Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

На современном этапе развития высшего образования существенно меняются роли участников учебного процесса. Преподаватель перестает быть только информатором, студенты становятся субъектами взаимодействия, а информация вступает как средство освоения действий. Меняется и логика образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [2, 5, 8].

Таким образом, в условиях образовательных реформ в настоящее время особую значимость приобретает инновационная деятельность педагога, подразумевающая, в том числе решение такой педагогической задачи как, совершенствование и адаптация содержания, технологий обучения, форм организации учебно-познавательной деятельность.

Инновационная деятельность педагога предполагает использование соответствующих педагогических технологий. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения (неимитационные и имитационные), технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Остановимся подробнее на интерактивных технологиях обучения.

В педагогической литературе интерактивность рассматривается как специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность [2, 8].

В современной педагогической науке интерактивное обучение рассматривается как многомерное явление, решающее одновременно следующие задачи (по Е.В. Коротаевой): учебно-позновательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную [4, 5].

В сфере подготовки проектным специальностям круг исследований, посвященных вопросам интерактивного обучения и взаимодействия в учебном процессе ограничен, поскольку дизайн является специфичным видом творческой деятельности, имеющим свои сущностные характеристики.

Ученые, рассматривая дизайн как культурный и исторический феномен, раскрывают его сущность, в том числе и со следующих позиций [1, 3, 6, 7, 9, 10]:

– дизайн как профессиональная художественно-проектная деятельность, цель которой – создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека и общества (Н.В. Воронов, В.Л. Глазычев, Г.М. Гусейнов, М.А. Коськов, С.М. Михайлов, Е.А. Розенблюм, И.А. Розенсон, В.Ф. Рунге, В.Т. Шимко и др.);

– дизайн как результат и продукт художественно-проектной деятельности (С.М. Михайлов, Е.А. Розенблюма, И.А. Розенсон, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.);

– дизайн как средство и способ коммуникации, пользуясь которым, можно воспринять самого себя и одновременно выразить себя для окружающих в проектной деятельности (Б.Г. Бархин, В.Л. Глазычев, Г.М. Гусейнов, Э. Нойес, Дж. Пайл, В.Ф. Сидоренко и др.).

В научных исследованиях, посвященных проблематике дизайна, отмечается, что основой в сфере практического дизайна является проектное творчество дизайнера, реализуемое в собственной деятельности. Теоретики дизайна (В.Л. Глазычев, В.В. Сеньковский, В.Ф. Сидоренко, И.А. Розенсон, В.Ф. Рунге и другие) неоднократно отмечали, что специфика дизайнерской деятельности может быть определена через особенности профессионального мышления дизайнера, для которого характерны образность, системность и инновационность, действующие в своей совокупности.

Рассмотренные нами особенности дизайна оказывают влияние на процесс организации и содержания профессиональной подготовки проектно-творческим специальностям и находят свое логическое воплощение в схожих программах, методах, способах и формах обучения проектному творчеству.

Детальный анализ специальной литературы и исторически сложившегося педагогического опыта в сфере дизайнерского образования позволили нам выявить его основные концептуальные положения: непрерывность образовательного процесса; интеграция; последовательное усложнение подготовки; проектность обучения; приоритетность практической деятельности в процессе подготовки; наличие творческой коммуникации; направленность подготовки на индивидуально-творческий рост студентов. Мы считаем, что данные концептуальные положения находят свое отражение в процессе подготовки бакалавров дизайна и обусловливают использование определенных педагогических технологий, включающих методы и средства профессионального обучения. Кроме того, эффективность данных концептуальных положений подтверждается педагогическим опытом различных зарубежных и отечественных дизайнерских и архитектурных школ.

Таким образом, обозначенные нами сущностные характеристики и основные концептуальные положения подготовки проектным специальностям в высшей школе доказывают, что дизайну имманентна интерактивная составляющая (т.е. познание через активную деятельность и наличие коммуникативных связей) которая находит свое отражение в методах, формах и способах обучения дизайн-деятельности. Однако, методологическая сторона данного вопроса не находит должного рассмотрения в психолого-педагогической или специальной литературе.

Большинство теоретиков и педагогов сходятся во мнении, что в профессиональной подготовке дизайнеров важно не только развить художественно-графические способности, проектное мышление, научить методу художественного проектирования, но и погрузить студента в сферу профессиональных ситуаций. Интерактивные методы обучения и характерные для них средства и технологии в полной мере позволяют реализовать такое погружение.

