Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

При решении проблем в любой области знаний необходимой является исследовательская компетентность. Исследовательская компетентность, по мнению многих ученых, относится к числу ключевых и формируется на базе врожденного качества человека – исследовательского поведения (С.М. Бондаренко, А.Н. Поддъяков, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.), а также целого комплекса элементов, входящих в состав различных образовательных компетентностей. Формирование исследовательской компетентности в сфере будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего образования (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.) [1].

В ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)с присвоением квалификации «академический бакалавриат»утверждается, что исследовательская деятельность является одной из видов профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.В стандарте указано, что в области исследовательской деятельностибакалавр решает следующие профессиональные задачи: постановку и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования[6].

Анализируя понятие «исследовательская компетентность» рассмотрим более общее понятие«исследование» и определим его роль в формировании исследовательской компетентности бакалавра.

Нет сомнения в том, что потребность в исследовании окружающего мира присуща человеку от рождения, т.к. исследование помогает ему не только познавать окружающую действительность, а и ориентироваться в ней. Кроме того, в процессе исследования человек познает самого себя, развивает способность к анализу, обобщению, формирует мировоззрение.

Н.И. Кондаков определяет исследование как «процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения и преобразования его в интересах общества. Всякое подлинное исследование есть единство накопленного предшествующего опыта, имеющих знаний, применения соответствующихинструментов и орудий и методов, способов подхода к изучаемому объекту» [4, с. 248]. Тем самым исследование предполагает владение инструментарием познания.

А.П. Егоршин полагает, что исследование – это вид деятельности, состоящий в распознании проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. Он выделяет следующие характеристики исследования: научная обоснованность исследования, методология исследования, организация исследования, оригинальность исследования, результат и эффективность исследования [9].

В монографии Н.М. Яковлева трактует научное исследование как процесс познания объективного мира, где исследованиеесть деятельность по преобразованию и познанию объекта [10].

Можем заключить, что исследование есть феномен человеческой культуры, его суть заключена в познании окружающей действительности человеком и открытии им себяв процессе исследования. Результатом исследования является объективное знание, отраженное в системе понятий в определенной области.

С целью трактовки определения «исследовательская компетентность», рассмотрим понятие «компетентность».Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что в понятие «компетентность» ученые вносят «осведомленность в определенном круге вопросов» (Н.Ю. Конасова); «способность к практической деятельности» (А.М. Новиков); «способность, основанная на знаниях, опыте ценностях, приобретенных в ходе обучения» (С.Г. Шишов, В.А. Кальней); «целостное образование в структуре личности» (Ю.В. Фролов, Н.К. Бакланова); общие (универсальные) способности и умения (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер)[5]; «общая способность и готовность личности к деятельности» (И.Г. Агапов, С.Е. Шишов) [8].

Следуя позиции авторов И.Г. Агапова и С.Е. Шишова, под компетентностью будем понимать способность и готовность бакалавра к действиям, направленным на разрешение определенных исследовательских проблем, задач.

Исследовательская компетентность бакалавра естьспособность и готовностьбакалавра самостоятельно осуществлять различные виды исследовательских работ, в соответствии с выявленной проблемой, поставленной целью. Кроме того заметим, что исследовательская деятельность предполагает развитие аналитических способностей, задействовавшие логических средств познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, определение и деление понятий и др.).

Таким образом, в основе «исследовательской компетентности» лежит базовая категория – «исследовательская деятельность». В докторском исследование Н.Н. Ставриновой «Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности» исследовательская деятельность рассматривается как базирующая на научной методологии деятельность субъекта образовательного процесса по получению нового, научно обоснованного знания.На основе анализа ФГОС ВО третьего поколения исследовательская компетентность бакалавра с присвоением квалификации «академический бакалавр» связана с компетенциями общекультурного, общепрофессионального и профессионального характера

Рассмотрим элементы исследовательских компетенций, которые связаны с исследовательской компетентностью. С позиции А.В. Хуторского компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7, с. 141].

Тем самым полагаем, что анализ и интеграция понятий «компетенция» и «исследование» позволили определить что исследовательская компетенция бакалавра включает уровень знаний и умений, опыт практического использования.Для бакалавров важно уметь грамотно и лаконично представить результаты своей исследовательской деятельности как в устной, так и в письменной форме. Для этого необходимо освоить общекультурную компетенцию – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4). При освоении данной компетенции бакалавры должны приобрести следующие исследовательские умения: способность к устной и письменной коммуникации в ходе исследования;способность анализировать и сопоставлять тексты различных жанров (аннотации, конспект, тезисы, реферат и т.д.);способность выявлять особенности текстов различных жанров;способность исполнять требования нормоконтроля для разных научных работ; способность переводить необходимую информацию для исследования с иностранных источников и др.

В современном мире в процессе исследовательской деятельности командная работа приобрела большую популярность. Не менее важно при работе в команде уметь адекватно реагировать на критику своих коллег. Поэтому бакалавру необходимо освоить общекультурную компетенцию – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).При ее освоение бакалавры приобретают навыки, необходимые при исследовательской деятельности: способность координировать учебно-исследовательскую деятельность в коллективе (организовывать, взаимодействовать, распределять обязанности, принимать и исполнять решения);способность к критике и самокритике (к верификации научного знания, владение культурой научной дискуссии).Такой подход в рассмотрении исследовательской деятельности, исследовательской компетентности позволяет развивать теоретическое мышление, критическое мышление, преодолевая проблемы догматического мышления.

Важную роль в исследовательскойдеятельности играет общекультурная компетенция – способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).При ее освоении бакалары приобретают следующие умения: способность осуществлять поиск, оценку, отбор и структурирование информации, представленной на разных носителях;способность извлекать сведения непосредственно из практики (применять методы исследования); способность ставить цель и задачи исследования; способность планировать свою исследовательскую деятельность; способность проектировать, организовывать, контролировать исследование. Основываясь на положении теории управления и теории обучения выделяют следующие функции самоуправления: целеполагания (осознание и определение целей и задач, стоящих перед обучающимися); диагностическая и оценочная (выражаются в самооценке); информационная (проявляется в отборе необходимого материала, знание которого необходимо для достижения цели); регулирующая (выделение способов деятельности и самоконтроль) [2].

При выполнении различных видов исследовательских работ бакалавры осуществляют публичнуюзащищату результатов своих исследований. В связи с этим, бакалаврам необходимо обладать общепрофессиональной компетенцией – владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).При освоении данной компетенции студенты приобретают исследовательские навыки: владеть устной научной речью; владеть культурой выступления; устанавливать контакт с аудиторией; обладать чувством времени; владеть невербальными приемами общения. Тем самым устанавливается связь мышления и речи, обогащающая мировоззрение обучающихся.

Участие бакалавров в исследовательской деятельности связано с поиском новых решений. Следовательно, согласно ФГОС ВО, важное значение приобретают профессиональные компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) и способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12). При освоении профессиональных компетенций бакалавры должны приобрести следующие исследовательские навыки и умения: способность ставить цель и задачи исследования; способность определять последовательность исследовательских действий; способность выбирать методы и средства исследования, адекватные поставленным задачам; способность анализировать, сравнивать, обосновывать свою позицию по предмету исследования;определять объект, предмет исследования;способность выделять главные позиции проведенного исследования; способность определять и обосновывать новизну выполненного исследования; способность оценивать эффективность достигнутых результатов; оценивать теоретическую и практическую значимость полученных результатов; способность планировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся;способность проектировать, организовывать, контролировать исследование.

Бакалавр включается в систему исследовательской деятельности как субъект,которому свойственна способность сознательно и целенаправленно действовать, а именно: планировать свои действия, т.е. выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения; организовывать, т.е. объединять свои ресурсы для решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий; самостоятельно стимулировать свою активную деятельность; осуществлять связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решений.

На основе анализа, синтеза, обобщений была установлена связь между исследовательской деятельностью и формированием исследовательской компетентности бакалавра. Если в учебном процессе вуза планировать исследовательскую деятельность бакалавра, использовать исследовательские и инновационные формы работы, проблемные и исследовательские методы обучения, то и формирование исследовательской компетентности бакалавра будет более эффективным, что позволит бакалавру стать субъектом познания, субъектом деятельности, то есть формировать его как в профессиональном, так и в личностном плане.

Список литературы

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд, перераб. – М. : Изд-во МПСИ : ВОРОНЕЖ : МОДЭК, 2003. – 480 с.
  2. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений (учебное пособие) / Д.Ф. Ильясов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 344 с.
  3. Ищенко Т.Н. Исследование – творческий процесс познания / Т.Н.Ищенко // Интегрированная система профессионального образования : проблемы и пути развития (25-26 октября 2012 г., Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2012. – С. 98-102.
  4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: ИНТОР, 1994. – 128 с.
  5. Савостьянова И.Л. Формирование исследовательской компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей вузов // Высшее образование сегодня, 2010. – №9. – С. 45-48.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготоки 44.03.01 Педагогическое образование.
  7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторский. – Спб : Питер, 2004. – 541 с.
  8. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию : прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, март-апрель. – С.58-62.
  9. Юрченко А. В. Исследование систем управления : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Типография ООО «С-Принт 72», 2008 – 104 с.
  10. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. – Челябинск : ЧГПУ, 191. – 82 с.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА» description=»В статье исследовательская деятельность рассматривается как средство формирования исследовательской компетентности бакалавра. Описан состав исследовательской компетентности бакалавра с присвоением квалификации «академический бакалавр», установлена связь между исследовательской деятельностью и формированием исследовательской компетентности бакалавра, выявлена роль логических средств познания.» author=»Амельченко Алёна Владимировна, ИщенкоТатьяна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot demo 2023 akun slot demo slot demo slot gacor maxwin judi online slot demo slot demo slot pulsa link slot gacor slot online slot gacor slot slot gacor slot demo slot demo slot gacor link slot gacor https://dinpermasdes.klaten.go.id/system/link/ https://polakesatu.pekalongankab.go.id/download/sgku/
404: Not Found