Номер части:
Журнал

Методика использования учебной видеозаписи при изучении педагогических дисциплин



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Методика использования учебной видеозаписи при изучении педагогических дисциплин // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Научно-техническая революция второй половины ХХ века характеризуется бурным развитием науки и ее активным вторжением во все сферы человеческой деятельности, быстрой сменой технологий, непрерывным появлением новой и новейшей техники. В эпоху технологической революции, как правило, использование в деятельности человека современной техники, определяет ее высокий результат. В области образования все большую роль начинают играть новые информационные технологии (НИТ). Основной целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.

Применение в ВУЗе средств массовой информации (СМИ) и их особого типа – аудиовизуальных средств обучения – стало неотъемлемой чертой современного процесса обучения. Развитие и совершенствование СМИ вносит бесспорное изменение в процессы познания и общения [4].

Современное поколение студентов выросло под непосредственным влиянием на них СМИ с раннего детства. Информация, получаемая с помощью средств массовой информации, стала столь же привычной, как и информация, почерпнутая из книг, учебников, от преподавателей и родителей.

Видеозапись позволяет решить проблему создания особого «обучающего экранного пространства-времени» с использованием всех без исключения приемов монтажа кадров. Монтажно-драматургическая структура видеозаписи, которая не отличается такой жесткостью, как в кино или прямой трансляции по телевидению, допускает введение печатного текста, списка трудных для усвоения формулировок, кадров с иллюстрированным материалом (таблицами, схемами…).

Видеозапись позволяет по-новому строить и решать такие исконно трудные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий [2].

С точки зрения психологии обучения включение видео в процесс обучения не вызывает особых трудностей, поскольку процесс просмотра видеокассет близок к условиям чтения текста: запись можно задержать с помощью стоп-кадра, повторить просмотр отдельного фрагмента или всей записи, сделать паузу для выполнения задания или проведения записи в тетради и т.п. [3]

Возможность при помощи учебной видеозаписи создавать благоприятные условия учебной деятельности, как отмечает А. И. Манторов, можно рассматривать в двух аспектах:

  • как улучшение объективных или внешних условий: информационных, методических, учебно-организационных, гигиенических;
  • как создание благоприятных субъективных (внутренних условий), направленных на рациональное регулирование деятельности учения [1].

Объективные условия, будучи изначально внешними по отношению к индивидуальному субъекту учебной деятельности, в конечном счете, отражаются и преломляются в его психике, и поэтому приобретают важное психолого-педагогическое значение. Разумеется, внутренние, субъективные факторы активности учения возникают и поддерживаются не только вследствие тех благоприятных внешних условий, которые создаются в учебном процессе учебной видеозаписью. Как известно, внешние причины действуют через внутренние условия, и отсутствие положительной мотивации к учению нельзя компенсировать таким частным фактором, как применение учебной видеозаписи. Преподавателю необходимо в полной мере учитывать всю технологическую ситуацию, складывающуюся в дидактической системе.

Создание и использование учебной видеозаписи должны происходить взаимосвязано, как в аспекте производства (видеосъемки), так и в организации и управлении познавательной деятельностью студентов.

Учебная видеозапись – средство, являющееся посредником между преподавателем и студентами: управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем на этапах составления учебного курса и проведения занятия.

Поскольку учебная видеозапись не является универсальным средством, а обладает лишь определенными дидактическими возможностями, она не должна заменять чтения, рассказа, непосредственного наблюдения студентами за теми объектами и явлениями, которые им доступны. Более того, учебная видеозапись должна вписываться в систему других знаний, наблюдений, бесед, неся в себе заряд, активизирующий мыслительную деятельность студентов, удовлетворяющий их потребность в приобретении знаний и формировании общепедагогических умений.

На практических, семинарских занятиях и лабораторно-практических занятиях, проводимых в традиционной форме, анализ педагогических явлений или ситуаций базируется не на наглядном образе, а на вербальном сообщении о нем. Педагогическая ситуация при таком сообщении часто раскрывается лишь с внешней стороны, студенты не могут воспроизвести само событие, выделить внутренние связи, характерные закономерности, соотнести с другими явлениями. Издержки данной методики преподаватели вуза стараются ликвидировать во время прохождения студентами педагогической практики. Но для систематической работы на занятиях в вузе использовать материал педагогической практики в традиционном его фиксировании на практических. семинарских и лабораторно-практических занятиях почти невозможно. Например, педагогическая практика в дошкольном учреждении, школе, педагогическом училище предполагает индивидуальную работу студента с детьми. Последующее обсуждение в вузе пережитых студентом ситуаций есть лишь изложение его личных впечатлений. Отсутствует объективная фактологическая база семинарского обсуждения.

