Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГУМАНИТАРНАЯ КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГУМАНИТАРНАЯ КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Сегодня в глобализующемся информационном обществе серьезным структурным и системным изменениям подвергаются все социальные сферы жизнеобеспечения общества. Особенно это касается сферы высшего профессионального образования, так как именно эта сфера обеспечивает общество специалистами, способными эффективно функционировать в стремительно изменяющихся условиях. Соответственно, каждый год рынок труда предъявляет все новые требования к выпускникам вузов, иногда даже в тех областях, которые, по мнению обывателя, совершенно далеки от наиболее подверженных изменениям  областей научно-технического прогресса, тем более что информационные технологии в современном мире проникают во все сферы, не только научно-технические, но и гуманитарные, серьезным образом изменяя и структуру профессиональной деятельности специалиста, и профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда.

Физкультурно-спортивное образование – та область профессиональной деятельности, которая также требует концептуального пересмотра принципов подготовки специалистов. Это обусловлено и все возрастающей ролью спорта и физической культуры в мире, где в условиях возрастающей дигитализации и технологической модернизации индустриальной и социокультурной жизни общества пересмотру подвергаются ценности, идеалы, нормы и модели поведения, и серьезными изменениями концепта «спорт», и актуализацией процесса гуманистического осмысления роли личности сегодня.

Сегодня сфера спорта, включая Олимпийское движение, не только чрезвычайно бурно развивается и приобретает все большее значение, но и трансформируется под влиянием политических, экономических и социокультурных процессов современного мира. Не всегда эти трансформации могут быть оценены как позитивные, но культурные смыслы и дискурсивные практики данных процессов, без всяких сомнений, отражают тенденции развития человеческой цивилизации.

Спорт институализируется, представляя сегодня сложную социальную систему организаций и учреждений, которая тесно соприкасается и взаимодействует с другими социальными институтами: политикой, в том числе международной (МОК, НОКи, национальные комитеты по развитию спорта), экономикой (производство спортивных товаров, строительство спортивных объектов), культурой («строительство» тела и духа с его разветвленной инфраструктурой); с другими социальными сферами: медициной и фармакологией (исследования резервов человеческого организма и проблем допинга), бизнесом (обширная сфера получения прибылей в обслуживании сферы спорта); с рекламой, масс-медиа и даже с шоу-бизнесом.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что физическая культура и спорт – это сферы, где реализуются гуманитарные составляющие физической активности человека, где проявляется не только физические, но и социокультурные потребности индивидуальности, и в силу этого гуманитарная составляющая процесса подготовки специалистов по физической культуре и спорту (ФКиС) выводит его далеко за рамки освоения технологичных тренировочных процессов, оздоровительных техник и соревновательной деятельности, и даже за рамки содержания комплекса гуманитарных дисциплин, традиционно входящих в академические стандарты. Все это делает проблему развития, а, возможно, и принципиального пересмотра гуманитарной подготовки выпускников физкультурно-спортивных вузов чрезвычайно актуальной.

Помимо традиционных академических гуманитарных дисциплин (истории, философии, родного и иностранных языков) сегодняшний рынок труда требует от специалистов по ФКиС коммуникативных компетенций, связанных с речевой деятельностью не только в устной и письменной форме, но и с деятельностью в цифровом пространстве. В связи с постоянным умножением информационных потоков требуется сформированная медиаграмотность. Выпускник должен понимать высокую ценность социокультурной значимости физической культуры и спорта и в своей профессиональной деятельности способствовать повышению социального статуса данной сферы жизнедеятельности общества, уметь формировать позитивный образ спорта и физической культуры в массовом сознании.

Все большее значение приобретает способность специалиста к саморазвитию, адаптации к постоянно изменяющимся требованиям общества. Современное общество, предъявляя определенные требования к выпускнику вуза, актуализирует проблему обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста, рассматривая образование как процесс становления его личности [1]. Гуманитарное знание рассматривает человека в совокупности его биологических, социальных и культурных функций, но при этом ставит во главу угла личность, индивидуальность, прежде всего Человека [5], а не носителя определенных функций и компетенций. Именно поэтому гуманитарная компонента в рамках подготовки специалиста закладывает основы профессиональной конкурентоспособности человека на рынке труда, основы его востребованности как специалиста.

С возрастанием роли гуманитарного образования,  повышающего общекультурное  развитие личности, а не только с получением профессии, напрямую связаны сегодня надежды на развитие поистине культурной функции системы образования в целом и в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, в частности [4].

