Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики России и проводимых в стране научно-педагогических исследований является фундаментализация высшего технического образования.

Фундаментализация образования предусматривает углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки студентов, расширение профиля их профессиональной подготовки. Причем, понятие «фундаментальность» в системе образования не тождественно понятию «фундаментальные науки». По оценкам исследователей, понятие «фундаментальность» основано на содержании образования двух уровней [5, 6, 8, 9]:

  • первыйпридает образованию гуманистический характер и включает: универсальные формы усвоения любого знания, культуру обучения, развитие критического ассоциативного мышления за счет гуманитарной направленности учебных курсов;
  • второй – обеспечивает необходимый багаж знаний, относящихся конкретно к одному из направлений науки и техники.

Таким образом, фундаментализация образования предусматривает формирование  у студентов таких компетенций как: способность учиться, уметь добывать нужные новые знания, знать  методы и механизмы саморазвития, самообразования, самообучения и самовоспитания, что стало особенно актуальным в условиях рыночной экономики.

В настоящее время сложились определенные тенденции фундаментализации профессионального образования [1, 2, 3, 4, 5, 8 и др.]:

  • создание условий для подготовки специалистов по наиболее актуальным межотраслевым специальностям: биотехнология, биофизика, промышленная экология и другим, путем внедрения в высшую школу межфакультетских образовательных программ;
  • переход на подготовку специалистов широкого профиля;
  • обучение базисным квалификациям («сквозным» умениям: пользоваться компьютером, базами данных; владение иностранными языками, правовыми, санитарно-медицинскими знаниями; знание и понимание основных законов экологии, экономики; навыки маркетинга и сбыта и т.д. по цепочке: метазнанияметаквалификацииметадеятельность);
  • усиление научного потенциала профессиональных учебных заведений: привлечение студентов к научно-исследовательской работе; создание научно-тех­нологических парков и т.п.;
  • методологическая подготовка  обучающихся  в техническом  вузе,  техникуме, лицее, колледже и других учебных заведениях профессионального образования, предусматривающая освоение умений: целеполагания, проектирования и конструирования, профессионального владения навыками своей специальности, рефлексии.

 Что касается фундаментализации содержания общенаучных дисциплин в системе высшего технического образования, то здесь должна быть ориентация на методологически важные, инвариантные знания, обеспечивающие формирование целостной научной картины мира, на усиление фундаментальных составляющих технических и технологических дисциплин с целью подготовки специалистов, способных активно осваивать и создавать новые наукоемкие и культуроемкие технологии.

Возникновение новых технологий ведет к переструктуризации рабочих мест, которые переходят из сферы непосредственного производства в сферу его организации и развития. Эти процессы сопровождаются увеличением доли инженерно-технического труда, который изменяется по своему содержанию. Западные специалисты отмечают интегративную роль инженера в современном обществе, главными чертами которого должны быть:

  • понимание инженерной деятельности как интегративного процесса;
  • аналитическое мышление со способностью критической оценки объектов и проблем путем их моделирования на базе глубоких знаний в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук;
  • готовность пополнять свои знания в течение трудовой деятельности, адаптироваться к изменениям технической и технологической среды, требованиям рынка труда и др.

При этом достижение высокого уровня профессиональной мобильности во многом определяется широтой профиля подготовки специалиста, в основе которой лежат фундаментальные знания естественнонаучного, социально-гуманитарного и общепрофессионального профилей.

Теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме  фундаментализации, показывает, что для высшего технического образования ее основными принципами являются:

  • формирование культурологического базиса будущего специалиста, включающего в себя человековедческую, мировоззренческую, информационную, словесно-языковую, национально-куль­тур­ную, креативную, рефлексивно-методологическую, гражданственно-право­вую, нравственно-воспи­та­тель­ную виды подготовки, как развивающие моти­вацию к получению образования;
  • системологическая и классификационная подготовки, предусматривающие формирование «метазнаний» – универсальных форм усвоения любого знания на основе философии, логики, математики, кибернетики, квалитологии, языков программирования, позволяющих повысить производительность усвоения знаний через технологии «сжатия информации»;
  • подготовка специалистов по направлениям  с  учетом  таких  видов подготовки, как технологическая, экономическая, экологическая, креативная, квалитологическая и квалиметрическая, организационно-управленческая.

