Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

В современном образовательном процессе существует тенденция интенсификации образования с применением в обучении компьютерных технологий: интернет-технологии, мультимедиа продукции учебного назначения, компьютерные обучающие системы, системы тестирования знаний, новые технические средства обучения, элементы дистанционного обучения, технологии моделирования, элементы исследования и т. д.

В большинстве современных образовательных технологий основной объем материала изучаемых дисциплин переносится на самостоятельную работу, в связи сэтим существует необходимость оперативного контроля качества обучения и уровня знаний обучаемых, оценки которого чаще всего и служат наиболее значимыми показателями их обучения. В связи с этим контроль уровня знаний обучаемых является одним из актуальных вопросов [1, с. 8].

На кафедре «Информатика, прикладная математика и механика» омского государственного университета путей сообщения с 2007 г. началась разработка и внедрение в учебный процесс компьютерной системы тестирования уровня знаний TestMaster 2007 по дисциплине «Информатика» для студентов очной формы обучения. После успешной апробации было принято решение официально зарегистрировать систему тестирования и использовать ее для всех дисциплин, преподаваемых на кафедре. Получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2008614627. В настоящее время программа тестирования используется на всех шестнадцати дисциплинах кафедры: вычислительная техника в инженерных задачах; информационные системы и базы данных; информатика; информационные технологии; информационные системы в управлении фирмой; компьютерные технологии и информатика; математическое моделирование систем и процессов; математика и информатика; механика; основы механики подвижного состава; основы программирования; прикладная механика; программные средства офисного назначения; современные информационные технологии; сопротивление материалов; численные методы моделирования.

В процессе модернизации программы тестирования ее название изменялось и в настоящее время она имеет название TestMasterPlus. На рисунке  представлено главное окно программы.

Рисунок 1. Главное окно программы TestMasterPlus

Основной сложностью в использовании программы тестирования и ее модернизации был тот факт, что дисциплина «Информатика», затрагивает в тематике вопросов программные комплексы, которые установлены на «студенческих» компьютерах. Это такие комплексы как MicrosoftOffice и стандартные программы операционной системы Windows, доступ к которым есть из меню «Пуск», рабочего столаи панели задач. Необходимо было программно заблокировать возможность запуска этих программных комплексов во время прохождения теста. Данная возможность была реализована созданием программного модуля, входящего в программу тестирования, который отслеживает и закрывает все запрещенные программные средства. Кроме этого, при запуске программы тестирования фоновый объект (рисунок) закрывает весь рабочий стол, а панель задач с кнопкой «Пуск»скрывается, усложняя доступ к запуску посторонних программных средств.

Еще до начала использования программы тестирования в учебном процессе была сформирована начальная база вопросов по дисциплине «Информатика», которая базировалась на тех вопросах, которые ранее задавались студентам устно на опросах или для ответов в виде письменного теста.

При разработке тестовых вопросов решаются такие важные задачи, как совершенствование и пополнение базы тестов, внедрение компьютерного тестирования в систему контроля качества знаний студентов. Для формирования тестовых вопросов привлекаются начинающие преподаватели и аспиранты. Участие в разработке тестов начинающих преподавателей способствует более глубокому освоению ими теоретических знаний по данной дисциплине, выявлению логических связей между понятиями, определениями, законами с приобретенными знаниями, умениями и навыками.

Практика показала, что написание вопросов и формирование из них тестовых сеансов дело не одного преподавателя, а всего коллектива кафедры. После написания вопросов по какой-либо теме преподаватель должен отдать эти вопросы на рецензию методической комиссии кафедры, которая назначит рецензентов и в итоге даст рекомендации по улучшению тестовых вопросов.

Следующим этапом является анализ выполнения тестовых заданий студентами. Для этого в программе тестирования предусмотрен модуль анализа результатов тестирования. По итогам анализа необходимовыделить вопросы, на которые большинство студентов не могут ответить правильно, а также те вопросы, на которые все студенты отвечают верно. Авторы этих вопросов должны совместно с рецензентами проанализировать результаты тестирования и сделать редакцию «некорректных» вопросов, либо вынести на заседании методической комиссии вопросо качестве получаемых студентами знаний в указанной тестовыми вопросами области.

При составлении тестовых вопросов необходимо руководствоватьсятребованиями, предъявляемыми к заданиям, которые должны быть:

–компактными, то есть не требовать большихзатрат времени на прочтение и выполнение;

–однозначными, не допускать произвольного толкования тестового задания;

– стандартными, быть пригодными для широкого практического использования, измеренияуровня знаний более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковымобъемом знаний на одном и том же уровне обучения[2, стр. 321].

В будущих модификация системы тестирования запланировано создание модуля, отвечающего за рецензирование тестовых заданий с одновременным анализом результатов тестирования студентов. Данный модуль позволит автоматизировать процедуру рецензирования тестовых заданий и обеспечить оперативный доступ к качественной оценке содержимого базы тестовых вопросов.

По итогам семи лет использования программы тестирования в учебном процессе можно сделать следующие выводы:

– в самостоятельном изучении материалов дисциплины для студентов появилась возможность активного использования персонального компьютера в интерактивном режиме, который интенсифицирует процесс познания;

– для получения результата работы студента нет необходимости ждать, пока преподаватель проверит выполненные задания; тестовая программа выставляет оценку за доли секунды;

– по итогам тестирования можно получить исчерпывающую информацию о тех вопросах, которые были отвечены верно и неверно; также отображается информация с процентом освоения отдельных тем, по которым был выполнен тест;

– имеется оперативный доступ к статистике ответов на вопросы тестов по каждой теме, что позволяет оперативно корректировать слишком сложные или слишком простые вопросы в тестовых заданиях;

– при корректировке содержимого учебного курса (рабочей программы дисциплины) можно использовать статистику ответов на вопросы по данному курсу для представления сложного для понимания студентов материала в более понятной форме, либо перенос изучения некоторой темы из самостоятельной формы в аудиторную;

– программа тестирования активно используется также со студентами заочной формы обучения, что позволяет при работе с ними охватить более широкую область знаний по изучаемой дисциплине.

Список литературы:

  1. Баранов Е.Ф., Стебеняева Т.В. Систематребованийдляразработкипрограммногообеспеченияиконтроляуровнязнанийвпроцессеобучения // Теоретическиеиприкладныеаспектысовременнойнауки, 2015, №7-9,
    С. 7-11.
  2. Евсеева Т.П., Сабирова Ю.В. Разработка тестовых заданий как один из методов технологии интерактивного обучения // Вестник казанского технологического университета, 2014, №5, С. 320-324.[schema type=»book» name=»ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Саля Илья Леонидович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх