Номер части:
Журнал

Духовно-нравственное воспитание детей через совместную с родителями внеурочную деятельность.



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют людей размышлять о будущем России, о подрастающем поколении, которое в дальнейшем станет управлять государством.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Видно, что произошли утрата духовно-нравственных ориентиров и смена нескольких поколений людей, большинство которых лишены понимания цели и смысла жизни. Поэтому нравственное воспитание в современном обществе является наиболее актуальным. Знания о нормах поведения в социуме необходимы людям потому, что они не только информируют их, но и дают им представления о последствиях  поступков.  В основном эти знания формируются и развиваются в школе.

На наш взгляд, главной целью воспитательной работы в современной школе – является воспитание успешного школьника через совместную с родителями внеурочную деятельность. При этом в своей работе мы ставим себе следующие задачи:

1.Вовлекать родителей в совместную с учащимися творческую деятельность.

2.Помочь родителям осознать, что в первую очередь при условии тесного взаимодействия семьи и школы их дети смогут стать полноценными членами современного общества.

3.Формировать у учащихся духовно-нравственные ценности.

В.А.Сухомлинский писал: «Как можно меньше вызова в школу отцов и матерей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей…».

Мы с этим утверждением не согласны. Родителей в нашей школе не вызывают, а приглашают для того, чтобы вместе решать возникающие у ребенка проблемы.

Нам импонируют слова   А.С.Макаренко, который говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Если Вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране.» Это немаловажно, так как нравственное развитие ребенка   происходит, во-первых, в семье, где протекает первичная социализация ребенка, в которой дети усваивают те нормы и правила, которые приняты не только в обществе, но в этой малой группе. Внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки и духовные ценности родителей являются важнейшим источником жизненного опыта школьников.

Во-вторых, усвоение нравственных норм, происходит и в школе во время учебной деятельности. Оно осуществляется посредством организации урока и личностью учителя. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-третьих, источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Но такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках семьи или учебного процесса, или только в рамках внеклассной деятельности. Поэтому, для становления этих качеств, для наиболее полного достижения результата необходимо объединение всех этих условий.

В нашей школе активно практикуются такие виды работы, как посещение семей на дому, вовлечение родителей в совместную внеурочную деятельность детей, проведение совместных с родителями тематических классных часов, проведение экскурсий, вовлечение их в досуговую деятельность своих детей, организация и помощь в проведении различных мероприятий. Оказание индивидуальной консультативной помощи    родителям по различным вопросам обучения и воспитания детей, а также в установлении контакта с учителями – предметниками. Особенное внимание уделяется семьям группы риска   т.к. они требуют повышенного внимания.  В данном случае при необходимости привлекаются специалисты различных служб сопровождения (психолог, социальный педагог, медицинские работники и т.д.).

Мы уверены, что если ребенок со всех сторон окружен заботой и вниманием, то из него вырастет достойный гражданин нашего государства.

Мы проводим в своем классе различные мероприятия, в том числе тематические классные часы, затрагивающие основные ценности в жизни человека.

Например, к таким классным часам можно отнести:

  1. «Сердце, как хорошо, что ты такое…»

Это классный час-мастерская, в которой затрагиваются такие аспекты человеческой жизни, как здоровье (сердце человека — как орган), и как взаимоотношения между людьми (сердце – как источник чувств). Кроме того на этом классном часу рассматриваются взаимоотношения между поколениями, их нравственная составляющая, в ходе дискуссии родители и дети отвечают на вопросы, действительно ли подрастающее поколение бездуховно или же оно тоже способно испытывать глубокие переживания и чувства? И чье сердце молодое, старого или подрастающего человека? (молодое то сердце, которое может сопереживать и жертвовать собой ради других).

  1. Тематический классный час, подготовленный по фильму «Чучело». На этом классном часе рассматриваются поступки детей с нравственной точки зрения и с позиции правонарушений. Важно отметить, что в подготовке и проведении данного мероприятия значительную материально-техническую помощь оказывают родители класса. Это подготовка техники и видео -материалов, украшение учебного класса, организация чаепития.

  1. Классный час «Кукла, исполняющая желания». Здесь родители

(мамы) услышали мечты и желания своих детей, и что, важно, вместе со своими детьми мастерили куклу.  В процессе изготовления куклы была заметна заинтересованность мам в оригинальном исполнении и представлении результата своего труда. Со слов мам, большинство из них перенеслись в детство, и в конечном счете сумели понять своих детей. А дети в сою очередь, услышали своих мам и провели с ними гораздо больше времени, чем дома.

Помимо классных часов родители вовлекаются и в общешкольные акции. Например, акция «Цветок», которая ведет свое начало еще с 2003 года. Дети вместе со своими родителями выращивают у себя дома цветочную рассаду, а затем, в начале мая месяца перед зданием школы устраивают праздник для жителей микрорайона и бесплатно раздают им ее.  Это позволяет быть уверенным, что наши дети не оборвут клумбы, не бросят мусор на землю.

Также в школе проводятся акция «От сердца к сердцу», где учащиеся приносят из дома апельсин (купленный родителями) и дарят его от всего сердца жителям блокадного Ленинграда, устраивают для них концерт.

Ежегодно в школе проводится акция «Подарок солдату». Дети вместе со своими родителями готовят посылку солдатам срочной службы (это может быть зубная паста, печенье, сладости, конверты, собственноручно связанные теплые носки, шарфы и т.д.)

Если говорить об организации досуга, то и здесь по возможности вовлекаем родителей. Примером тому является совместная с детьми выездная экскурсия в Карелию и празднование там «Масленицы».  В данном случае немаловажной является материальная поддержка таких мероприятий.

Родители стремятся формировать у   детей активную гражданскую позицию и любовь к Родине. Это подтверждает тот факт, что абсолютно все учащиеся нашего класса участвовали районном конкурсе «Мы патриоты России», и заняли в нем достойное 3 место .

В настоящее время при моральной поддержке родителей все учащиеся класса участвуют в городской программе «Классы, свободные от курения».

Необходимо также отметить, что родители с удовольствием откликаются на эти мероприятия, понимая их значение, ведь они повышают не только уровень развития духовно-нравственных качеств самих детей, но и свой собственный, и педагогов. Об этом они пишут в своих отзывах.

В итоге у детей повышается интерес к учебе, уровень воспитанности, расширяется их культурный кругозор. Дети меняют свое отношение к сверстникам, взрослым, готовы прийти на помощь другим в трудной ситуации, заботятся о младших. В общении со старшими и незнакомыми проявляют толерантность.

Также надо отметить, что такое   сотрудничество помогает родителям посмотреть на ребенка с другой стороны, услышать его лучше понять, пересмотреть свои требования или ожидания. У родителей, чьи дети не слишком успешны в учебе, может возникнуть чувство гордости за собственного ребенка и увидеть у него творческий потенциал. И, наоборот, у родителей с завышенными требованиями, предъявляемыми к ребенку, смогут открыться глаза, и такие родители будут объективно оценивать своего ребенка. Главное, что запоминают родители после таких мероприятий, это то, что ребенку необязательно быть успешным в учебной деятельности, он может достигнуть успеха в любой другой, которая ему больше интересна. А задача самих родителей поддерживать интерес учащихся в других областях деятельности. Тогда с поддержкой родителей и учебная деятельность будет приносить радость, будет повышаться самооценка учащихся и мотивация к учебе, к достижению успеха, что является важным условием успешной деятельности и духовно —  нравственного развития.

В дальнейшем нами планируется вовлечение родителей в профориентационную   работу, так как мы уверены, что детям необходимо выбирать профессию надо не в 9 классе, а гораздо раньше.

Не секрет, что не всегда школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому есть еще над чем работать. Беспокоит и то, что по мере взросления детей родители отдаляются от них, от школы. Поэтому еще одна наша задача – суметь не потерять   родителей, а   всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с ними в воспитании детей, ориентируясь на общечеловеческие ценности.

Считаем, что наш опыт в воспитании подрастающего поколения можно использовать и в других учебных учреждениях.

                 Список использованной литературы.