Теория фундаментализации базируется на положениях преемственности,  универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и представлении о системе высшего образования, которая готовит специалистов для всех образовательных ступеней, как о механизме, управляющем всем процессом фундаментализации непрерывного образования [5, 7, 8].

Преемственность реализуется путем согласования базовых знаний, компетенций при переходе от одного образовательного цикла к другому (школа – вуз – учебные заведения послевузовского образования). Другими словами, речь идет о непрерывном общем и профессиональном образовании, а сам принцип преемственности обеспечивается как сопряженностью образовательных циклов всех ступеней образования, так и сопряженностью федеральных государственных  образовательных стандартов.

Универсализация образования подразумевает энциклопедичность и комплексность знаний, вместо прежней узкопрофессиональной подготовки.

Требование опережающего развития качества образовательных систем обусловлено тем, что фундаментальность не должна оставаться застывшим понятием. Фундаментальность нового типа призвана обеспечить не избыточность образования, а формирование  его опережающего характера, реализуя, тем самым,  потенциал российской традиции готовить многообразных по своим компетенциям выпускников.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • фундаментальность высшего технического образования является основой профессиональной гибкости будущего инженера, его трансформации на протяжении всей профессиональной жизни сообразно с изменяющимися требованиями рынка труда;
  • фундаментализация сделает возможным синтез  высшего  образования и науки, разработку на его базе исследовательско — образовательных технологий, различных форм совместного развития в плане создания научно-тех­нологических парков, инновационных форм предпринимательства, производства и управления;
  • технические университеты,  как  правило,  готовят  специалистов  в межотраслевых областях, поэтому в образовательные программы должна закладываться мощная фундаментальная подготовка, в частности, методологическая подготовка (университет – центр науки, культуры, образования);
  • фундаментальное образование должно быть целостным, поэтому отдельные дисциплины целесообразно интегрировать в единый цикл, связанный общей целевой функцией, дидактическими основаниями которой являются: единство целевых установок, основанных на деятельностном и личностном подходах; общность объекта исследования, методологических и методических установок в построении учебных дисциплин (необходимость формирования рационального научного мышления и технологической культуры); связующим звеном между дисциплинами являются естественнонаучные дисциплины;
  • фундаментализация высшего технического образования, должна проходить как «по горизонтали» (в рамках одной дисциплины), так и «по вертикали» (переход студента с общеобразовательных кафедр на выпускающие).

Список литературы:

  1. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. – – № 5 (18). – С. 20.
  2. Бушмакина Н.С., Шихова О.Ф. Олимпиада по инженерной графике как средство формирования творческих профессиональных компетенций студентов технического вуза // Образование и наука. – 2013. – №2(101). – С. 60 – 72.
  3. Львов Л.В. Повышение эффективности системы профессионального образования на полипарадигмальной основе // Вестник МГАУ. – Выпуск № 4(43). – – С. 164-169.
  4. Любимова О.В., Шихова О.Ф. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 184 с.
  5. Субетто, А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. – СПб. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ им. Н.А. Некрасова, Крестьянский госуд. ун-т им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 182 с.
  6. Черепанов В.С., Шихов Ю.А. О проблеме фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник Ижевского государственного технического университета. – – № 3. – С. 5.
  7. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». – 2013. – №4(11). – С. 35 – 39.
  8. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «Профильная школа-втуз»: дисс. … д-ра пед. наук / Казанский государственный технологический университет. – Ижевск, 2008. – 453 с.
  9. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. О фундаментализации высшего технического образования // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2014. – № 4 (15). – С. 17-20.
  10. Шихов Ю.А. Мониторинг в системе «Школа-втуз» // Профессиональное образование. Столица. – 2005. – №9. – С. 7.[schema type=»book» name=»О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье рассмотрено понятие фундаментализации высшего технического образования в аспекте модернизации его содержания. На основе анализа научно-педагогической литературы выделены основные принципы фундаментализации. Сделан вывод о том, что фундаментальность высшего технического образования является основой профессиональной гибкости будущего инженера.» author=»Шихов Юрий Александрович, Шихова Ольга Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found