Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В 21 веке образовательный процесс строится в режиме технологического подхода с учетом инновационных аспектов. Направленность современного высшего профессионального образования на субъектно-диалоговую парадигму как методологическую основу технологий образовательного процесса в целом, позволяет считать  формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся одним из приоритетных направлений социально-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Профессиональная деятельность современного специалиста в условиях информационного общества в значительной степени определяется умениями грамотного информационного взаимодействия как при непосредственной коммуникации, так и в процессе опосредованного общения (с печатными и электронными носителями информации). В сложившейся ситуации сформированность умений эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и дальнейшей трансляции информации приобретает особую значимость.

Запросы рынка труда ставят перед современным высшим образованием задачу повышения качества выпускаемого специалиста, способного к работе в условиях новой информационной среды. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения в вузе с позиций компетентностного подхода и формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов как важной составляющей их профессиональной компетентности.

Понятие «информационно-коммуникативная компетенция»  основывается на идее интеграции содержания коммуникативной и информационной компетенций и определяется нами как комплекс знаний основ теории коммуникации, информационных технологий, особенностей профессионального дискурса, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает наличие коммуникативной мотивации, рефлексии, способность использовать различные источники информации и информационные технологии, применять технические средства для решения широкого спектра учебных коммуникативных задач.

На данном этапе развития высшего профессионального образования (в рамках компетентностного подхода) необходимо учитывать особый потенциал языковых дисциплин в процессе формирования  информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как важной составляющей профессиональной компетентности специалистов.

Изучение языковых дисциплин максимально способствует:

— развитию коммуникативных качеств речи;

— формированию навыков управления информационно-коммуникативным процессом;

— развитию умений и навыков работы с информацией (нахождение необходимой информации, её структурирование) и т.д.

Ранее процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения языковых дисциплин чаще строился на индуктивной основе путем последовательного вы­полнения ряда частичных функций. При этом каждая из функций изучалась изолированно друг от друга. Поэтому процесс приобретения коммуникативных навыков и навыков работы с информацией, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности придвигался медленно.

Сейчас представляется наиболее целесооб­разным строить процесс обучения на дедуктивной основе, чтобы информационно-коммуникативные навыки работы с информацией и умения обучающихся формировались на базе общих знаний. Новое содержание обучения с использованием информационных технологий должно, в конечном счете, при­вести к изменению содержания учебных материалов и программ.

В связи с этим необходимо разработать такие требования к учебным материалам, в которых нашли бы отражение следующие вопросы:

— как определить основные приемы учебной работы для данной языковой дисциплины и раскрыть их содержание;

— как включить эти приемы в учебный материал;

— как сочетать объяснение приемов, с одной стороны, и подведение обучающихся к более самостоятельному их усвоению — с другой;

— как при отборе наглядного языкового материала для обучающихся учитывать различные функции данных приемов;

— как обеспечить самостоятельный поиск учебной информации;

— как обеспечить взаимосвязь отобранного материала со смежными дисциплинами [1].

Также важно осознать непосредственную связь формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов с информационно-коммуникативным характером самого педагогического процесса. Исследователи отмечают, что востребованность информации в педагогической системе является показателем активности образовательного процесса, в то время как возможность контролировать и анализировать информационный поток обусловливает эффективность управления педагогическим процессом [2].

В условиях информатизации образовательного процесса и создания рейтинговой системы контроля знаний именно информационные технологии позволяют осуществить разработку экспертно-обучающих систем оценки компетенций. В основе таких экспертных систем должны быть принципы теории поэтапного формирования умственных действий и умений.

Среди этих принципов можно выделить следующие:

— переход к планированию учебного процесса в соответствии с моделью формирования информационно-коммуникативной компетенции;

— введение  в  учебный процесс   количественного    измерителя    степени сформированности информационно-коммуникативной компетенции,  законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения;

— экспертно-обучающая система оценки знаний, умений, навыков должна создаваться с учетом вышеназванных принципов.

Создание экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов:

— переход преподавателя к роли специалиста-«консультанта», что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности;

— переход к индивидуальной под­готовке специалиста, особенно это важно для самоподготовки;

— усиление акцента на автономную работу студентов;

— подготовка учебного пособия с учетом особенностей компьютерной технологии обучения;

— отказ от традиционных  форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного  индекса,  в котором  резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.

Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы экспертной оценки сформированности компетенций.

Таким образом, учитывая информационно-коммуникативную значимость языковых дисциплин, следует проводить дальнейшую исследовательскую работу над такими аспектами, как более детальная разработка педагогических условий использования информационных технологий, компьютерных обучающе-контролирующих программ в образовательном процессе, разработка комплексного подхода учебных пособий и компьютерных обучающе-контролирующих программ в процессе обучения языковым дисциплинам в вузе, более глубокое изучение информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как приоритетной ключевой компетенции в образовательном процессе вуза и т.д.

Список литературы:

  1. Ярцева И. К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.К. Ярцева. — Воронеж, 2009. – 139 с.
  2. Дуранов М. Е., Жернов В. И. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса / М. Е. Дуранов, В.И. Жернов. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. — С. 25-37.
  3. Королькова Ю.С.Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза / Ю.С. Королькова.  – 2014. – № 28 [Электронный ресурс] / Режим доступа: type=»book» name=»О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН » description=»В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования.» author=»Смирнова Ирина Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
anaknaga.id slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo slot online slot slot deposit pulsa slot
404: Not Found