Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Переход к рыночной экономике и высокий уровень безработицы обострили проблему готовности выпускника техникума найти свою нишу на рынке труда. Подготовка студентов к условиям рынка  предполагает сообщение им основ предпринимательской деятельности.  Социальными факторами, определяющими актуальность данной цели, являются престиж предпринимательства, перспектива его развития в России.

Предпринимательская активность в России находится на довольно низком уровне – Россия занимает последнее место по данному показателю[1].

Причины этого запутанность бюрократических процедур организации нового бизнеса, сложность взаимодействия с партнерами, а также общий уровень неопределенности. Кроме того, можно отметить слабую инновационную составляющую бизнеса, связанную  не с отсутствием идей и способностей, а с реализацией возможностей.

Предпринимательство – это особый вид деятельности, который предполагает наличие определенного образа мышления, стиля и типа хозяйствования. Склонность к предпринимательской деятельности проявляется через творческое отношение к делу, инициативность, непрерывном стремлении к инновациям. В нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности, в готовности к риску.

Обучение предпринимательству в России носит характер программ повышения квалификации в области менеджмента и экономики. Система образования в области предпринимательства является довольно слабой и полна недостатков: непонимание содержания понятия и, соответственно, содержания процесса обучения предпринимательству. Предпринимательство является практической дисциплиной и система должна содержать четыре составляющие: обучение, обеспечение необходимыми знаниями, применение их на практике; поддержка деятельности; изучение проблематики; построение сетей. В настоящее время наблюдается сдвиг в сторону развития образования и поддерживающей инфраструктуры обучения предпринимательству, появляются учебные программы, проводятся конференции, круглые столы[1].

В наибольшей степени развитию и воплощению предпринимательских намерений студентов способствует наличие инфраструктуры содействия предпринимательству в образовательной организации: наличие курсов, семинаров, бизнес-инкубаторов, мастер-классов.

Какими же качествами должен обладать студент для того, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов  развития рыночной экономики? На рис. 1 рассмотрены составляющие современной модели качеств современного предпринимателя.

Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникумаРисунок 1. Модель развития предпринимательских качеств

Результат подготовки – это постепенное формирование рационального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации  в информационных потоках, в принятии решений, как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.

Если специалист обладает предпринимательскими способностями, это позволяет ему находить и использовать наилучшее сочетание ресурсов в процессе производства, создавать и применять новации, идти на определенный риск. Основные качества успеха предпринимателя определяются компетентностью, предприимчивостью, самоорганизованностью, личностными качествами.

Применяя современные технологии подготовки экономических кадров, нужно очень ясно представлять требования к будущей профессиональной деятельности студентов и ликвидировать разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. Мы считаем, что, как правило, методы заучивания и точного, по памяти, воспроизведения информации не требуются и часто не применяются в реальной профессиональной деятельности бухгалтера, экономиста, менеджера, предпринимателя следовательно, в технологиях подготовки экономических кадров не имеет смысла преобладание нагрузки на память студентов при воспроизводстве учебного материала. Студентов необходимо готовить к тем формам работы, которые встречаются в профессиональной практике. Это умение находить нужную информацию для определения экономического решения (что, для кого, в какие сроки и по какой цене они будут производить, оказывать услуги, выполнять работы, какие договоры и с кем они будут заключать, как и где находить необходимые ресурсы и т. п.), умение находить самостоятельное творческое решение в сложных проблемных ситуациях, в ситуациях неопределенности или противоречивости экономической информации.

Решение этой проблемы возможно с использованием «кейс-метода». Как показал многолетний опыт работы, эффективной формой корректировки, контроля и формирования самоконтроля знаний, умений, навыков студентов является проведение занятий с использованием кейсов. Интерес студентов к занятиям с использованием кейсов высок. Ситуация совместного творческого освоения учебного предмета, когда участники процесса подготовки кадров объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной системы, позволяет реализовать «оптимальные» траектории подготовки для каждого студента. При этом подлинная подготовка кадров подразумевает самодостраивание личности в общении (преподавателя и студента, студента и студента, преподавателя и группы студентов), чему способствует применение кейсов.

Для того чтобы подготовка будущих специалистов была более качественной, необходимо реализовать два условия внедрения кейс-технологии в образовательный процесс. Во-первых, разработать эффективный кейс, а во-вторых, разработать методику его использования в образовательном процессе.

В переводе с англ. «кейс» означает портфель; дипломат, кейс. Кейс-стади — техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «ситуация, случай»): это письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме; обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них[2,с.65].

Назначения кейса в обучении в первую очередь, это учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях:

– Предназначены для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична;

–   Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

–  Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности

Метод case-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения[2,с.68].

Непосредственная цель метода case-study — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы[2,с.71].

Необходимость внедрения кейс-метода в практику подготовки специалистов в области предпринимательства является очень обостренной. Она обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности будущего предпринимателя, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Обучаясь, на основе кейс-метода, студенты проявляют самостоятельность при планировании своей деятельности, а так же формируют профессиональную готовность, так как самостоятельно выбирают пути достижения поставленных задач. Процесс обучения, построенный на данном методе, позволяет студентам овладеть системой знаний и умений их использования в профессиональной деятельности и самообразовании, а так же способствует развитию активности личности в учебном процессе и формированию познавательных интересов, что в конечном итоге даст подготовку специалиста с развитыми предпринимательскими способностями.

Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего предпринимателя, в которые нуждается рыночное общество. Рассмотрим конкретнее корреляцию между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами предпринимателя.

Таблица 1

Корреляция между качествами  личности кейс-методом

Качества специалиста Их характеристика Воздействия кейс-метода на их формирование
Способность принимать решения Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации
Способность к обучению Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками само организовывать свое обучение Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития
Системное мышление Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ
Самостоятельность и инициативность Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности
Умение работать с информацией Способность искать информацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации
Упорство и целеустремленность Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения
Коммуникативные способности Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт. Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника
Способность к межличностным контактам Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов
Конструктивность Способность вырабатывать модели решения проблем Поиск путей разрешения проблемы в кейсе
Этичность Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция

Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс-методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности студентов, наличие у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Стратегические принципы развития кейс-метода и применения его для развития предпринимательских способностей:

 Во-первых, кейс-метод необходимо как можно быстро внедрить в обучение современным рыночным профессиям, таких как менеджер, экономист, социолог, педагог, воспитатель, брокер и др. В них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность.

Во- вторых, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку оно закладывает в студентов обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.

В-третьих, его применение должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным.

Проводя целенаправленную работу по внедрению кейс-метода, нами было обнаружено, что стабильно повышается качество успеваемости  обучающихся.

Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума

Рисунок 2. Результаты обучения

В процессе обучения студенты, занимающиеся посредством кейс-метода,   повысили уровень коммуникативных умений (рис.3), научились слушать и слышать других, высказывать свою точку  зрения, повысилась готовность к сотрудничеству с другим человеком. Это позволило прийти к выводу, что,   чтобы происходило развитие коммуникативных умений, надо уметь производить анализ собственных действий и анализ действий товарища, а не  только ориентироваться на оценку полученного результата.

У большей части группы сформировался устойчивый  мотив для самообразования (рис.4). Обучающиеся начали воспринимать  учение как социально значимую деятельность. Появилась ориентация не только на овладение знаниями, алгоритмами учебных действий, но и желание составить программу получения дополнительных знаний.

Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума

Рисунок 3.Коммуникативные способности  Рисунок 4. Мотив самообразования

Студенты стали работать активно, научились ставить   цели и освоили самоконтроль. Развивалось умение преодолевать препятствия при достижении целей.

Предприниматель – тот, кто сумеет претворить свою идею в жизнь. Поэтому одним из самых важных для него качеств является переход от мысли к практическим действиям. Предпринимательские способности – лидерские качества, умение разрешать конфликты и управлять стрессовыми ситуациями, работать в команде и такие группы качеств, как профессионально-деловые, административно-организаторские, социально-психологические и моральные.

Список использованной литературы

  1. Верховская О., Дорохина М. Отчет: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2010. СПб.: Из-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та,2011
  2. Козина И. Особенности стратегии «Case-study» при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели.- М., 1995. — N5–6.- C.65–90.[schema type=»book» name=»Кейс- метод как средство развития предпринимательских способностей студентов техникума» description=»Статья посвящена вопросам развития предпринимательских способностей у студентов техникума. Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. В работе представлен материал по развитию предпринимательских способностей студентов.» author=»Есина Оксана Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor
404: Not Found