Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГА ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГА ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Успешное проведение реформ высшего образования на Украине, Белоруссии, Армении и Казахстане диктуют необходимость создания такого рыночного инструмента развития конкуренции между вузами Евразийского Союза как рейтинг.

Одновременно в этот рейтинг включаются Центрально-азиатские страны: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Туркменистан, которые с 2013 года занимаются повышением качества образовательных программ в соответствии с европейским проектом «Настройка (Тюнинг)» [8].

Концепция рейтинга вузов и образовательных программ Евразийского Союза (Евразийский Союз является наследником ЕврАзЭС, где в 2013 г. по разработанной нами методологии МИГ «Интерфакс» провел линейное ранжирование вузов стран СНГ, в котором участвовали специально отобранные вузы) определяет принципы, основные цели и задачи по повышению качества и релевантности вузов на глобальном рынке образовательных услуг за счет углубления межвузовского сотрудничества и ориентации на европейские стандарты.

Концепция является основным документом не только продвижения вузов Евразийского Союза в глобальных рейтингах, но и документом, определяющим меры по сотрудничеству в повышении качества и релевантности национальных систем высшего образования этих стран. Она призвана обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, вузов и научных учреждений, организаций и общественных объединений в развитии высшего образования и научных исследований.

Настоящая концепция рейтинга основывается на развитии сотрудничества в области реформирования высшего образования, его диверсификации и классификации вузов, обеспечения качества образования и научных исследований, которые способствуют повышению конкурентоспособности вузов в соответствии с современными глобальными вызовами.

Современная система обеспечения качества

Создание рейтинга вузов Евразийского Союза возможно только при переходе всех национальных систем высшего образования на современную систему обеспечения качества, основанную на независимой аккредитации и предоставлении вузам автономии и академических свобод. Только в этом случае можно на равных с развитыми странами участвовать в разработанных ими международных рейтингах университетов и играть по их правилам. Как известно из европейского опыта, вузы, работающие по минимальным пороговым стандартам, не рейтингуются [3].

Анализ глобальных рейтингов показывает, что основными пользователями рейтингов являются абитуриенты, в основном выпускники школ, желающие выбрать вуз и образовательную программу первого уровня высшего образования. Прежде всего, именно на эту целевую группу ориентированы рейтинги, которые борются за подготовку специалистов и финансирование на глобальном рынке образовательных услуг.

В отличие от них евразийский рейтинг ориентируется также на правительства, органы управления образованием и наукой, работодателей и сами вузы. При этом все аудитории нуждаются в более подробной информации в противоположность запросам абитуриентов. В задачи рейтинга входит поиск оптимального соотношения, чтобы удовлетворить эти ожидания, т.к. ориентация на целевые аудитории определяет концепцию рейтинга, показатели и способы предоставления результатов.

Создаваемый рейтинг основывается на международных стандартах и рекомендациях Международной группы экспертов по ранжированию (IREG), изложенных в Берлинских принципах, принятых в 2005 г.

Рейтинг дистанцируется от заинтересованных сторон: в первую очередь от органов управления образования и самих вузов, так как такой подход определяет его независимость. Таким образом, решается проблема конфликта интересов, как участников образовательного процесса, так и выгодоприобретателей.

Независимость рейтинга обеспечивается также Наблюдательным комитетом, в обязанности которого входит соблюдение принципов независимости, беспристрастности, целостности и свободы от ангажированности. Комитет включает представителей всех стран-участниц, а также иностранных экспертов.

В Европе, США и других развитых странах существует четырехуровневая система контроля и обеспечения качества высшего образования. Первый уровень – это лицензирование вузов и программ, второй уровень — аккредитация вузов и программ независимыми профессиональными агентствами на срок от 4 до 6 лет. Третий уровень – сертификация и регистрация специалистов профессиональными ассоциациями, которые разрабатывают профессиональные стандарты и требования рынка труда. И четвертый уровень, это – рейтинг, который ежегодно оценивает аккредитованные вузы по ключевым критериям качества их деятельности. Все эти органы являются независимыми.

Автономия университета является необходимым условием обеспечения высокого качества образования и научных исследований. Поскольку организация и управление вузами определяется организацией учебного процесса и научных исследований, то вполне понятно, что в целях повышения эффективности эти обязанности следует возложить на университеты [1].

Сотрудничество вузов европейско-азиатского региона

На сегодняшний день пример международного сотрудничества в области качества инженерного образования демонстрирует Ассоциация инженерного образования России, которая, являясь с 2006 г. членом Европейской сети по аккредитации инженерного образования (ENAEE), к настоящему времени аккредитовала свыше 200 образовательных программ в вузах России и Казахстана. Как известно, Российский союз научных и инженерных обществ с 2008 г. представляет Россию в Европейской федерации национальных инженерных ассоциаций (FEANI). В 2009 г. создан Российский мониторинговый комитет FEANI, который уполномочен присваивать звание «Европейский инженер» (EurIng)с регистрацией в FEANI Register. В 2010 г. создан Российский мониторинговый комитет инженеров APEC (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) для присвоения звания «инженер АТЭС» с регистрацией в APEC Engineer Register.