Успешное использование интерактивных имитационных технологий в процессе обучения бакалавров дизайнеров можно проследить на примере разработанного нами в рамках теоретических дисциплин метода «Исследователь», содержащего серию последовательно усложняющихся заданий: «Презентация темы», «Логические головоломки», «Репрезентация эпохи», что позволяет реализовать такие методы профессиональной подготовки как исследовательский, проблемно-поисковый, проектно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, коммуникативный и проектно-сценарный. Предложенные нами практические задания не исключают наличие обязательного лекционного курса, который должен обеспечивать освоение общепрофессиональных и специальных теоретических знаний с помощью методов проблемного и визуально-информационного изложения, исследовательского, проблемно-поискового и коммуникативного, а являются его логическим продолжением.

Рассмотрим подробнее одно из заданий, входящих в разработанный нами метод. Задание «Репрезентация эпохи», предлагаемое к применению в процессе изучения теоретических общепрофессиональных и специальных дисциплин, разработано в рамках сценарно-проектного метода и позволяет смоделировать профессиональные ситуации «в проектной мастерской», «экспертный совет» и «художественный совет». Задание состоит из нескольких стадий, выполняется студенческой группой самостоятельно, параллельно лекционному курсу под руководством ведущего преподавателя. Выполнение задания предполагает интеграцию знаний из смежных теоретических и специальных практических дисциплин, а также реализацию взаимодействия в учебно-творческой коммуникации внутри студенческой группы (студент – студент), между отдельными студентами или группой с ведущим преподавателем (студент – преподаватель, творческая студенческая группа – преподаватель).

Цель данного задания сформировать у студентов профессиональное знание о стилях в искусстве. Задачи – научиться работать со специальной и научно-популярной литературой; анализировать и обобщать полученные сведения; грамотно оформить и представить проект или итог работы творческой группы; освоить способы и приемы работы с различными материалами, посредством выполнения макета.

Студентам предлагается разделиться на группы по 3-4 человека в каждой; выбрать тему проекта; отобрать необходимый материал по выбранной теме, привлекая при этом широкий круг информации (изобразительное искусство, интерьер, архитектуру сферу моды и т.п.). На заключительном этапе из макетного материала изготовляется макет (несложного архитектурного сооружения, предмета интерьера, костюма и т.п.). Результаты работы творческой группы представляются в устной (доклад или мультимедийная презентация, демонстрация макета) и графической форме в виде альбома, где фиксируются все этапы работы (графические копии и зарисовки, фотографии, эскизы и т.д.).

При оценке учитывается соответствие выполненной работы заданию, качество графической и макетной части, выступление творческой группы перед комиссией, вклад каждого из участников в общий проект.

Такая коммуникативная форма проведения занятий, на наш взгляд, предоставляет возможность преподавателю проследить личностные особенности студентов с целью оценки уровня их подготовки; своевременно произвести коррекцию неправильно понятого материала; оказать необходимую помощь конкретному студенту или целой группе для продуктивного усвоения материала, в том числе вызывающего затруднения.

По итогам выполнения данного задания оценочная комиссия отметила, что студенты проявили большую заинтересованность и увлеченность, высокий уровень теоретических и практических знаний, профессиональные (художественно-графические, проектные, работа с информацией, графическими редакторами и др.) и организаторские способности, умение  грамотно и продуктивно строить диалог в команде.

Таким образом, как показала практика, использование разработанных нами методов интерактивного обучения в учебном процессе позволяет добиться положительных результатов: повышение у большинства студентов индивидуального уровня теоретической, проектной и художественно-графической подготовки; активация учебно-познавательной деятельности, в том числе самостоятельной; наличие личностного творческого роста, авторского стиля работы и выработанных профессиональных качеств дизайнера.

Список литературы

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст]: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1993. 438 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст]: учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. 304 с. (Серия «Учебник нового века»).
  3. Глазычев В.Л. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе) [Текст]. М.: «Искусство», 1970. 192 с.
  4. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия [Текст]: монография / Е.В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2000. – 132 с.
  5. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст]: Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. университет. – М.: Academia, 2007. 256 с. (Монографические исследования: педагогика).
  6. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования [Текст] : учеб. пособие. М.: «Архитектура-С», 2004. 312 с.: ил.
  7. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна [Текст]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Союз дизайнеров», 2002. 240 с., ил.
  8. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов; под. ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с. (Педагогическое образование).
  9. Розенсон И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. 219 с.: ил.
  10. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна [Текст]: учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с.[schema type=»book» name=»ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ» author=»Новикова Яна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found