Использование видеозаписи на этих видах занятий дает возможность преподавателю подготовить студентов к тому или иному событию и дать предварительную ориентацию. Для выделения интересных или необходимых моментов поведения детей, явлений педагогического процесса целесообразно замедлять или прерывать видеозапись. Для оценки и сравнения различных аспектов педагогического процесса, при семинарском обсуждении или выполнении различного рода заданий, по необходимости, можно произвести повторный просмотр. Время демонстрации учебой видеозаписи на занятии должен определять педагог.

Рассмотрим этапы работы с аудиовизуальным материалом.

Предкоммуникативный этап.

Перед использованием учебной видеозаписи преподаватель должен:

  • отобрать из фонда учебной видеозаписи необходимую для изучения данной темы;
  • тщательно просмотреть ее;
  • определить цели использования видеозаписи в изучении данной темы;
  • продумать систему вопросов, заданий, пояснений к учебной видеозаписи в соответствии с задачами изучаемой темы, уровнем подготовленности студентов;
  • подготовить студентов к наблюдению (ознакомление с методикой записи хода наблюдений, формой записи, требованиями к фиксации и оформлению хода наблюдений, с программой анализа результатов наблюдения).

Коммуникативный этап.

Организация преподавателем аудиовизуальной информации представляет собой процесс управления познавательной деятельностью студентов. Наиболее эффективное управление достигается при его непрерывности, т.е. когда имеет место замкнутый цикл процесса управления.

Информация, поступающая от преподавателя, – это прямое воздействие на обучаемого как на объект управления, который перерабатывает воспринятую информацию в знания. Информация об уровне усвоения материала, поступающая от обучаемого к преподавателю – обратное воздействие (или обратная связь) от объекта управления на орган управления (источник информации). Несоответствие знаний обучаемого предъявляемым к нему требованиям (полноте переданной информации) является рассогласованием в обратном воздействии, которое должно приводить к коррекции процесса познавательной деятельности. Чем полнее усвоил обучаемый переданную информацию, тем меньше рассогласование в этом направлении, и наоборот. При появлении рассогласования преподаватель должен разъяснить непонятную для обучаемого информацию, дать консультацию, дополнительное задание и др. После этого преподаватель должен проконтролировать правильность выполняемых действий обучаемого. Чем чаще контроль за процессом познавательной деятельности обучаемого, тем эффективнее управление.

Эффективность управления через контроль будет достигнута если:

  • систематичность контроля обеспечивает коррекцию познавательной деятельности в течение изучения аудиовизуальной информации;
  • плановость контроля делает его регулярным, предусматривает определенной время проведения, обеспечивает усвоение наиболее важных моментов аудиовизуальной информации;
  • объективность и достоверность результата контроля достигается не только регулярностью поступления обратной информации по изучаемым вопросам, но и ее полнотой.

При использовании учебной видеозаписи на этапе изучения, закрепления учебного материала в прилагаемых заданиях необходимо концентрировать внимание студентов на отдельных сюжетах или элементах сюжета. В этом случае обучаемым целесообразно отвечать на вопросы последовательно, в процессе просмотра учебной видеозаписи.

Как отмечает Л. П. Прессман, обратная связь в процессе обучения заключается в том, что его промежуточные результаты воздействуют на его ход, на действия обучения, преподавания и учения. Эти воздействия передают информацию о промежуточных результатах от органа, воспринимающего результаты, к органу, оценивающему их на основе имеющейся в нем программы и принимающему решение, что делать дальше [4].

Связи, идущие от обучаемого к источнику информации и от него опять к обучаемому обычно называют внешней обратной связью. Внешняя обратная связь играет ведущую роль. Она дисциплинирует обучаемого, стимулирует напряженность деятельности. При наличии хорошей внешней обратной связи деятельность каждого обучаемого находится в поле зрения преподавателя, который получает большие возможности для организации напряженной деятельности учения.

В нашем случае внешняя обратная связь будет выглядеть следующим образом.

Информация о ходе и результатах обучения, получаемая преподавателем по внешней обратной связи служит для него основанием корректировки процесса обучения с использованием учебной видеозаписи.

Сопоставление собственного ответа студента с аудиовизуальным сообщением преподавателя служит для студента основанием самооценки и самокорректировки своих знаний.

Рассмотрим несколько примеров работы с учебной видеозаписью в изучении материала студентами.

  1. На этапе изучения новой темы к учебной видеозаписи прилагается вопрос, ответ на него студенты должны найти в результате просмотра учебной видеозаписи. Чтобы студенты убедились в справедливости ответа следует повторить запись к моменту, где разъясняется суть вопроса. Возможны различные варианты повторов:

а) полное повторение учебной видеозаписи;

б) повторение отдельного сюжета учебной видеозаписи;

Если осталась невыясненной видеоинформация, можно предложить студентам составить письменный комментарий на тот или иной сюжет после просмотра, либо одновременно с просмотром без звука.

