Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современных условиях развития общества большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Этот вид деятельности рассматривают в настоящее время как один из инструментов повышения качества образования. В связи с этим важно отметить тот факт, что формирование устойчивой мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности является одной из важных задач в профессиональной деятельности учителя, так как мотивация служит источником творческой активности и способствует эффективному развитию способностей учащихся.

С целью повышения эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности необходима его продуманная организация, в которой выделяют такие этапы, как: определение цели, задач, принципов, условий, содержания, форм и методов, которые способствуют формированию устойчивого интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Для проведения формирующего эксперимента, целью которого было формирование у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности, была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая девять различных форм внеклассной воспитательной работы разработанных членами студенческой временной научно-исследовательской группы (Галиева А.Ф., Литвиненко Е.В., Сираева Г.Р.). Для достижения поставленной цели  необходимо было решить следующие задачи:

− формирование исследовательской позиции у старшеклассников (активизация личностной позиции; осознание необходимости исследовательской активности; поисковая активность);

− формирование познавательной мотивации у старшеклассников  (получение новых знаний в процессе исследовательской деятельности; приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; выявление способностей учащихся к ведению исследовательской работы и т.д.);

– формирование у школьников старшего школьного возраста научного мировоззрения, интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

– развитие у старшеклассников коммуникативных способностей;

– содействие ориентации учащихся старших классов на выбор будущей профессии;

– развитие интеллигентной, конкурентоспособной и креативной личности и т.д.

Содержание программы формирования у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности включало такие темы, как: «Куда и как шагает мир», «Представь себя ученым», «Explore the USA», «Кто он, молодой ученый?», «Куда текут мозги?», «Debate about Science», «Открытия в науке XXI века», «Старт научных знаний», «Мое отношение к исследовательской деятельности». Подготовка и проведение различных форм внеклассной воспитательной работы по вышеперечисленным темам  способствовали решению таких задач, как:

  • ознакомить школьников с сущностью понятия «исследовательская деятельность»;
  • расширить знания учащихся о современных ученых разных стран, ознакомить с их научными достижениями и успехами в исследовательской деятельности, а также с актуальными проблемами науки XXI века;
  • информировать школьников о специфике науки XXI века и ее роли в развитии лидирующих государств;
  • способствовать развитию у старшеклассников креативного мышления;
  • содействовать формированию вопросительной активности учащихся;
  • ориентировать учащихся на самостоятельный поиск знаний и т.д.

Разработанная программа опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности включала разнообразные формы воспитания, соответствующие возрастным особенностям старших школьников, которые вызывают определенный эмоциональный настрой и  побуждают учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Например, могут быть использованы такие формы, как: разброс мнений, «Проект-мечта», интеллектуальный ринг, презентация мира [6] продуктивная игра [5], исследовательская лаборатория, круглый стол, свободный разговор, симпозиум, заседание экспертной группы [2], дебаты, представление-соревнование [1, с. 72], «Яблоня возможностей» [3, с. 116]. Многообразие форм и их содержания также являются фактором, способствующим повышению интереса как ведущего мотива к исследовательской деятельности старших школьников.

Для реализации содержания процесса формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности были выбраны такие методы воспитания, как:

соревнование, которое способствует формированию мотивации достижения более высокого результата за наименьшее количество времени и стимулирует команду учащихся или отдельного школьника к достижению цели. Соревновательная ситуация требует сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования творческих идей;

мозговой штурм, один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления и вовлечения школьников в исследовательскую деятельность посредством высказывания различных гипотез, идей и т.д.;

примеры из жизни ученых, содержащие информацию о важнейших научных разработках как отечественных, так и зарубежных авторов, о создании новшеств, об открытиях научно-исследовательских лабораторий, о выдающихся личностях и созданных ими современных технологиях, а также о различных открытиях юных ученых. Это способствует развитию новых взглядов на научную деятельность, повышению интереса к занятиям исследовательской деятельностью, а также наращиванию потенциальных возможностей самих учащихся;

игра, носящая творческий характер. Она вызывает интерес, стимулирует познавательную активность, способствует развитию креативного мышления старшеклассников. В процессе игры школьники концентрируют свои мыслительные возможности, развивают гибкость мышления;

дискуссия, позволяющая вести диалог по интересной теме для всех участников; каждый ответ рассчитан на интерпретацию собеседника и его оценку в виде дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. Именно в процессе дискуссии рождается множество точек зрения на тот или иной предмет обсуждения и интерес к деятельности;

объяснение – как монологическая форма изложения ориентирует учащихся на выбор мнения, которое носит доказательный характер. Доказательность обеспечивается, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей;

творческое задание, повышающее любознательность учащихся к исследовательской деятельности за счет подбора оригинальных заданий. Оно способствует развитию креативности мышления старшеклассников и активизации интеллектуально-творческой деятельности.

Кроме методов воспитания, применяются такие методы обучения, как:

эвристическая беседа (повышает заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности, включая поиск новых знаний);

создание проблемных ситуаций (направлены на пробуждение интереса у учащихся, предполагают нахождение новых неизвестных способов и приемов выполнения, объяснения непознанных явлений, событий, процессов);

метод «мозгового штурма» (способствует получению новых идей, характеризуется полной свободой высказываний и запрещением их критики);

метод деловых игр (формирует умения и навыки работы в команде, лидерские качества, продуктивное мышление, творческие способности; предусматривает самостоятельное принятие решений, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения);

методы частично-поискового и исследовательского характера (позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, формирования интереса, мотивации и предполагают готовность самостоятельному поиску учеником новых знаний);

метод case-study (ориентирован на осуществление исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, принятию решений);

метод проектной работы (способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, критического мышления, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном пространстве).

Для определения эффективности процесса реализации содержания, методов и форм формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности рекомендуется использовать такие методы исследования, как: беседа, наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование и т.д.

Интерес учащихся существенно повышается при условии определения и реализации учителем комплекса взаимосвязанных задач, содержания, форм и методов, способствующих относительно быстрому вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Таким образом, разработанная программа эксперимента является оптимальной стратегией для учителя с целью целенаправленно организовать деятельность учащихся к процессу исследования и существенно оказать влиянии на процесс формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. – 1995. – № 3. – С. 72-76.
  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. – М.: Педагогика, 1989. – 132 с.
  3. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С. 103-125.
  4. Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. – 19 с.
  5. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М.: Новая школа, 1993. – 95 с.[schema type=»book» name=»ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» description=»В статье рассматриваются задачи, содержание, формы и методы, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений.» author=»Литвиненко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/http://jurnal.umsu.ac.id/public/http://jurnal.univrab.ac.id/slot-gacor/