Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Методологические подходы к формированию у бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Методологические подходы к формированию у бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современный этап развития отечественного образования характеризуется формированием особой многомерной социокультурной образовательной среды, в которой происходит становление взрослеющей личности. Среда определяет развитие и становление мировосприятия современных детей, для которых образы и эмоции имеют большую значимость в  мировосприятии. Развитие глобальных коммуникаций привели к тому, что в восприятии детей окружающий мир, частью которого они ощущают себя живущими, увеличился до размеров земного шара.

Роль среды признается в качестве ведущего фактора развития и саморазвития подрастающего поколения представителями средового подхода.  По их мнению, взаимодействие со средой формирует и обогащает индивидуальный опыт каждого ребенка, задает направление развития его личности, обеспечивая ее целостность.   Л.С. Выготский считал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» [4, c. 82].

Для того, чтобы среда действительно являлась воспитывающим фактором,  необходимо, чтобы она была многомерной, многоаспектной. Только в такой среде ребенок может реализовать потребности в любви, признании и одобрении, в познании, в удовлетворении своих познавательных интересов и т.д. В полной мере это справедливо по отношению к создаваемой в школе среде, которая в этом случае является образовательной средой.

Образовательная среда рассматривается как целостное организованное пространство, создаваемое для  взаимодействия субъектов образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к созданию подобного многомерного пространства как фактора воспитания и социализации детей и подростков. Внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, является одним из компонентов пространства. В процессе внеурочной деятельности происходит согласование возможностей и готовности всех субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров) к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально- значимые ценности гражданского общества.

 Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что ФГОС общего образования предусматривает включение в содержание образовательного процесса в школе в качестве основного направления деятельности педагогов духовно-нравственное воспитание школьников. При этом предполагается, что данное направление должно быть реализовано как целостный и системный процесс, составляющими которого выступают патриотическое, правовое, социально-экологическое и другие виды воспитания. Целостность процесса также требует проникновения его как в учебный, так и внеучебный процесс, формирования многомерной образовательной среды, обеспечивающей разностороннее развитие школьников.

В связи с этим, актуальной становится компетентность педагогических кадров в области организации внеурочной деятельности, направленной на достижение учащимися метапредметных и личностных результатов. В настоящее время формирование такой компетентности затруднено в связи с неразработанностью научно-технологических основ решения этой задачи в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и педагогических условий формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников составили цель нашего исследования.

В процессе исследования мы опирались на основные положения компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно ориентированного подходов.

Опора на компетентностный подход, обоснованный в трудах  И.А. Зимней [6], В.И. Байденко [3], Э.Ф. Зеера [5]и др., позволила нам раскрыть сущность и содержание исследуемой компетентности будущего бакалавра педагогического образования. Мы рассматриваем компетентность в области организации внеурочной деятельности школьников  как способность и готовность будущего бакалавра педагогического образования к проектированию, осуществлению, контролю, анализу, оценке и совершенствованию разнообразной внеурочной деятельности, направленной на формирование базовых компетенций школьников. При этом мы выделяем в структуре данной компетентности обеспечивающие названные способности и готовность интерес к внеурочной деятельности школьников и потребность в ее организации, прочные и систематизированные знания в области теории и методики воспитания, педагогического проектирования, возрастной и педагогической психологии, владение технологиями педагогического взаимодействия. В качестве отдельного компонента содержания исследуемой компетентности мы предлагаем рассматривать личностную готовность будущего бакалавра к организации внеурочной деятельности школьников, предполагающую наличие опыта творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, хореографической и пр.).

Компетентностный подход непосредственно связан с деятельностным подходом, определяющим деятельность в качестве ведущего фактора становления человека. В соответствии с данным подходом мы предположили, что  одним из условий формирования у будущих бакалавров компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников должно быть их последовательное включение в различные виды деятельности.

Реализация идеи диалога культур в процессе организации внеурочной деятельности. Формирование положительного опыта готовности школьников к системе социальных отношений обеспечивается тем, как происходит овладение ими социальных ролей. В свою очередь, широта освоения социальных ролей определяется участием школьника в деятельности разновозрастных групп и общностей. Входя в такие группы, ребенок овладевает опытом взаимодействия с людьми разного возраста (взрослыми, сверстниками, детьми старше или младше себя по возрасту), что  способствует освоению им культурных ценностей, развитию нравственных качеств.

В рамках реализации данной идеи особое распространение получают различные сетевые проекты и традиционные ключевые дела, в которых происходит встреча людей разного возраста. Л. В. Байбородова [2] спроецировала идею  диалога культур В. С. Библера [3] на организацию внеурочной деятельности в школе, включив  в ее содержание организацию воспитательных диалогов и методик, «точек удивлений», «игровых средоточений» и т.п.  Опыт применения таких методик свидетельствует об их эффективности, что позволило нам сделать предположение о необходимости овладения будущими бакалаврами педагогического образования этими методиками.

Важной методологической основой формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности, по нашему убеждению, является личностно-ориентированный подход [7]. Ориентируя образовательный процесс на формирование и развитие личности ребенка как его ведущую цель, данный подход  позволяет студентам осваивать педагогические ценности, нормы педагогической этики, осознавать значимость  педагогического общения и т.п. Вместе  с тем, необходимо применять личностно ориентированный подход и в работе с самими студентами, учитывать их потребности и интересы, индивидуальные особенности и способности.

Таким образом, реализация названных выше подходов (компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно ориентированного)  обеспечивает эффективную подготовку будущих бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников.

Список литературы:

  1. Байбородова, Л. В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л. В. Байбородова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 319 с.
  2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России, 2004. – №11. – С. 3 – 13.
  3. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – №6. – С. 31 – 42.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
  5. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие для вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 211 с.
  6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
  7. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 1996. – 96 с.[schema type=»book» name=»Методологические подходы к формированию у бакалавров педагогического образования компетентности в области организации внеурочной деятельности школьников» author=»Гаврилова Нелли Геннадьевна, Хрисанова Елена Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik
404: Not Found