Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В 21 веке образовательный процесс строится в режиме технологического подхода с учетом инновационных аспектов. Направленность современного высшего профессионального образования на субъектно-диалоговую парадигму как методологическую основу технологий образовательного процесса в целом, позволяет считать  формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся одним из приоритетных направлений социально-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Профессиональная деятельность современного специалиста в условиях информационного общества в значительной степени определяется умениями грамотного информационного взаимодействия как при непосредственной коммуникации, так и в процессе опосредованного общения (с печатными и электронными носителями информации). В сложившейся ситуации сформированность умений эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и дальнейшей трансляции информации приобретает особую значимость.

Запросы рынка труда ставят перед современным высшим образованием задачу повышения качества выпускаемого специалиста, способного к работе в условиях новой информационной среды. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения в вузе с позиций компетентностного подхода и формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов как важной составляющей их профессиональной компетентности.

Понятие «информационно-коммуникативная компетенция»  основывается на идее интеграции содержания коммуникативной и информационной компетенций и определяется нами как комплекс знаний основ теории коммуникации, информационных технологий, особенностей профессионального дискурса, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает наличие коммуникативной мотивации, рефлексии, способность использовать различные источники информации и информационные технологии, применять технические средства для решения широкого спектра учебных коммуникативных задач.

На данном этапе развития высшего профессионального образования (в рамках компетентностного подхода) необходимо учитывать особый потенциал языковых дисциплин в процессе формирования  информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как важной составляющей профессиональной компетентности специалистов.

Изучение языковых дисциплин максимально способствует:

— развитию коммуникативных качеств речи;

— формированию навыков управления информационно-коммуникативным процессом;

— развитию умений и навыков работы с информацией (нахождение необходимой информации, её структурирование) и т.д.

Ранее процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения языковых дисциплин чаще строился на индуктивной основе путем последовательного вы­полнения ряда частичных функций. При этом каждая из функций изучалась изолированно друг от друга. Поэтому процесс приобретения коммуникативных навыков и навыков работы с информацией, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности придвигался медленно.

Сейчас представляется наиболее целесооб­разным строить процесс обучения на дедуктивной основе, чтобы информационно-коммуникативные навыки работы с информацией и умения обучающихся формировались на базе общих знаний. Новое содержание обучения с использованием информационных технологий должно, в конечном счете, при­вести к изменению содержания учебных материалов и программ.

В связи с этим необходимо разработать такие требования к учебным материалам, в которых нашли бы отражение следующие вопросы:

— как определить основные приемы учебной работы для данной языковой дисциплины и раскрыть их содержание;

— как включить эти приемы в учебный материал;

— как сочетать объяснение приемов, с одной стороны, и подведение обучающихся к более самостоятельному их усвоению — с другой;

— как при отборе наглядного языкового материала для обучающихся учитывать различные функции данных приемов;

— как обеспечить самостоятельный поиск учебной информации;

— как обеспечить взаимосвязь отобранного материала со смежными дисциплинами [1].

Также важно осознать непосредственную связь формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов с информационно-коммуникативным характером самого педагогического процесса. Исследователи отмечают, что востребованность информации в педагогической системе является показателем активности образовательного процесса, в то время как возможность контролировать и анализировать информационный поток обусловливает эффективность управления педагогическим процессом [2].

В условиях информатизации образовательного процесса и создания рейтинговой системы контроля знаний именно информационные технологии позволяют осуществить разработку экспертно-обучающих систем оценки компетенций. В основе таких экспертных систем должны быть принципы теории поэтапного формирования умственных действий и умений.

Среди этих принципов можно выделить следующие:

— переход к планированию учебного процесса в соответствии с моделью формирования информационно-коммуникативной компетенции;

— введение  в  учебный процесс   количественного    измерителя    степени сформированности информационно-коммуникативной компетенции,  законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения;

— экспертно-обучающая система оценки знаний, умений, навыков должна создаваться с учетом вышеназванных принципов.

Создание экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов:

— переход преподавателя к роли специалиста-«консультанта», что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности;

— переход к индивидуальной под­готовке специалиста, особенно это важно для самоподготовки;

— усиление акцента на автономную работу студентов;

— подготовка учебного пособия с учетом особенностей компьютерной технологии обучения;

— отказ от традиционных  форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного  индекса,  в котором  резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.

Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы экспертной оценки сформированности компетенций.

Таким образом, учитывая информационно-коммуникативную значимость языковых дисциплин, следует проводить дальнейшую исследовательскую работу над такими аспектами, как более детальная разработка педагогических условий использования информационных технологий, компьютерных обучающе-контролирующих программ в образовательном процессе, разработка комплексного подхода учебных пособий и компьютерных обучающе-контролирующих программ в процессе обучения языковым дисциплинам в вузе, более глубокое изучение информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как приоритетной ключевой компетенции в образовательном процессе вуза и т.д.

Список литературы:

  1. Ярцева И. К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.К. Ярцева. — Воронеж, 2009. – 139 с.
  2. Дуранов М. Е., Жернов В. И. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса / М. Е. Дуранов, В.И. Жернов. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. — С. 25-37.
  3. Королькова Ю.С.Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза / Ю.С. Королькова.  – 2014. – № 28 [Электронный ресурс] / Режим доступа: type=»book» name=»О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН » description=»В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования.» author=»Смирнова Ирина Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/http://jurnal.umsu.ac.id/public/http://jurnal.univrab.ac.id/slot-gacor/