Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Чистяков Павел Петрович – русский художник, мастер портретной и жанровой живописи, выдающийся педагог. Учился и работал в Петербургской Академии художеств. Он жил в такое время, когда Академия художеств нуждалась в нововведениях. Прежние методы обучения были устаревшими, рисование, как учебный предмет, находилось в состоянии тяжкого кризиса. Чистякова не устраивала учебная программа академического рисунка, далёкого от живой динамики и объективных законов натуры и лишь покорно следующего внешней видимости форм. Его принцип в искусстве заключается в том, что искусство должно пользоваться наукой, тем не менее не являться наукой. Академия художеств особенно нуждалась в таком подходе в искусстве, где каждый шаг был почти математически определён. Чистяков создал новые формы и методы обучения воспитанников академии.

Чистяков создаёт свою систему постановки зрения. Он считает, что натуру надо видеть целиком, связывать в фигуре каждую форму друг с другом, не забывая ни на минуту о постановке. По Чистякову «правильно видеть» — это видеть трёхмерно, но не так, как в обиходе, а сознательно, чтобы передать реальную природу на картинной плоскости. Это учит поверять изображение с натурой, изученной и познанной с помощью анатомии и перспективы.

Система «Поверочного рисования» Чистякова заключалась в перспективе плоскостей объекта, где границы плоскостей встречаясь, образовывали каркас по всему объекту. Об этом писал Репин, ученик Чистякова: «Она заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости, т. е. границы этих плоскостей, образовали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы! Особенно интересной получалась перспектива встреч этих плоскостей; дробясь и разбиваясь в разные детали головы, эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей и голова получала верный каркас во всех возвышенностях и углублениях целой головы. Она получалась стройная, рельефная. При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, во что так верят все начинающие, а от линий этих правильно построенных оснований. Перспектива всякой детали от верного основания необыкновенно математически держит весь ансамбль головы. И даже странно видеть как голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на месте» [4, с. 116]. Так раньше трактовался его новый метод.

Главное правило Чистякова – рисовать от общего к частному. Сначала нужно построить общую форму, выявить общий характер; потом уточнить более конкретные формы, что и происходит с помощью «поверки», т.е. сравнения и соизмерения частей (от сюда и название «Поверочное рисование»); и третий этап – обобщение. Такое рисование требует знания анатомии, талантливого глаза, неторопливости, сноровки и необыкновенного чутья.

По Чистякову, всякая объёмная форма ограничена по плоскостям, которые воспринимаются нашим глазом. Каждая плоскость имеет своё положение, своё освещение, благодаря чему получается тон в рисунке, что и создаёт объём.

В трудах П.П. Чистякова особое место занимала перспектива. Открытие перспективы позволило художником более правильно изображать фигуры. Он считал, что перспективу необходимо знать при любом таланте, ведь всё видимое и имеющее форму принадлежит законам перспективы. Если студент умеет применять законы перспективы, то он сможет нарисовать фигуру верно. Как дополняет современный художник и преподаватель Николай Ли, студентом очень важно знать законы перспективы, но в то же время нужно обладать хорошим глазомером.

П. П. Чистяков говорил: «Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, так, как он кажется нашему глазу и так, как он существует». т.е. на картинной плоскости должна быть отражена перспектива – это то, «как кажется нашему глазу», и анатомия – это то, «как он существует» [2, с. 106]. В этих словах раскрывается принципы ведения рисунка великого художника-педагога.

Приклоняясь перед системой рисования П.П. Чистякова, признавали его своим учителем В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие великие русские художники.

Чистяков уделил большое внимание рисованию и в средней школе. Он считал, что рисование должно применяться в общеобразовательной школе. Рисование в школе должно проходить по всем правилам этого искусства, как считает Чистяков, при том, что в школе не готовят художников. В круг рисования должно входить: лепка, рисование с натуры, черчение, иллюстрирование, декоративные упражнения и некоторая информация по искусству.

Заслуги Чистякова помогли соотечественникам внести изменения в методику образования художественного мастерства, при этом они опирались и использовали основные положения его методики, вследствие этого, методика преподавания рисунка получила научно-теоритическое обоснование. Изменился взгляд педагогов на изобразительную деятельность детей – отношение к этому стало более серьёзным.

На сегодняшний день имя Чистякова встречается практически в каждом современном учебнике или пособии по рисунку. Как, например, художник, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры, Николай Ли, в своей книге «Основы учебного Академического рисунка» часто обращается к трудам П.П. Чистякова. Особенно в разделах о пропорциях и перспективе.

Чистиков подходил к искусству научно. Благодаря этому, он поспособствовал обогащению искусства и методов его преподавания. Плоды труда Чистякова актуальны в наше время. «Поверочное рисование» применяется и сейчас. В наше время это теперь обычный метод проверки деталей фигуры друг относительно друга, для всех современных художников привычный и понятный.

Список литературы:

  1. Ли Н.Г. Основы учебного Академического рисунка: учебник М.: Эксмо, 1012. – 480 с.
  2. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953. – 265 с.
  3. Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: учебное пособие. – М.: МГУП, 2000. – 136 с. [Электронный ресурс]. URL:
  4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.[schema type=»book» name=»МЕТОД «ПОВЕРОЧНОГО РИСОВАНИЯ» П.П. ЧИСТЯКОВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» author=»Павлова Мария Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://scuto.co.id/slot-online/http://jurnal.umsu.ac.id/public/