Как уже было сказано, гуманитаризация современного высшего образования осуществляется как за счет наполнения образовательной программы гуманитарным содержанием, то есть включения в учебные планы различных гуманитарных дисциплин, так и за счет формирования у студентов системы гуманитарных ценностей и установок. Таким образом, происходит приобщение студентов к гуманитарной культуре в рамках учебно-воспитательного процесса.

В основе деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта лежит, прежде всего, коммуникационный аспект. Поэтому формирование речевой культуры, повышающей общекультурный уровень, способствует проявлению гуманистических начал и совершенствованию психических качеств и свойств личности. Осознание значимости таких дисциплин речеведческого цикла, как культура речи, риторика, культура делового общения, речевая коммуникация, в системе саморазвития выпускника, повышения его общекультурного уровня становится важной составляющей модели профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта.

Очевидно, что к какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурных вузов, им предстоит работа с людьми, предполагающая многогранное, прежде всего, вербальное общение с ними. Через речь, как известно, завоёвывается авторитет, так необходимый любому специалисту. В процессе совместной деятельности индивидуумы вступают в определенные отношения. Поскольку эти отношения (независимо от рода деятельности) формируются в процессе общения – речи, то роль риторики в этом трудно переоценить. Овладение риторикой делает будущих специалистов способными к предметно-практической речи и практической деятельности, повышает общую культуру личности [2]. Продуктивность же деятельности специалистов во многом зависит от их общекультурного потенциала, сформированного как до, так и особенно во время обучения в вузе.

Поэтому исходное концептуальное положение, которое лежит в основе преподавания курса риторики будущим специалистам в области физической культуры и спорта, заключается в том, что в основе деятельности таких специалистов лежит коммуникация, и, следовательно, выпускник физкультурного вуза должен свободно владеть речью, умением общаться, взаимодействовать с собеседником, другими людьми и в определенных случаях воздействовать на них. Риторика должна заложить основы профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта, что предполагает формирование готовности и способности решать множество разнообразных коммуникативных задач [4].

При этом имеется в виду не только обучение ораторскому искусству (это лишь одно из направлений работы), а последовательная работа, направленная на активизацию мыслеречевой деятельности будущих специалистов. Отсюда и задача курса «Риторика» сводится к формированию у учащихся физкультурного вуза коммуникативной компетентности, которая  охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого и неречевого поведения и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели.

На наш взгляд, главным ценностным ориентиром специалиста  должно стать оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Такое умение, определяемое совокупностью качеств: гибкостью мышления, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, конструктивностью общения с оппонентом, учетом интересов и потребностей собеседника, умением предвосхитить его реакцию, способностью мгновенно преодолеть «аудиторный шок» в официальном общении и другими, — и совершенствует предмет «Риторика».

Риторика – комплексная наука: её фундаментальной базой служат лингвистика, педагогика, логика, психология, логика, эстетика и культурология. Кроме того, по мнению ряда ученых, риторика находится на рубеже между сообщением и искусством, сохраняя общие для них черты [2; 3]. Но чем более тесна связь риторики с искусством, тем очевиднее и сильнее ее воздействие на личность. А личностные качества специалиста с давних времен  прогрессивные умы человечества считали определяющим фактором успеха.

Проблемы общения практически всегда представляли не только познавательный интерес. Обращение к ним являлось насущной потребностью для жизнедеятельности людей во все периоды развития общества. Естественно, что в эпоху динамичных перемен в обществе внимание к вопросам человеческого общения неуклонно возрастает. Вновь встает вопрос о значении таких качеств человека, как честность, порядочность, и таких общечеловеческих и психологических черт личности, как сопереживание, сочувствие, взаимоуважение, взаимопонимание, в определенной мере сомнение в правоте тех или иных своих поступков и, наконец, человечность. Все перечисленные гуманистические качества можно в равной степени считать значимыми как для спорта (например, в работе спортивных судей, допускающих преднамеренные ошибки, то есть предвзятость, причинами которой являются необъективность, непорядочность, нечестность), так и для риторики, и все они воспитываются и формируются в результате занятий спортом и обучения риторическому мастерству.

Кроме того, формируя языковую личность специалиста, риторика оказывает положительное воздействие и на эмоции, воображение, эстетику, мотивацию, волю, интеллект, нравственность как психические процессы, свойства и способности личности. Именно в силу этих своих качеств она необходима специалисту в области физической культуры и спорта.

Современные условия информационного общества требуют также от специалиста компьютерной грамотности, опять-таки независимо от специфики его профессиональной деятельности. Для мирового сообщества в наши дни  характерно взаимодействие множества языков и культур, интенсивная коммуникация в профессиональных сферах благодаря бурно развивающейся сети Интернет. Невозможно себе представить современного специалиста, повышающего свой уровень без профессионального общения, без обмена опытом с коллегами и усвоения новых методик и технологий в профессиональной сфере. Такое общение было всегда, благодаря и профессиональным конференциям, и специализированным изданиям. Но сегодня владение навыками поиска информации, общения в социальных сетях и профессиональных форумах позволяет раздвинуть границы такого общения без особых финансовых и временных затрат. Глобальность интернет-пространства, скорость передачи информации позволяет осуществлять коммуникацию на всей планете без существенных задержек во времени. Все это повышает для специалиста по физической культуре востребованность таких дисциплин, как информатика, компьютерные и информационные технологии, иностранные языки, а также заставляет включать в традиционные речеведческие дисциплины разделы обучения общению он-лайн (в Интернете).

Колоссальное количество текстов (в том числе медиатекстов), которые циркулируют сегодня в глобальном интернет-пространстве благодаря средствам массовой коммуникации делает чрезвычайно востребованной еще одну область гуманитарной компоненты образовательного процесса – медиаобразование. Медиаграмотность как совокупность навыков и умений поиска информации, адекватной оценки, критического анализа и объективной интерпретации информации в медиа является обязательной сегодня для любого специалиста с высшим образованием; не является исключением и сфера физической культуры и спорта. И хотя попытки преподавать медиаобразование в России предпринимались с 20-х годов XX в., сегодня оно не только наиболее востребовано, оно должно быть серьезно реформировано с учетом трансформации реальности. Основной целью работы с медиатекстами должно стать формирование максимально объективной медиакартины мира, места в ней физической культуры и спорта как социокультурного феномена, позитивного гуманистического образа данной сферы. Медиатексты о спорте как неразрывной части культуры несут в себе некие культурологические коды и символы, позволяющие не только воспринимать определенные знания, но и осмыслять происходящее в этой сфере на уровне ценностных ориентаций, идеологических установок, моделей развития событий и интерпретации ситуаций.

Учитывая глобальность инфраструктуры сферы спорта, ее планетарный масштаб и ее взаимодействие с важнейшими социальными сферами (такими, как политика, экономика, культура), значимость критически мыслящего медиаграмотного специалиста, способного использовать медийное пространство для решения профессиональных задач,  неоднократно возрастает.

В целом, можно говорить о том, что гуманитарная компонента образовательного процесса не только востребована сегодня с учетом тенденций развития информационного общества, именно она обеспечивает фундаментальность образования, так как формирует универсальные компетенции, практически не меняющиеся с развитием науки, не требующие использования справочных пособий, но при этом помогающие сформировать философско-этическую картину мира, мировоззренческие и нравственные установки выпускника.

 

Список литературы:

  1. Балицкий А. Гуманизация и гуманитаризация образования // Высшее образование в России. – № 2. — 2007. – С. 108-113.
  2. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Наука, 1994.- 191 с.
  3. Рождественский Ю.В. Современная риторика: Становление и проблемы. – М.: Высшая школа, 1988.- 221 с.
  4. Хазова С.А. Показатели конкурентоспособности как критерии профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. – режим доступа [htth://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/3/3Нazova.htm]
  5. Черняев В. В. Образование по физической культуре в высшей школе как гуманитарный феномен. // Педагогическое образование и наука. — № 11 – 2010. — C. 11-16.[schema type=»book» name=»ГУМАНИТАРНАЯ КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА» description=»Статья поднимает вопросы, связанные с местом и значимостью гуманитарного знания в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современном информационном обществе. Авторы рассматривают тенденции концептуального изменения гуманитарного знания в подготовке выпускника в условиях быстро изменяющейся экономической и социокультурной жизни общества и, как следствие, трансформации требований потенциальных работодателей. Особое место в образовательном процессе информационного общества, по мнению авторов, принадлежит дисциплинам, которые формируют информационно-коммуникативные компетенции, обеспечивают медиаграмотность, позволяют специалисту по физической культуре и спорту ориентироваться в информационных потоках и повышать социальный статус сферы в массовом сознании. » author=»Волкова Марина Сергеевна, Люлевич Ирина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana slot gacor slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found