Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Программа по физической культуре имеет свои традиции и построена на выполнении тех групп физических упражнений, которые дают наибольший эффект для оздоровления детей и молодёжи, привлечения подрастающего поколения к занятиям физическими упражнениями [1]. Однако в последнее время отмечается рост новых видов спорта, которые пользуются успехом у детей и молодёжи. Аэробика относится к таким видам двигательной активности, которые включают разнообразные движения, и подразделяется на большое количество отдельных направлений [2].

К ним относятся классическая аэробика, различные виды танцевальной аэробики, аква-аэробика, упражнения в которых выполняются под музыку без предметов. Видов танцевальной аэробики великое множество. Занятия танцевальной аэробикой проводятся в быстром темпе под музыку, соответствующую тому или иному стилю танца. К данному виду аэробики относятся: фанк – аэробика, сити–джем, хип–хоп, латин–аэробика, джаз–модерн, афро–джаз, с элементами народных танцев и много других.

Другую группу аэробики составляют упражнения с использованием предметов и приспособлений. К этой части обычно относят степ-аэробику, слайд-аэробику, сайклинг, памп-аэробику (с утяжелителями, гантелями амортизаторами), фитбол-аэробику, кенгуру-аэробику. Арсенал предметов и оборудования при занятиях аэробикой практически неограничен, что привлекает к занятиям значительное число девочек и мальчиков, девушек и юношей [3].

Многообразие движений, применяемых во время занятий аэробикой, создаёт предпосылки для развития основных физических качеств – выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости, способствует развитию основных функциональных систем организма школьника.

Сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением способствует эстетическому воспитанию подрастающего поколения, знакомит с различными направлениями музыки, а в конечном итоге приобщает представителей подрастающего поколения к мировой музыкальной культуре.

Простота и доступность аэробных упражнений открывают возможности использования аэробных упражнений уже в начальной школе. В связи с введением третьего урока физической культуры открылись возможности включения аэробики в систему физического воспитания школьников.

Целью настоящего исследования явилась разработка программы для учащихся начальной школы. Для формирования содержания программы учитывались следующие основания:

  • количество занятий – 34
  • длительность занятия – 35 мин.
  • основные средства: базовые аэробные шаги и их разновидности
  • практические методы: равномерный, повторный.

При реализации программы решались задачи:

— формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;

— целостное развитие физических и психических качеств;

— творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни;

— привлечение детей к участию в организованных формах физической активности.

Содержание программы предусматривало освоение основных элементов аэробики, которые затем можно объединять в комбинации и выполнять в ходе уроков физической культуры. Эти элементы получили название базовых аэробных шагов. Базовыми они называются потому, что используются при составлении всех соревновательных композиций.

В программе задавалась определённая последовательность разучивания базовых аэробных шагов. На первых трёх уроках разучивался шаг (march) и его разновидности – приставной шаг (step touch), шаг вправо в полуприсед; на следующих трёх уроках – прыжок ноги врозь-вместе (Jamping jack), наряду с шагом – ноги врозь (в диагональ)-вместе (в и.п.) (V-step) и скрестным шагом в сторону (grape wine). Ещё три занятия были посвящены разучиванию выпада (lunge), бега (jog) и подъема колена вперед (knee lift). И последними разучиваются скип (skip) и мах (kick). Таким образом, в течение первой четверти разучивались основные базовые аэробные шаги. Такая последовательность строилась на основании реализации правила «от простого к сложному», когда каждое последующее аэробное упражнение было более сложным для исполнения.

Вторая четверть была посвящена последовательному освоению более сложных для исполнения элементов: упор углом и упор углом ноги врозь, прыжки колени к груди и «звездочка»; сагиттальное отжимание, прыжок поворотом на 180°, повороты и равновесия.

На уроках с девятнадцатого по двадцать шестой изучалась техника выполнения танцевальных шагов и элементы хореографии. Танцевальные шаги включали такие элементы как вальсовый шаг, переменный шаг, русский шаг, техника выполнения которых требовала определённой пластичности и сочетания с первоначально изученными базовыми аэробными шагами.

Наконец в заключительной части программы разучивались наиболее сложные варианты прыжков – прыжок поворотом на 360°, разученные прыжки объединялись в серии. Таким образом, в течение срока освоения программы первоклассники осваивали весь спектр элементов, необходимых для построения соревновательной программы по аэробике для ребят этого возраста.

Другой особенностью построения программы являлось обязательное объединение упражнений в связки и комбинации по мере освоения программы. Такая работа предусматривалась на каждом уроке, что позволяло с одной стороны разучивать новые аэробные упражнения, а с другой совершенствовать уже освоенные аэробные упражнения. Результатом такого построения программы стало хорошее развитие основных физических качеств. Например, для развития координационных способностей использовались такие приёмы, как добавление к базовым шагам движения руками, увеличение количества базовых движений в одной связке, изменение частоты движений, добавление перемещений, изменение направления движения, добавление разнонаправленных движений в суставах. Развитие силовых способностей осуществлялось при выполнении динамических и статических упражнений, прыжков и многоскоков. Для развития гибкости в подготовительной части урока выполнялись общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движений в плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставах. Для развития пассивной гибкости выполнялись также упражнения в парах.

Ниже представлен фрагмент основной части урока №2.

Содержание

Дозировка

ОМУ

И.п. – о.с.

8 счетов – хлопки

8 счетов – марш на месте.

8 раз Спина прямая, лопатки сведены, носки оттянуты,  шаг выполнять на каждый счет
И.п. – о.с.

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – повторить 1-4

По 8 раз Спина прямая,  руки прямые, шаг выполнять с носка.
И.п. – о.с.

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – марш на месте

По 8 раз Спина прямая, движения выполнять на каждый счет.
И.п. – о.с.

1-«восьмерка» – марш с продвижением вперед

2 «восьмерка» – марш на месте,

3 «восьмерка» – марш с продвижением назад,

4 «восьмерка» – марш на месте

2 раза Носки оттянуты, спина прямая.
И.п. – о.с

1-2 – шаг вправо в полу-присед, руки на пояс,

3-4 – и.п. два хлопка.

5-8 – то же влево.

8 раз Спина прямая, стопы развернуты, вперед не наклоняться.
И.п. – о.с.

1«восьмерка» – марш с продвижением вперед

2 «восьмерка»

1-2 – шаг вправо в полуприсед, руки на пояс,

3-4 – и.п. два хлопка,

5-8 – то же влево

3 – «восьмерка» марш с продвижением назад,

4 – «восьмерка»

1 – шаг вправо, руки в стороны,

2 – приставить левую, руки вниз,

3-4 – то же влево.

5-8 – повторить 1-4

4 раз Спина прямая, стопы развернуты, вперед не наклоняться, в полу приседе опускаться ниже
И.п. – о.с

1 «восьмерка»

1-4 – марш с продвижением вперед, руки попеременно сгибаются в локтях

5-6 – шаг вправо в полуприсед, руки на пояс,

7-8 – и.п. два хлопка.

2 «восьмерка»

1-4 – марш с продвижением назад, руки попеременно сгибаются в локтях,

5 – шаг вправо, руки в стороны,

6 – приставить левую, руки вниз,

7-8 – то же влево.

8 раз Выполнять движения на каждый счет.
Партерная часть
И.п. – сед руки вверх

1-3 – три наклона вперед

4 – и.п.

По 8 раз Носки оттянуты, ноги прямые, тянуться к носкам.
И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны.

1-3 – наклон к правой, руки вверх.

4 – и.п.

5-8 – то же к левой.

По 6 раз Ноги прямые стараться коснуться лбом колена.
И.п. сед ноги врозь

1-7 – 7-мь наклонов вперед

8 – и.п.

4 раза Ноги прямые колени прижаты к полу, носки оттянуты. Стараться коснуться пола подбородком.
И.п. лежа на спине, руки в стороны

1 – мах правой вперед

2 – и.п.

3-4 – то же левой.

10 раз Ноги прямая,  ягодицы во время маха не отрывать от пола, носки оттянуты.
И.п. лежа на спине, руки в стороны

1 – поднять ноги вперёд,

2 – развести в стороны,

3 – соединить вместе,

4 – опустить в и.п.

8 раз Ноги прямые, ягодицы не отрывать от пола, носки оттянуты
И.п. – стойка руки на пояс

1-4 – 4-е прыжка на месте.

5-8 – марш, 4 хлопка.

8 раза Стопы держать вместе. Спина прямая.

Выполнять движения под счет.

Основная часть урока аэробики содержит, как правило, два раздела (см. таблицу) — аэробную тренировку и силовую. Первые семь упражнений, представленные в таблице, выполняются в качестве аэробной тренировки, а последующие шесть упражнений, выполняемые в положении сидя и лёжа, составляют партерную часть занятия.

В ходе основной части занятия интенсивность повышается до целевых показателей, и состоит из набора движений, выполняемых с определенной интенсивностью постепенно возрастающей до необходимых параметров. Набор упражнений партерной части этого урока направлен на развитие гибкости занимающихся и предусматривает выполнение упражнений с четко регламентированной техникой выполнения. Амплитуда и темп выполнения упражнений взаимосвязан с избранной методикой развития или поддержания гибкости.

Для проверки эффективности программы был проведён педагогический эксперимент, в ходе которого сравнивались показатели физического развития и индекс физической готовности у двух первых классов ГБОУ № 538. Ребята из класса, который занимался по программе В.И. Ляха, рассчитанной на три урока в неделю (КГ), выросли с 125+7 см до 128+7 см, а их вес увеличился с 25+5 кг до 28+6 кг. Для контроля за развитием уровня физических качеств сравнивался индекс физической готовности [4]. Оказалось, что индекс физической готовности увеличился в этом классе с 78+27 до 84+20, различия в начале и конце периода эксперимента отличались недостоверно при уровне значимости р>0,05.

Аналогичные показатели физического развития класса, который занимался по экспериментальной программе с использованием аэробики (ЭГ), составили следующую величину: рост увеличился с 125+3 см до 129+4 см (различия достоверны при p<0,05), вес возрос с 26+4 кг до 28+6 кг (различия недостоверны при p>0,05). Показатели индекса физической готовности увеличился с 80+21 до 98+22 (различия достоверны при p<0,05).

Сравнивая результаты показателей физического развития двух классов можно заключить, что занятия аэробикой способствовали более интенсивному росту представителей ЭГ при сходной прибавке в весе у ребят из КГ. При этом индекс физической готовности увеличился достоверно только в экспериментальной группе.

Таким образом, введение аэробики в содержание третьего урока физической культуры позволяет добиваться более существенных темпов прироста индекса физической готовности у учеников при сохранении практически равных параметров физического развития детей этого возраста. Это позволило подготовить команду из детей экспериментальной группы и занять призовое место в итоговых соревнованиях школьников по фитнес аэробике г. Москвы.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
  2. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие – М.: Советский спорт, 2014. – 122 с.
  3. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XVII/Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2005. – 359.
  4. Тяпин А.Н., Решетников И.С. Руководство пользователя компьютерной административной программой «Физкультурный паспорт»: В информационно-методическом сб. №4 «Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Нормативно-методические и аналитические материалы по мониторингу / Отв. Ред. Л.Е. Курнешова. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. – С. 5-35.[schema type=»book» name=»АЭРОБИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Михайлов Николай Георгиевич, Михайлова Эльвира Ивановна, Калинкина Кира Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found