Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Чистяков Павел Петрович – русский художник, мастер портретной и жанровой живописи, выдающийся педагог. Учился и работал в Петербургской Академии художеств. Он жил в такое время, когда Академия художеств нуждалась в нововведениях. Прежние методы обучения были устаревшими, рисование, как учебный предмет, находилось в состоянии тяжкого кризиса. Чистякова не устраивала учебная программа академического рисунка, далёкого от живой динамики и объективных законов натуры и лишь покорно следующего внешней видимости форм. Его принцип в искусстве заключается в том, что искусство должно пользоваться наукой, тем не менее не являться наукой. Академия художеств особенно нуждалась в таком подходе в искусстве, где каждый шаг был почти математически определён. Чистяков создал новые формы и методы обучения воспитанников академии.

Чистяков создаёт свою систему постановки зрения. Он считает, что натуру надо видеть целиком, связывать в фигуре каждую форму друг с другом, не забывая ни на минуту о постановке. По Чистякову «правильно видеть» — это видеть трёхмерно, но не так, как в обиходе, а сознательно, чтобы передать реальную природу на картинной плоскости. Это учит поверять изображение с натурой, изученной и познанной с помощью анатомии и перспективы.

Система «Поверочного рисования» Чистякова заключалась в перспективе плоскостей объекта, где границы плоскостей встречаясь, образовывали каркас по всему объекту. Об этом писал Репин, ученик Чистякова: «Она заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости, т. е. границы этих плоскостей, образовали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы! Особенно интересной получалась перспектива встреч этих плоскостей; дробясь и разбиваясь в разные детали головы, эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей и голова получала верный каркас во всех возвышенностях и углублениях целой головы. Она получалась стройная, рельефная. При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, во что так верят все начинающие, а от линий этих правильно построенных оснований. Перспектива всякой детали от верного основания необыкновенно математически держит весь ансамбль головы. И даже странно видеть как голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на месте» [4, с. 116]. Так раньше трактовался его новый метод.

Главное правило Чистякова – рисовать от общего к частному. Сначала нужно построить общую форму, выявить общий характер; потом уточнить более конкретные формы, что и происходит с помощью «поверки», т.е. сравнения и соизмерения частей (от сюда и название «Поверочное рисование»); и третий этап – обобщение. Такое рисование требует знания анатомии, талантливого глаза, неторопливости, сноровки и необыкновенного чутья.

По Чистякову, всякая объёмная форма ограничена по плоскостям, которые воспринимаются нашим глазом. Каждая плоскость имеет своё положение, своё освещение, благодаря чему получается тон в рисунке, что и создаёт объём.

В трудах П.П. Чистякова особое место занимала перспектива. Открытие перспективы позволило художником более правильно изображать фигуры. Он считал, что перспективу необходимо знать при любом таланте, ведь всё видимое и имеющее форму принадлежит законам перспективы. Если студент умеет применять законы перспективы, то он сможет нарисовать фигуру верно. Как дополняет современный художник и преподаватель Николай Ли, студентом очень важно знать законы перспективы, но в то же время нужно обладать хорошим глазомером.

П. П. Чистяков говорил: «Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, так, как он кажется нашему глазу и так, как он существует». т.е. на картинной плоскости должна быть отражена перспектива – это то, «как кажется нашему глазу», и анатомия – это то, «как он существует» [2, с. 106]. В этих словах раскрывается принципы ведения рисунка великого художника-педагога.

Приклоняясь перед системой рисования П.П. Чистякова, признавали его своим учителем В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие великие русские художники.

Чистяков уделил большое внимание рисованию и в средней школе. Он считал, что рисование должно применяться в общеобразовательной школе. Рисование в школе должно проходить по всем правилам этого искусства, как считает Чистяков, при том, что в школе не готовят художников. В круг рисования должно входить: лепка, рисование с натуры, черчение, иллюстрирование, декоративные упражнения и некоторая информация по искусству.

Заслуги Чистякова помогли соотечественникам внести изменения в методику образования художественного мастерства, при этом они опирались и использовали основные положения его методики, вследствие этого, методика преподавания рисунка получила научно-теоритическое обоснование. Изменился взгляд педагогов на изобразительную деятельность детей – отношение к этому стало более серьёзным.

На сегодняшний день имя Чистякова встречается практически в каждом современном учебнике или пособии по рисунку. Как, например, художник, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры, Николай Ли, в своей книге «Основы учебного Академического рисунка» часто обращается к трудам П.П. Чистякова. Особенно в разделах о пропорциях и перспективе.

Чистиков подходил к искусству научно. Благодаря этому, он поспособствовал обогащению искусства и методов его преподавания. Плоды труда Чистякова актуальны в наше время. «Поверочное рисование» применяется и сейчас. В наше время это теперь обычный метод проверки деталей фигуры друг относительно друга, для всех современных художников привычный и понятный.

Список литературы:

  1. Ли Н.Г. Основы учебного Академического рисунка: учебник М.: Эксмо, 1012. – 480 с.
  2. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953. – 265 с.
  3. Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: учебное пособие. – М.: МГУП, 2000. – 136 с. [Электронный ресурс]. URL:
  4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.[schema type=»book» name=»МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» author=»Павлова Мария Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor slot gacor
404: Not Found