  1. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.// — М.: 2002-154 с.
  2. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. Т.И. Петракова// — М.: Просвещение, 1997.
  3. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко // — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  4. Чумаченко, Н.И. Духовно-нравственное воспитания учащихся – насущная проблема современности./ Н.И. Чумаченко, Т.И. Флигинских // — Сб.ст. под ред. Н.С. Серлюковвой.- Белгород: ООО «ГИК», 2006.-С. 14-18
    Духовно-нравственное воспитание детей через совместную с родителями внеурочную деятельность.
    В современном мире нравственное воспитание детей является очень актуальным. В статье хотелось показать, как я пытаюсь это осуществлять в своей работе, в первую очередь, во внеурочной деятельности: классные часы, совместные праздники, школьные акции, индивидуальная консультативная помощь родителям- и всё это проводится при взаимодействии школы с родителями. Тогда вырастут достойные граждане нашего государства.
    Written by: КУЛИЧКОВА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/16/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook
Записи созданы 6763
Номер части:
Журнал

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

На сегодняшний момент, Россия стоит на пороге непростого исторического периода. И сегодня существует большая опасность, которая подстерегает современное общество – это не развал экономической и политической системы, а разрушение личности. Ослабление внимания общества и государства к формированию общественного сознания, к образовательным учреждениям, к вопросам воспитания, привело к изменению психологии подрастающего поколения.

Многие исследователи замечают, что существуют такие тенденции, как противопоставление себя обществу, нарастание индивидуализма, прагматизм — на фоне ниспровержения недавно существовавших авторитетов, разрушения выработавшихся на протяжении многих лет стандартов и идеалов. У подрастающего поколения искажены представления ο справедливости, милосердии, доброте, великодушии, патриотизме и гражданственности. Наряду с девальвацией многих ценностей, которые связаны со служением государству, а также и обществу, происходит понижение уровня доверия к старшему поколению, выживаемость, переориентация на собственное благополучие, самосохранение. Постепенно идет обострение процесса отчуждения и индивидуализации. Материальное благо стало занимать главное место в желаниях молодого поколения, образование и культура, как и духовно-нравственные ценности, отходят на периферию их ценностных ориентаций.

На фоне понижения основных показателей качества жизни, у детей на сегодняшний день, их психического, телесного и духовного здоровья, вопрос о духовно-нравственном воспитании является одним из ключевых в проблематике нашего общества. Современная действительность предоставляет ребенку лишь определенную информацию вместо знаний, заданную программу вместо формирования личной фантазии, игровой компьютер и телевизор вместо нужного живого и человеческого общения.

Проблемы общества, мораль, идеалы, культура, традиции могут постоянно меняться из века в век. Но основная суть духовности и нравственности личности практически не изменяется. Главным доказательством актуальности выбранной темы служат высказывания известных педагогов, которые жили в разное время, в различных условиях. Проблемы нравственности как основы образа жизни и решающей роли в формировании и развитии человека как личности, осознавались и ставились на первое место в педагогике. Пристальным изучением данной темы занимались многие ученые, такие как Н. А. Алексеев, Н. А. Бердяев, В. П. Зинченко, Я. А. Каменский, Н. Н. Никитина, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Л. Франк, Н. Б. Шмелева. В их работах очень часто можно встретить понятия «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связаны между собой тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у личности доброжелательных взаимоотношений с окружающими людям. Но многие исследователи дают личное определение данному явлению, основываясь на собственных научных целях и позициях.

Разносторонний вопрос взаимной связи понятий «нравственность» и «духовность». В данном случае целесообразно придерживаться утверждения Б. Т. Лихачева, что духовное совершенствование личности содействует его ответственности перед собственными нравственными принципами и совестью, которые основаны на общечеловеческих ценностях [1, 7]

Проблема духовно-нравственного воспитания воспитанников интернатного учреждения является достаточно актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, лицезревших падение нравственности – это проявление насилия и жестокости со стороны их родителей, а также распад семьи, наркоманию, алкоголизм, бродяжничество. Это способствует утрате семейной функции в передачи детям важных жизненных и культурных ценностей, понижению уровня духовной культуры, большинства воспитанников интерната.

Кроме проблем связанной с воспитанием духовно-нравственных качеств личности, научные и практические исследования, которые проводились учёными в разных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов мало подготовлены к выбору собственного жизненного пути. Выпускник интерната выделятся определенной неприспособленностью к самостоятельной жизни, достаточно низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение построить жизнь по социально-культурным и духовно-нравственным правилам и нормам, непонимание социальных отношений между людьми, все это затрудняет процесс социальной интеграции и адаптации воспитанников.

Поэтому возникает необходимость в новой системе образования, которая бы позволила в полном объеме передать от одного поколения к другому опыт, знания, созидательной и творческой деятельности, опыт в духовной жизни, национальные традиции и ценности. Становится неминуемым обращение школы к духовным лидерам и традициям, которые позволяют сочетать научные и культуросообразные подходы, создающие условия для освоения национальных духовно-нравственных традиций.

Таким образом, главная задача по внедрению в условия дома-интерната постоянного духовно-нравственного и религиозно-ориентированного воспитания выдвигается как остаточно стабилизирующий фактор, который противостоит процессам размывания культуры и тем самым обеспечивает национальную идентификацию, закладывающую личностные основы. Духовно-нравственное воспитание в целом является сложным многоплановым процессом. При реализации и внедрения программы по перевоспитанию детей воспитывающихся в интернате, нужно следователь следующим принципам по духовно-нравственному воспитанию:

— Гуманистическая направленность воспитания – личное отношение педагога к воспитаннику как к самодостаточному и довольно ответственному субъекту. Данное воспитание реализуется через формирование личного отношения к самому себе, к окружающему миру.

— Природосообразностъ – это воспитание основывается на научном понимании социальных и естественных процессов, при этом следует согласовываться с всеобщими законами формирования и развития человека согласно его половому признаку и возрасту.

— Кулътуросообразностъ. Воспитание подрастающего поколения должно базироваться в соответствии с нормами и ценностями национальной культуры и особенностям, которые присущи традициям региона.

— Одно из основных принципов духовно-нравственного воспитания должно быть построено на свободном признании правила — «Сторонись зла и сотвори доброе дело».

— Светский характер в образовании и законность, то есть соответствие функционирующему законодательству Российской Федерации [1, 10-11].

В разрешении данной проблематики можно провести профилактические мероприятия, например, подключение во взаимодействие с детьми интерната волонтеров из разных слоев общества. Но, пока теоретическое осмысление опыта взаимодействия детей-сирот и волонтеров в условиях интернатного учреждения еще не имеет полного отображения в научной литературе.

Проведения воспитательной программы через проектную деятельность:

— «Я и моя школа». Данная программа позволяет формировать осознание принадлежности к коллективу в классе, развитие стремления к сочетанию собственных и общественных интересов, к воссозданию непринужденной атмосферы дружбы и товарищества в коллективе. Это дает в воспитании осознанное отношение к учебному процессу, формирование познавательной активности, развитие готовности к осознанному выбору будущей профессии.

— «Я и культура» (через различные детские творческие объединения). Это дает раскрытие духовной основы культуры. А так же воспитание у воспитанников чувства прекрасного, художественных способностей, формирование творческого мышления, эстетических вкусов и идеалов. Вырабатывание понимания важности искусства в жизни каждого человека.

— «Я и планета». Воспитание и формирование нравственных ценностей через уроки по трудовому обучению или детские творческие объединения. А именно воспитание понимания взаимосвязи между обществом, человеком и природой. Непосредственно формирование эстетического отношения детей из интерната к окружающей действительности и трудовой деятельности как к одному из основных источников радости и творчества человека [3, 43].

О точных результатах при внедрении инновационной деятельности говорить рано, но можно предполагать, что введение в учебную и воспитательную деятельность интернатного учреждения системы постоянного духовного и нравственного образования и воспитания, может стать одним фактором, который способствует развитию нравственных ценностей и чувства самостоятельной идентификации среди воспитанников.

В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в системе образования является первоочередной задачей. Так как для современного общества свойствен не столько кризис политический или экономический, а сколько кризис личности, одолеть который можно только встав на трудный путь восхождения к духовной и культурной традиции общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Жаркова Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. – М., 2013. — 293 с.
  2. Никитина Н. Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. – Волгоград, 2005 – 95 с.
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    В данной статье рассматривается вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, которые находятся в интернатных учреждениях.
    Written by: Дергачева Елена Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6763

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх