Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Понятие «концептуальные положения нами употребляется для обозначения ведущего  замысла, главных ориентиров в целях систематического освещения сущности и содержания духовно-нравственных позиций казахских просветителей.

Сегодня социально-экономические преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен сознания людей, требуют переосмысления и значительного приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования, которое должно перейти от традиционной формы обслуживания производства к культурно-творческой.Способом реализации ее выступает гуманитарное образование, ставящее целью демократическое просвещение общества, являющееся многогранным средством его гуманизации, так как предполагает формирование интеллекта, воспитание культуры чувств, эмоций, выработку определенной системы жизненных ценностей и ориентиров.Стратегия государственной политики в области гуманитарного образования проводится с учетом общечеловеческих ценностей и национальных особенностей Казахстана, что весьма тесно, как мы счи­таем, переплетается с нравственно-этической концепцией казах­ских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева, творческий путь которых выпадает как раз на вторую половину прошлого столетия, когда особенно остро стояла проблема пробуждения самосознания, духовного возрождения науки, приобще­ния к высотам мировой цивилизации.

О казахских просветителях-демократах сказано и написано нема­ло, особенно об Абае. Но именно сейчас, когда создается новая история независимой Республики Казахстан, необходима корректировка взглядов на их творческое наследие и, прежде всего, — осмысление их общечеловеческой нравственной концепции формирования души моло­дого поколения, так как социально-экономические и моральные ка­таклизмы нашего трудного переходного периода самым бедственным образом сказываются на духовно-нравственном облике молодежи.И именно целенаправленная просветительская деятельность Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева дала импульс новому направлению в истории развития педагогической мысли Ка­захстана — реалистическому осознанию личности и, прежде всего, ее нравственных представлений и позиций, нравственных ценностей и идеалов.

Общество, среда, обстоятельства — вот что определяет нравст­венное сознание человека. Справедливо полагали они, что «человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники»[1, с.25]. Причем в моральной переоценке личности просветители-демократы исключительное значение придавали роли воспитания и возлагали на него свои надежды.И хотя на сегодня имеется солидная источниковедческая и исследовательская база углубленного изучения наследия казахских просветителей, педагогический аспект их этической мысли остается не вполне раскрытым, что и составляет суть проблемы разрабатывае­мых  нами ее концептуальных  положений, предмет:  педагогические основы нравственно-этических воззрений казахских просветителей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.

Цель разработки данных концептуальных положений составляет вычленение основ­ных ориентиров нравственно-этической позиции казахских просвети­телей для определения роли и возможностей их эффективного исполь­зования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Казахстана в совре­менных условиях гуманитаризации образования.

В связи с реализацией данной цели нами сформулированы следую­щие задачи:

  1. Охарактеризовать главные ориентиры концептуальных положений нравственно-этических позиций Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.
  2. Обобщить основные положения педагогической этики казахских просветителей.
  3. Выработать некоторые рекомендации по использованию концептуальных положений нравственно-этических позиций казахских просветителей в сов­ременной практике воспитания детей и молодежи Казахстана.

Ведущая идея: исследование генезиса этической мысли просвети­телей-демократов Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева как важной составляющей развития общечеловеческой мора­ли, освоение моральных ценностей прошлого — непреходящее условие нравственного обогащения личности и гуманизации содержания духовно-нравственного воспитания в период рыночных отношений в рес­публике.Итак, остановимся на основных ориентирах духовно-нравственныхпозиций  казахских просветителей-демократов.

Этическая мысль в Казахстане во второй половине XIХ века в определенней мере развивалась под влиянием общественно-политичес­кого процесса присоединения Казахстана к России, способствовав­шего стремлению передовых людей казахской степи переосмыслить существующие нормы нравственности с позиции гуманистического, де­мократического подхода к этическим вопросам. Критика была направ­лена против несправедливости, против попрания норм общечеловечес­кой морали имущими слоями общества.

Это новое направление в духовной и, в особенности, нравствен­ной жизни казахского народа находит отражение в творчестве выдаю­щихся казахских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.

Средствами достижения нравственного идеала казахские просве­тители считали труд и просвещение народа.

  1. Труд рассматривают как жизненную потребность человека, как основу его нравственности. Люди труда — святые люди.
  2. Наука — универсальное средство для разрешения всех нрав­ственных проблем. Лишь званием движется век. Идея просвещения своего народа через сближение с общечеловеческой культурой.
  3. Благоразумная умеренность во всем: Познай во всем меру.
  4. Совестливость, совесть, стыд — нравственный регулятор по­ступков и поведения, моральная ответственность перед людьми.
  5. Постоянная самооценка, самоконтроль, саморегуляция, само­воспитание.
  6. Идея дружбы между народами как естественная потребность всех людей: почтительное отношение к культуре, языку, националь­ному достоинству других народов, идеи мира, взаимопонимание и согласие между всеми народами, живущими на земле.
  • «Люди, вы друг у друга в гостях, все вы гости мира сего. Зачем же вы спорите по пустякам? Зачем же вы враждуете друг с другом? Зачем же вы завидуете друг другу? Разве это достойно вашей натуры?» [1, с.56].