С 2011 года в Казахстане функционирует «Независимое агентство аккредитации и рейтинга», составляются «Рейтинг качества крупнейших ВУЗов Казахстана» исследовательского агентства «Рейтинг.kz», «Топ 30 вузов Казахстана» и «Рейтинг вузов Казахстана в разрезе специальностей бакалориата» Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан, «Рейтинг вузов Казахстана по образовательным программам» Национального аккредитационного центра Министерства образования и науки. Большой опыт накоплен на Украине в области ранжирования вузов: составляются такие рейтинги как рейтинг ЮНЕСКО «ТОП-200», рейтинг «Компас» и рейтинг «Деньги». С января 2014 г. начал функционировать рейтинг вузов Белоруссии.

В России также функционирует несколько академических и профессиональных рейтингов. У России есть положительный опыт по созданию сетевых университетов стран СНГ. В настоящее время создается сетевой университет стран БРИКС. Целью первого сетевого университета является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого образовательного пространства СНГ. В 2008 г. Инициатором проекта выступил РУДН. Консорциум сетевого университета включает 16 ведущих вузов из 8 стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Проект направлен на развитие межвузовских связей и углубление сотрудничества в области науки и высшего образования стран СНГ. В соответствии с проектом, получив базовое образование в своем вузе, студенты из стран СНГ затем проходят подготовку в магистратуре России.

Другой проект – Евразийский открытый университет – Международный консорциум «Электронный университет» создан на добровольной основе вузами, организациями, компаниями, фирмами, предприятиями и общественными объединениями различных стран.

«Совершенное качество» или «качество»?

В результате процессов глобализации и интернационализации образования за последние десятилетия значительно усилилась социальная, экономическая и политическая роль университетов [2]. Широкую популярность во всем мире получила модель комплексного исследовательского университета, которая является моделью совершенного качества деятельности в области образования и исследований в отличие от просто качества. Более того, исследовательский университет формирует вокруг себя предпринимательскую экосистему.

Элитные вузы, функционирующие по такой модели, используют другой подход к качеству образования в отличие от массовых вузов. В соответствии с элитарной концепцией, на основе которой разрабатываются методологии глобальных рейтингов, только от 700 до 1200 университетов могут давать стабильные результаты, а остальные примерно 16 тыс. существующих в мире вузов, по мнению Европейской ассоциации университетов, никогда не будут фигурировать в этих рейтингах. Подобное мнение высказывает и представитель Всемирного банка Дж.Салми совместно с профессором Ф.Альтбахом в своей работе «Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса» [10].

В настоящее время европейцы имеют свой подход к совершенному качеству, который в сравнении с американским подходом выгодно отличается педагогическим и социальным измерением. Поэтому U-Multirank для евразийских вузов перспективнее, нежели Шанхайский и англо-саксонские рейтинги.

В соответствии с международной терминологией «совершенное качество» (excellence) означает демонстрацию характеристик, которые имеют настолько высокий уровень, что имплицитно недостижим для всех вузов [4, 6].

В настоящее время в странах действуют кафедры ЮНЕСКО, которые являются центрами «совершенного качества» по решению задач в сфере компетенции ЮНЕСКО.

Недостатки и уловки глобальных рейтингов

Актуальность создания рейтинга вузов и программ Евразийского Союза диктуется тем, что все существующие глобальные рейтинги ориентируются на модель комплексного исследовательского университета и тем самым вся система высшего образования в ущерб национальным интересам вынуждена развиваться по этой модели [11]. Создаваемый рейтинг призван стать частью стратегии по предотвращению гомогенизации высшего образования евразийских стран и акцентировать внимание на развитии слабых сторон деятельности вузов: стимулировать в вузах интернационализацию, рост цитируемости и качества научно-исследовательской деятельности и взаимодействие с рынками труда.

Как считает Европейская ассоциация университетов, в глобальных рейтингах заложена лингвистическая и региональная уловка: отмечается с момента публикации первых глобальных рейтингов, что университеты англоязычных стран находятся в более привилегированном положении, потому что научные работы, изданные на других языках, являются одновременно менее публикуемыми и менее цитируемыми [7,9]. Помимо этого, выделяются и другие недостатки глобальных рейтингов:

  • проблемы, связанные с отсутствием сравнимых данных на международном уровне;
  • превалирование естественных наук и медицины в ущерб социальным наукам.

При этом оценка научной деятельности осуществляется на основе данных международных наукометрических систем, преимущественно ориентированных на англоязычные страны: так в базе данных Scopus проводится мониторинг 21,0 тысячи изданий, половина из них (10,2 тыс.) выпускаются в США и Великобритании.

Недавнее исследование, проведенное коллективом, разрабатывающим Лейденский рейтинг, выявило, что импакт-фактор статей французских и немецких университетов, опубликованных на французском и немецком языках соответственно, намного ниже, чем импакт-фактор статей, опубликованных на английском языке этими же университетами [5].

Такое же отношение к языкам других стран.

Создавая многомерный рейтинг Евразийского Союза по аналогии с Европейским многомерным рейтингом университетов (U-Multirank), мы тем самым совместно с европейцами выступаем против глобализации человечества по северо-американским стандартам, которые используют новые формы колонизации земного шара, уничтожая национальные особенности, национальные языки и национальную культуру.

Цели рейтингов вузов

Основными целями настоящего рейтинга являются:

  • углубление сотрудничества систем высшего образования евразийских стран по решению вопросов подготовки кадров для национальных экономик и регионального развития:
  • диверсификация систем высшего образования и классификация вузов евразийских стран, которая отображает разнообразие задач и профилей вузов;
  • повышение качества и релевантности вузов евразийских стран, их интернационализации и продвижение их в глобальных рейтингах;
  • повышение межвузовской академической мобильности преподавателей и студентов;
  • реализация модели комплексного исследовательского университета и ее международное признание (аккредитация).

Таким образом, в качестве выводов можно представить следующие принципы методологии ранжирования: 1. многомерность: охват разнообразия миссий вузов, а не только совершенное качество (excellence) в научных исследованиях, как это принято в большинстве глобальных рейтингов (Рейтингом определяются следующие 5 измерений: i. преподавание и обучение; ii. научные исследования; iii. интернационализация; iv. инновации и передача знаний; v. региональное взаимодействие/социальная сплоченность); 2. ориентированность на пользователей; 3. глобальность; 4. профильность; 5. дисциплинарность; 6. независимость; 7. устойчивость.

Библиография

  1. Academic Freedom and University Autonomy / CEPES Papers on Higher Education. – Bucharest, 1993. – 309 p.
  2. Altbach Ph.G. The Globalization of College and University Rankings //Change: The Magazine of Higher Learning, 2012, Vol. 44, № 1, p.26-31, С.29. URL: www.dx.doi.org/10.1080/00091383.2012.636001.
  3. Boulton G. University Rankings: Diversity, Excellence and the European Initiative. Advice paper, No. 3, League of European Research Universities (LERU). URL: www.leru.org/files/publications/LERU_AP3_2010_Ranking.pdf.
  4. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for World-Class Excellence. URL: www.arrow.dit.ie/cgi/viewcontent.cgi? article=1010&context=cserbk.
  5. Leiden Ranking. URL: www.cwts.nl/ranking/LeidenRankingWebSite. html.
  6. Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions. – Bucharest: UNESCO-CEPES, 2004. – 86 p.
  7. Rauhvargers A. Global university rankings and their impact /EUA report on rankings. – Brussels, 2011. URL: www.eua.be/pubs/global_university_ rankings_and_ their_impact.pdf.
  8. Tuning project methodology. Tuning Project, 2004. URL: www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option=content&task=view&id=172&Itemid=205.
  9. Van Raan A. F.J., Van Leeuwen T. N., Van Visser M. S. Germany and France are Wronged in Citation-Based Rankings. URL: www.cwts.nl/pdf/LanguageRanking22122010.pdf.
  10. Альтбах Дж.Ф., Салми Дж. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса. URL: www.publications.hse.ru/books/59771925.
  11. Иванов С.С., Волкова И.Е. Глобальные рейтинги систем высшего образования: в 2 ч. Ч. 2 / Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 4. – М., 2009. – 80 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГА ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА » description=»Реформы высшего образования, проводимые в Евразийском Союзе, предоставляют возможность многомерного ранжирования вузов и образовательных программ, обеспечивая равноправное участие вузов как в национальных и региональных, так и глобальных рейтингах. В отличие от Шанхайского и англосаксонских рейтингов многомерный рейтинг ранжирует вузы по профилю деятельности, что позволяет в каждом профиле определять свои сильные вузы. В этих целях проводится классификация вузов, выделяются в отдельную группу вузы, функционирующие по модели «совершенное качество» и остальные вузы, ориентированные на социально-экономическое развитие национальных экономик стран-членов Евразийского Союза.» author=»Иванов Станислав Сергеевич, Волкова Ирина Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot slot demo 2023 slot slot online slot gacor 2023 slot gacor 2023 slot demo slot gacor maxwin https://jdih.uinsatu.ac.id/-/slot-demo-pragmatic/ slot demo slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot gacor https://tamu.sucofindo.co.id/uploads/tamu/slot-kamboja/
404: Not Found