Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современному производству нужны специалисты способные творчески подходить к решению профессиональных задач, обладающие нестандартным мышлением, с высоким уровнем сформированности креативных способностей.

В процессе преподавания инженерной графики были отмечены затруднения у студентов при самостоятельной работе с технической литературой, не умением ясно и точно выразить свои мысли, делать выводы, анализировать, сравнивать. Одна из основных целей современного урока – научить студентов творчески мыслить.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика» — приобретение теоретических знаний и практических умений по чтению и выполнению машиностроительных чертежей и схем.

Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.

В свою очередь, для успешного изучения данной дисциплины необходимо делать приоритетными такие задачи, как: сочетание репродуктивной деятельности студентов с активизацией их самостоятельной поисковой деятельности, развитие пространственного мышления, творческого профессионального мышления, овладение мыслительными операциями анализа и синтеза пространственных форм.

Исходя из задач изучения дисциплины, наиболее подходящей для преподавания рассматриваемой дисциплины является кейс — технология, ориентированная на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых обучающие приобретают коммуникативные умения. Организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

При решении общей проблемы на занятиях по инженерной графике полезным оказывается сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.

Что же представляет собой кейс-технология? Кейс-технология представляет собой синтез проблемного обучения, специфическую разновидность исследовательской аналитической, проектной, информационно-коммуникативной технологий. Формирование проблемы при использовании кейс-технологии и ее решение происходят на основании кейса, в котором представлено описание ситуации, содержащее необходимую информацию для поиска эффективных путей решения и вопросы для студентов.

По мнению ряда исследователей, кейс-технология представляет собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Кейс-технологию можно представить в следующей схеме.

Анализ ситуации → Постановка задачи (проблемы) →Поиск оптимальных решений задачи (проблемы) студентами → Обоснование путей решения задачи (проблемы).

Кейс (пакет документов) предназначен для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. В результате происходит овладение профессиональными компетенциями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, производственной ситуации.

Традиционно в теории обучения предполагается, что студенты оказываются в ситуации, связанной с необходимостью решать уже поставленные перед ними задачи. В этом случае задача выступает в виде структурно оформленного текста. Однако в практической деятельности человек неоднократно сталкивается с возникновением интеллектуальных затруднений, смысл и содержание которых им самим еще до конца не понятен. Здесь нет никакого текста, а есть реальные условия, в которых человек не может реализовать действие ранее известными способами. Чтобы продолжить достижение цели, он должен найти новый способ действия.

Разработка теории преодоления интеллектуальных затруднений в действии позволила рассмотреть создание проблемных ситуаций как одну из составляющих процесса обучения.

Процесс преодоления интеллектуального затруднения во многом опирается на собственную мыслительную активность человека по отношению к объекту действия. Для того чтобы разобраться с возникшим затруднением, субъект должен перевести реальные характеристики объекта, средств и способов действия в план сознания и попытаться оформить эти представления в виде словесных формулировок. Тем самым самостоятельный переход человека от проблемной ситуации к мыслительной задаче — проблеме — и составляет одну из ключевых особенностей преодоления затруднений в действии.

Если в традиционном обучении усваиваемое знание должно занять место цели в учебных действиях студента, то проблемное обучение предполагает создание таких условий, при которых у студента возникает потребность в этих знаниях. В этом случае процесс поиска студентом неизвестного знания не совпадает с процессом решения задачи. Он осуществляется по другим закономерностям, связанным не только с логикой, но и с интуицией.

Основным средством порождения проблемных ситуаций в процессе обучения выступают «проблемные задания». Проблемное задание может быть определено как практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность у студентов в самостоятельном поиске нового способа действия.

Использование кейс-технологии при обучении инженерной графике можно применять для решения задач различных уровней сложности в зависимости от мыслительных операций, которые будут выполнять студенты при выполнении чертежей. Например:

  • деталирование сборочного чертежа, определение неисправности технического состояния механизмов на основе анализа их устройства по чертежам и схемам (задачи на ситуацию анализа);
  • вычерчивание сборочного чертежа или чертежа общего вида по чертежам деталей (задачи на ситуацию синтеза);
  • сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах и схемах (задачи на ситуацию сравнения);
  • вычертить чертежи деталей или сборочных единиц по определенному признаку (задачи на ситуацию классификации);
  • самостоятельное вычерчивание чертежа или схемы на основе описания нового технического устройства, его принципа действия (задача на ситуацию сравнения, аналога),
  • постановка конструктивно технических задач на изменение конструкции (задача на ситуацию аналога).

Для преподавателя проблемное задание выступает средством:

а) управления познавательной деятельностью студента;

б) формирования его мыслительных способностей.

Студент в ходе проблемного обучения должен осуществить процесс вхождения в проблемную ситуацию. Проблемная ситуация появляется как психологическая реакция на объективное противоречие, содержащееся в задании.

Таким образом, учебная проблема выступает как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия (способа действия).

Процесс решения проблемы не может идти только по строго определенному пути, предусмотренному преподавателем заранее. На любом из этих этапов могут быть непредвиденные отклонения, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями студентов и другими факторами.

Решение проблемы не копирует процессов, наблюдаемых в решении учебных задач, поскольку понятие «задача» не совпадает с понятием «проблема». В процессе решения проблемы происходит не только переструктурирование проблемной ситуации, но и ее логическая трансформация. Для дидактики важно осознание того факта, что по мере решения проблемы происходит преобразование самого студента, изменение его знаний, определенного рода «скачок» в умственном развитии. Решение проблемы или системы проблем приводит студента не только к овладению некоторыми новыми знаниями и способами действия, оно составляет микроэтап в его умственном развитии. Тем самым проблемное обучение стремится преодолеть присущую многим методам обучения пассивность студентов в ходе учебных занятий.

Можно сделать вывод:

Проблемное обучение, такой дидактический процесс, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Поэтому использование проблемного метода, как элемента кейс-технологии между преподавателем и студентом заключается в следующем:

  • нахождение и обдумывание возможного способа решения проблемы (вопроса, задачи);
  • руководство усмотрением проблемы студентами;
  • уточнение формулировки проблемы;
  • оказание помощи студентам в анализе условий;
  • помощь в выборе плана решения;
  • консультирование в процессе решения;
  • помощь в нахождении способов самоконтроля;
  • разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.

Таким образом, внедрение кейс-технологии в процесс обучения инженерной графики сделает его более продуктивным и позволит организовать самостоятельную работу студентов. На занятиях с использованием кейс-технологии студенты проявляют больше самостоятельности при планировании своей деятельности. Выбирая пути решения поставленных проблем, студенты овладевают системой знаний и умений в профессиональной деятельности и самообразовании. В учебном процессе развивается активность личности, и формируются познавательные интересы компетентного специалиста.

Список литературы:

  1. Антипова М.В. Значение кейсов в современной образовательной системе. История возникновения метода, его особенности: функции, принципы, задачи. Типы и жанры. Источники. Виды анализа кейсов: метод. Пособие для преподавателей филиала: Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО МарГТУ, 2011.
  2. Байденко В.И., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования: европейский опыт. – М.: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2012. – 153 с.
  3. Варданян М.Р. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск : ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа,1991. – 207с.
  5. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: https://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
  6. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей, плана и текста кейса // Инновации в образовании. 2010. №3. С.15–36.
  7. Сажнева С.В., Кузьменко Е.О. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов. URL: type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» description=»В статье рассмотрены сущность проблемного обучения и преимущество кейс-технологии при обучении инженерной графики в системе профессионального образования.» author=»Белоусова Наталья Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found