Живущие всюду народы

Для радости рождены

Всех ласково греет солнце,

Всем светят лучи луны.

Особо рожденных не было

И нет на этой земле.

Мы друг перед другом с детства

Во всем должны быть равны [2, c. 28].

— «Человек, познавший культуру и язык другого народа, ста­новится вместе с ним равноправным и не будет жить праздно». [1, с.56].

— «Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского правительства»[3,c.308].

Этические суждения Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева основаны на лучших традициях своего народа, на передовых этических учениях прошлого и современников в России и за рубежом.

Этическое кредо просветителей-демократов — борьба со злом, социальной несправедливостью и нравственной испорченностью — сыграло большую роль в формировании и развитии этической мысли теории духовно-нравственного воспитания в Казахстане.

Нравственные идеалы Чокана Валиханова заключались в следующем:

—  Борьба против общественного и нравственного зла в казах­ском обществе.

— Осуждение лживой и «дикой» морали местной знати и царских чиновников, утилитарного использования ими для достижения своих эгоистических целей нравственных понятий «совесть», «справедли­вость», «долг» и др.

— Борьба против ханжеской религиозной морали, превращающей человека в раба божьего, призванного неизбежно страдать и терпеть: «Татарское духовенство, которому вверило русское правитель­ство наше нравственное воспитание, занималось до сих пор только вашим нравственным растлением, брало взятки, учило ханжеству и обманывало доверчивый наш народ».

Вывод: «Ни в коем случае нельзя доверять духовенству дело нравственного воспитания молодого поколения».

— Представление о возможности предоставления царской Россией равноправия ее «инородческим сыновьям» при условии управления степью справедливым султаном, истинно образованным человеком, полезным и нужным своему народу.

— Разработка «общезначимых» проблем перспектив общественного и нравственного развития казахского народа.

— Уверенность в признании истинно образованных молодых людей, проникнутых патриотизмом, «При уме, силе воли, честности, благо­родстве и теплой душе», могущих сделать добра сотням, тысячам народа.

— Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему. как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями.

— Образование должно быть общечеловеческим.

— Образование должно быть гуманным и народным.

— Идея «эмпирического эгоизма», включающая в себя «действен­ные и страдательные качества индивидуумов, посвятивших себя поль­зе близких» [3,c. 404].  Педагогическая этика ИбраяАлтынсарина имела следующее содержание:

— Размышления о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и от­ношений — основополагающая суть этики ИбраяАлтынсарина, являю­щейся прежде всего педагогической, так как пронизана мыслями о воспитании высоконравственной личности.

— На свою учительскую деятельность смотрел как на великое нравственное служение своему народу: «Я не отступлюсь от своих коренных убеждений и стремлений быть полезным своим родичам, насколько хватит сил. Дай только бог сил устоять против человечес­ких интриг и не умереть с тоски от незаслуженных напастей».

— Педагогическая этика И.Алтынсарина — это этика народа, так как устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа, — важный источник его этических воззрений, изложенных в виде наставлений и советов.

— В понятие счастья И.Алтынсарин, наряду со многими компо­нентами, включает три основных: трудолюбие, умеренность, творить добро.

— Нравственный долг казахской интеллигенции — забота о нуж­дах своего народа, забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей родины, содействовало ее экономическому и культурному развитию — вот те основные зада­чи гражданина — патриота, выполнение которых составляет нравст­венный смысл его жизни.

— Нравственные основы семейного и школьного воспитания: главные средства нравственного воспитания — труд и пример родителей, учителей и взрослых.

— Сочетание горячей любви к своей родине с глубокой ненави­стью ко всему реакционному, что задерживало духовное развитие казахского народа, чем являлись, наряду с экономической отста­лостью, муллы и проповедуемый ими ислам.

— Патриотизм и гуманизм — важные черты высоконравственного человека.

— «Сильный проводник чистых истин нравственности общечелове­ческой», — современники об И.Алтынсарине.

Что же касаетсянравственных заповедей Абая,то они, как и взгляды Чокана Валиханова и ИбраяАлтынсарина, явились отражением нравственной жизни каза­хов второй половины XIX века, а любовь к простому труженику оп­ределила гражданское и нравственное кредо просветителя, положен­ное в основу разработанных им прогрессивных нравственно-этических идей:

— Простолюдин, прославившийся умом — выше царя, вознесенного судьбой. Юноша, предающий труд, достоин старца, торгующего своей бородой.

— Сытый попрошайка — дьявол во плоти, ленивый суфилицанер.

— формирование нравственных принципов и нравственных норм поведения в процессе самой жизни в противовес религиозному уче­нию о «божественной предопределенности морали».

— Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз ни посты, ни паломничество не достигнут цели.

— Несмотря на разное социальное положение — богатство одних и бедность других — люди от природы равны: в этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться — все это одинаково.

— Но, несмотря на прирожденное равенство, люди в нравствен­ном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, дру­гие — добродетельны, умны, скромны.

— Среда, эпоха: гражданское законодательство и образ жизни людей — источник общих предпосылок нравственности.

Абай осознает прямую зависимость нравственного формирования личности от социальной среды:»Человека формирует эпоха. И если кто стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники».

— Счастье как критерий морали. Стремление человека к счастью — важнейший фактор, определяющий смысл жизни, который — в знании труде, благих деяниях на пользу народу.

— Высший этический идеал Абая Кунанбаева выражен в нравст­венной формуле «Адам бол!» — «Будь человеком», «Адам дегенданкым бар!» — «Я горд тем, что я человек!»

Этический смысл абаевской формулы «Адам бол!» — в высокой оценке роли и назначения человека в жизни, сочетающего в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь.

Абай не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессиональной педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно-этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравствен­ные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество предшест­вовавших ему представителей казахской народной интеллигенции — акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.

Казахские просветители-демократы Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и сегодня, когда прогрессивная общественность отмети­ла их полуторастолетние юбилеи, по-прежнему продолжают нравст­венно воспитывать не только объективным содержанием своего гу­манного творчества, но и своей личностной нравственной позицией.Учители, проповедники доброты и гуманизма, истинные Учители молодежи. Учители учителей, так как в центре их миропонимания находится человек, сущность которого рассматривается многопланово: с точки зрения биологической, психологической, философской, социальной, эстетической и педагогической.

Особенно их привлекает нравственный и эстетический облик че­ловека: его образование и воспитание, уровень развития его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни.Суть нравственно-этических позиций казахских просветителей в том, что исключительное значение в моральной переделке лично­сти придавалось ими воспитанию:

«Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык вся­кому, кто говорит, что человек неисправим» [1, с.75].

Итак, можно с полным правом утверждать, что провозглашенные в 60-х годах XIX столетия Ч.Валихановым, И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, с дру­гой стороны, — вызывающие любовь к труду, самоотверженную борь­бу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изуче­нии науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и тре­буют самого пристального изучения и овладении ими каждым, осо­бенно учащейся молодежью.Нравственно-этическая концепция казахских просветителей должна найти свое достойное отражение в учебно-воспитательной работе в вузе: в системе специальных занятий, спецкурсов (примерная программа одного из спецкурсов прилагается) и педагогических чтений, курсовых и дипломных работ студентов – должна быть реализована в разнообразных формах внеучебной  и внеаудиторной работы: беседах, диспутах, круглых столах, конференциях, литературно-музыкальных вечерах (примерная тематика прилагается).

Таблица 1

Программаспецкурса «Абай и современная педагогическая мысль Казахстана»

№№ Тема Лекции

час

Семинары, часы
1 Педагогическое наследие Абая и современные задачи нравственного воспитания. 2 2
2 Народная педагогика  в творчестве Абая. 2  
3 Абай — учитель казахской молодежи.

Великий просветитель об учителе.

2  
4 Нравственно-этический смысл «Назиданий» Абая. 2  
5 Психолого-педагогические взгляды Абая. Психологическое содержание абаевского стиха. 2 2
6 Абай о трудовом воспитании. Эстетическое в творчестве Абая и современные задачи эстетического воспитания. 2  
7 Педагогическая этика Абая 2 2
8 Дидактические взгляды. Абай о роли науки  и образования. 2 2
9 Вклад Абая в развитие родного языка – педагогический аспект. Абай об изучении русского языка как средства межнационального общения. 2  
10 Абай – великий гуманист, демократ, интернационалист. 2  
Итого: 20ч. 10ч.

Примерная тематикакурсовых и дипломных работ, бесед, докладов, лекций, литературно-музыкальных вечеров, конференций о педагогическом наследии казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева

1.Педагогическое наследие казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и современность.

  1. Казахские просветители об учителе.

3.Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев о трудовом обучении и профессионально-техническом образовании.

4.Идея народности воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского и казахских просветителей.

5.Педагогическая значимость личности Чокана Валиханова – первого казахского ученого, просветителя-демократа.

Список литературы:

1.Кунанбаев А. Избранное. — Алма-Ата: Казгосиздат., 1988. — 340 с.

2.Алтынсарин И. Собр. соч. в трех томах. Т.l — Алма-Ата: Наука,1975. — 359 с.

3.Валиханов Ч.  Избранные произведения. — М.: Наука, 1984. -414 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КАЗАХСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-ДЕМОКРАТОВ Ч.ВАЛИХАНОВА, И.АЛТЫНСАРИНА, А.КУНАНБАЕВА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ТЕОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА» author=»Урунбасарова Элеонора Адаловна, Муханова Жанаргуль Айтжановна, Алькеева Сауле Мухамеджановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found