  1. На этапе закрепление учебного материала темы студентам снова предлагается ответить на вопрос Ответить на этот вопрос студенты должны до просмотра учебной видеозаписи. После ответа на вопрос студенты просматривают учебную видеозапись. Опорной базой для сравнения правильности своего ответа служит содержание учебной видеозаписи и ранее полученные знания.
  2. Другой вариант. Использование учебной видеозаписи на занятиях по следующему плану: после просмотра учебной видеозаписи студент составляет вопросы. Отвечают на них другие студенты. Данный вариант использования учебной видеозаписи способствует формированию коммуникативных умений у студентов. Для проверки справедливости суждений студентов при составлении ими вопросов и ответов на них нужно провести повторный просмотр учебной видеозаписи.
  3. Используя учебную видеозапись как наглядное пособие, студенты в индивидуальном порядке знакомятся с ее содержанием, затем осуществляют повторный просмотр для получения ответа на вопрос. Во время просмотра студент может сделать стоп-кадр, замедлить или увеличить скорость кадров в соответствии с изучением им учебного материала. Навыки такой работы формируются постепенно и требуют от преподавателя предварительно, поэтапно отработать их, по возможности, с каждым студентом. Овладение навыками работы с видеоаппаратурой позволяют студентам использовать учебную видеозапись в самостоятельной работе.

Таким образом, использование учебной видеозаписи в учебно-познавательном процессе позволяет подключить к активной форме учебно-познавательной деятельности большинство студентов. Вариант использования учебной видеозаписи зависит от типа, целей и структуры занятия.

А. Н. Манторов установил, что для успешной работы с учебной видеозаписью, она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание учебной видеозаписи должно быть адресовано конкретной группе студентов и соответствовать возможному для данного вида занятия уровню усвоения материала.
  2. Учебная видеозапись должна не только демонстрировать педагогические явления, но и предлагать способ их описания, объяснения, т.е. представлять собой логически завершенный блок.
  3. Сюжет учебной видеозаписи должен охватывать ключевые позиции соответствующей программной темы, связанные друг с другом по содержанию и изобразительному решению и составлять их диалектическое единство.
  4. Смена кадров на мониторе должна соответствовать особенностям и возможностям зрительной памяти.
  5. Дикторский текст учебно-программных учебных видеозаписей, предназначенных для самостоятельной работы студентов, должен носить характер раздумья, размышления, включать обращения к зрителям, побуждать их к соучастию в поиске, в действии.
  6. Учебная видеозапись должна вестись с соблюдением логики, предусмотренной сценарием [1].

Изложенные выше особенности определяют характер деятельности педагога в условиях применения учебной видеозаписи, а также особенности управления учением студентов.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. Использование учебной видеозаписи в рамках учебных занятий по педагогическим дисциплинам должно составлять органическое единство с тканью этого занятия.
  2. Использование учебной видеозаписи требует от преподавателя:
  • учета и прогнозирования хода учебно-познавательной деятельности студентов;
  • учета индивидуальных особенностей мыслительной деятельности студентов связанных со временем усвоения учебной информации и степенью сложности ее формирования;
  • сочетать различные формы организации учебного процесса, согласования их содержания, форм и методов организации;
  • использовать комплекс методов и средств обучения (проблемный подход в обучении, решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, изучение и анализ педагогического опыта, системы практических заданий и др.);
  • формировать умения студентов работать с аудиовизуальной информацией.
  1. При организации предъявления учебной аудиовизуальной информации необходимо осуществлять регулярный контроль за ее усвоением. Информация о ходе и результатах обучения, получаемая преподавателем, дает основание корректировать процесс обучения, влиять на формирование познавательного интереса студентов.

В последние годы педагогические вузы переходят на новые учебные планы, в которых предусматривается новая структура изучения педагогических дисциплин, сокращение или углубление (расширение) программ изучения отдельных предметов, что приводит к необходимости поиска новых подходов использования учебной видеозаписи.

Совершенствование учебной видеозаписи требует решения комплекса проблем:

  • создание циклов учебных видеозаписей по ряду педагогических дисциплин;
  • создание учебных видеозаписей, учитывающих их вариативное использование на разных этапах обучения;
  • учитывать межпредметные связи;
  • создание учебных видеозаписей учебно-программного плана, используемых в самостоятельной работе студентов;
  • создание учебных видеозаписей, выполняющих различные функции (УВЗ – иллюстрация, УВЗ – информация, УВЗ – обобщение и др.).

Список литературы:

  1. Манторов, А.И. Педагогические основы создания и применения учебной видеозаписи в формировании общепедагогических умений у студентов педвуза. – дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 1996. – 195 с.
  2. Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  3. Прессман Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней общеобразовательной школе: (На примере гуманитарных предметов). Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1981. – 426 с.
  4. Прессман Л.П. Учебное телевидение за рубежом// Советская педагогика. – 1991. – №12. – С. 128–131.[schema type=»book» name=»Методика использования учебной видеозаписи при изучении педагогических дисциплин» description=»В статье рассматриваются возможности при помощи учебной видеозаписи создавать благоприятные условия учебной деятельности. Рассмотрены этапы работы с аудиовизуальным материалом.» author=»Хижняк Людмила Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх