обработки информации. [7]

Исследование традиций прикладного творчества позволило найти неожиданные аналогии в строении, казалось бы, отдалённых друг от друга технологических форм, таких, например, как резьба по дереву и структура декоративного комплекса народного костюма.

Предпроектное исследование позволило не только определиться с творческой концепцией объекта разработки, установить эстетические критерии проекта, но и придумать технологию декоративной отделки модели одежды, имитирующей резьбу. Техническое задание на проект по результату предпроектного исследования было сформулировано следующим образом: «Разработка коллекции молодёжной одежды из драповых тканей в этнографическом стиле (этно-стиле) на основе соединения эстетики народной резьбы и технологии вырезания по ткани».

Реализациярезультата предпроектного исследования в образцах изделий продемонстрировала углубление профессиональной компетентности: обучающаяся получила первичный навык работы с малой пластической формой. Требования стандартного учебного задания ограничивалось до этого форматом типового дизайн-проекта моделей одежды.

Экспертиза результатов проекта в профессиональном сообществе осуществлялась в двух направлениях. Фотосессия моделей была размещена для оценки в социальных сетях и одновременно представлена главному художнику ВЗАО «Маяк» Решетниковой Л.К. на экспертизу (г.Нижний Новгород). Более критичными оказались отзывы участников социальных сетей, так как авторские модели оценивали потребители дизайнерских услуг относительно согласованности личных представлений о подходящем ассортименте с внешним дизайном коллекции. Проектант получила опыт дифференцированной оценки эстетической ценности предмета (модели), соизмерила авторское представление о дизайне с требованиями и потребительскими предпочтениями заказчиков дизайнерских услуг, а также получила опыт профессиональной коммуникации в процессе обсуждения своего проекта. В целом, коллекция получила положительную оценку.

Обоснованная концепция и качественное решение проекта позволили вывести проект на новую коммерческую линию, не характерную для традиционного учебного процесса. Опытом вырезания орнамента из драпа заинтересовались промышленные предприятия города Нижнего Новгорода. Он был реализован в ОАО «Русь» (г. Дзержинск Нижегородской области) для декоративной отделки изделий ширпотреба.

В ходе рефлексии по окончании проекта обучающаяся обозначила ряд проблем, с которыми она столкнулась в процессе работы:

  • Подбор системного иллюстративного материала для исследования. Приобретённый опыт: выявлены правила навигации по Интернет-ресурсам; уточненыцели и задачи для конкретного направления деятельности, для конкретного проекта;
  • Наличие навыка декоративной отделки. Приобретённый опыт: концептуальное моделирование нового вида декоративной отделки изделия; моделирование технологии декоративной отделки для вариативного применения в изделиях разных ассортиментных групп;
  • Умение предлагать потребителю проектные решения для приобретения разработки. Приобретённый опыт: презентация собственной деятельности с обоснованием качества проектного решения; формирование профессионального диалога в процессе решения коммерческих задач;
  • Соблюдение сроков выполнения этапов работы. Приобретённый опыт: планирование индивидуальной и коллективной деятельности в соответствии с этапами проекта; рациональная организация рабочего времени;
  • Осмысление разнообразных вариантов деятельности дизайнера одежды. Приобретённый опыт: углубление представления о видах деятельности в профессиональной практике специалиста-дизайнера одежды.

Эффект синергии невозможен сразу на всех этапах деятельности обучающегося, так как задачей среднего профессионального образования является подготовка стандартной, прогнозируемой модели специалиста- выпускника, владеющего арсеналом конкретных стандартизованных методик. Однако синергетический подход интересен и необходим для современного практико-ориентированного профессионального образования в процессе подготовки специалистов творческих профессий и специальностей, так как позволяет развивать и углублять компетенции, мотивировать обучающегося к саморазвитию, актуализировать креативныенавыки.

Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд.- В.И. Андреев, — Казань: Центр инновационных технологий,2000. – 608с.
  2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика на рубеже XX-ХХI/ Под ред. А.И. Панченко. М., 2006.
  3. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно — синергетический подход. Высшее образование в России, №4, 1994.
  4. Буданов В.Г. Методологические принципы синергетики// Новое в синергетике/ Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: Наука, 2006. С. 312-322
  5. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. – М., 1995.
  6. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики / В.А.Игнатова // Педагогика. – 2001. — № 8.- С. 26-31.
  7. Казанцева Е.А. Ключевые аспекты мышления в профессиональной деятельности дизайнера моды /Казанцева Е. А. // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития» – г. Харьков, Украина, 2010
  8. Китаев Д.Ф., Макаров А.А., Смольников С.Д. Синергетическая концепция образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.science-education.ru/pdf/2014/6/1138.pdf
  9. Московский Синергетический Форум «Устойчивое развитие в изменяющемся мире» (Январь 1996). Тезисы. Программа. ИФ РАН, ИПМ РАН, 1996.
  10. Симонов С.Н., Копаев О.В. Синергетический подход в педагогике, 2007.
  11. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М.Таланчук // Магистр. – 1997. – СВ. – С.32-41.
  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Текст). Москва: Эксмо, 2014. 134с.
  13. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. Г.Хакен. – М., 1980. – 406с.
  14. Шипулина Ж.С. Непрерывное повышение квалификации педагогов на основе технологий дистанционного обучения// Гуманитарные и социально-экономические науки. № 4. 2006. 247 с.
  15. Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина, 2004.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА» description=»В статье рассматривается технология проектирования содержания профессионального образования на основе синергетического подхода при подготовке специалистов-выпускников по специальности «Дизайн».» author=»Еремина Наталья Александровна, Полякова Александра Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх