Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Среди основных направлений организации учебного процесса важное место в методической работе преподавателя занимает совершенствование лекционных занятий. Лекция была и остается ключевым видом учебных занятий, раскрывающим фундаментальные проблемы науки. В совершенствовании этого важного вида учебных занятий, в процессе изучения экономических дисциплин,  мы определи два основных вида пути:

1) совершенствование традиционных форм обучения и контроля;

2) внедрение новых форм и методов проведения лекционных занятий основанных на дедуктивном методе изложения теории предмета.

При этом, при формировании профессиональных компетенций у студентов направления «Экономика» можно выделить  следующие этапы:

1 этап – формирование знаний о предмете, методологии, структуре изучаемой дисциплины, ее место и роль в системе экономических наук;

2 этап – формирование предметной системы изучаемых экономических знаний, усвоение ключевых категорий, понятий, законов, основных концепций, принципов и др.;

3 этап – формирование обобщенной комплексной системы экономических знаний на основе межпредметных связей с другими науками.

Многие отечественные ученые в области педагогики и психологии акцентируют внимание преподавателей на необходимость понимания лекционного материала, что должно учитываться при оптимальной организации лекционных курсов. Поскольку, понимание – это сложный и длительный процесс, управлять им  значит своевременно выявлять затруднения студента и помогать быстрее их преодолевать, находя специальные методические приемы [1].

Учитывая недостатки информационной лекции – непрерывность изложения (накапливается непрерывная информация) и отсутствие обратной связи, предлагается следующая форма построения лекции при освоении  экономических дисциплин, особенно по сложным темам. Данная модель включает в себя достаточную детализацию изложения материала – разбитого на логические части (модули), которые не перегружают восприятие студентов, помогают им в осмыслении каждой части и позволяют записать понятную для себя информацию.

 Построение лекции в рамках компетентностного подхода основано на изменении цели достижения: то есть лекция выступает не как инструмент передачи материала, а как инструмент усвоения материала. Исходя из намеченной цели качественного усвоения, можно выделить следующие этапы структурирования лекции:

  • общее ознакомление с тематикой лекции;
  • рассмотрение логической связи в последовательности изучения с ранее рассмотренным материалом;
  • четко обозначенная конструкция лекции;
  • цель достижения лекции в понятийном представлении;
  • разбор алгоритмов решений;
  • дискуссия;
  • метод иллюстраций

В свою очередь, в отличии от лекционной, семинарская форма проведения занятий, используемая автором, преследует следующую цель:

— студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, овладеть умениями и навыками постановки и решения вопросов и задач, доказательства и опровержения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки и экономического мышления.

 На семинарских занятиях  студенты  углубляют приобретенные теоретические знания путем выполнения различного рода учебных заданий, решения отдельных проблем и ситуаций. На практике используются следующие формы проведения семинаров:

1) вопросно-ответный семинар;

2) развернутая беседа по заранее объявленной и пройденной на лекции теме;

3) устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

4) выполнение контрольных заданий;

6) семинары-дискуссии и др.

Важным условием результативности семинаров выступает доверительная обстановка, когда студенты не боятся высказывать спорные идеи или ошибаться. Для более успешного усвоения учебного материала заранее определяется и выстраивается  нужная структура проверочных вопросов и заданий. При этом от студентов требуется не только определенный уровень теоретических знаний по изучаемой теме, но и умение применять их в конкретных ситуациях, логически мыслить, отстаивать свою точку зрения, а также использовать различные методы, соответствующие изучаемой дисциплине [1,2].

Однако здесь уместно подчеркнуть, что объем часов семинарских (практических) занятий меньше объема лекционных часов, к тому же практические занятия преимущественно нацелены на усвоение теоретического материала, заложенного в учебники и учебные пособия, в которых многие темы рассматриваются больше в теоретических аспектах и даются в существенном отрыве от практической реальности. Для компенсации данного разрыва предполагается по отдельным темам применять систему практических ситуаций, наиболее приближенных к реальным условиям. Чтобы охватить все темы изучаемых дисциплин, часть практических ситуаций разрабатывается преподавателем.

Самостоятельная работа студента организуется согласно представленным темам. В самостоятельной работе студентов можно выделить следующие виды работ:

  • предоставление докладов, рефератов;
  • подготовка к тестированию;
  • решение контрольной работы;
  • анализ конкретной ситуации
  • разбор проблемной ситуации

При изучении экономических курсов наиболее эффективным является выполнение деловых игр. Деловая игра помогает студентам приобрести помимо определенного запаса знаний и умений, элементарные навыки принятия обоснованных решений в различных ситуациях. Выполнение деловой игры, где ставятся жизненные задачи, требует одновременного применения теоретических знаний и быстрого выполнения практических действий. Наилучших результатов можно добиться при охватывании нескольких теоретических разделов. Но наиболее эффективной является игра, по мнению автора, охватывающая весь курс. Хорошему  результату в игре способствуют знание теоретических положений, умение правильно применять расчетные формулы, понимание сущности экономических понятий. При проведении игр заинтересованность студентов мотивируется дополнительными баллами при промежуточной и итоговой аттестации.

Таким образом, подход преподавателя к выстраиванию структуры изучаемой дисциплины несет в себе элементы творчества и возможность развития  инновационных  форм обучения для более успешного усвоения материала.

Список литературы:

  1. Подлавильчева Н.П. Дедуктивный метод как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов вуза экономического профиля: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Подлавильчева  Надежда Петровна. —  Тула, 2013.- 173 с.
  2. Подлавильчева Н.П. Развитие методики оценивания изучения дисциплины «Экономическая теория в рамках компетентностного подхода// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. 2012 . С.340-344[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ» description=»В статье рассмотрен подход автора к совершенствованию методики преподавания экономических дисциплин в вузе, основанный на требованиях современных стандартов высшего профессионального обучения, и способствующий повышению эффективности обучения. » author=»Подлавильчева Надежда Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found