Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Выполненный нами анализ  литературы по междисциплинарному изучению средового фактора, оценки  степени его влияния на развитие различных сторон, свойств и качеств личности  показал, что в отечественной философии, психологии и  педагогике на сегодняшний день с большей либо меньшей обстоятельностью исследуются такие разнотипные среды как информационно-коммуникационная  среда (С.В. Зенкина, Е.О. Кубякин, Л.М. Мартынов, С.Л. Мякишев, И.Н. Розина и др.), образовательная среда (И. А. Баева, В.Т. Воронцова, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг,  В.И. Слободчиков, Л.И. Холина, Г.Г.Шек,  В.А. Ясвин и др.), социокультурная среда (Г.Х. Азашиков, Е.А.Бурдуковская, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, И.В. Лебедева, Н.Ф. Хилько, С.Н. Унарова и др.), профессионально-ориентирующая среда (М. Я. Виленский, А.В. Петухова, Л.К. Пикулева, М.В. Хлопов,  М.С. Чванова и др.), поликультурная  среда (В.И. Бондаренко, В.В. Гладких, В.Н. Гуров, Н.П. Едыгова, О.В. Михайлова, А.Е. Шабалдас и др. ) и др.

На наш взгляд, каждая из этих  сред для педагога-воспитателя, приоритетно решающего в своей профессиональной деятельности задачи воспитания, содержит в себе свой определённый потенциал профессионально-личностного развития, который современная психолого-педагогическая наука должна выявить и обратить в практику активизации процесса подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации. Для этого необходимо осуществить обобщение накопленных теоретических знаний, нужны соответствующие модели, в том числе и   модели организации профессионально-развивающей образовательной среды в постдипломном образовании[6].  Известный отечественный педагог А.П. Пинкевич подчёркивал, что среда  создается в целях педагогического воздействия [7],  в результате чего она становится  педагогически освоенным  средством обучения, воспитания и развития.

Ведущим условием эффективного самоопределения слушателей курсовой подготовки относительно задач непрерывного профессионально-личностного развития является педагогизация внутригрупповой среды профессионального общения, в которой процессы продуктивного профессионально-личностного самоизменения могут быть ускорены «если группообразование и развитие группы в коллектив не только ведут к групповому самоопределению участника группы, но и сами ценности коллектива носят педагогический характер»[1, с. 62].

Процесс педагогизации среды профессионального общения педагогов-воспитателей, повышающих свою квалификацию, должен быть обязательно  связан с решением  задач   проектирования результатов  развития личности. В своём исследовании, посвящённом вопросам воспитания через среду,  Ю. С. Мануйлов поставил к педагогическому обсуждению проблему средового продуцирования воспитательного результата и предложил отработку технологии формирования и развития определённого типа личности через среду[4,5]. Основываясь на выделенных этим учёным теоретико-методологических положениях, можно предположить, что, преподаватели курсовой подготовки могут целенаправленно проектировать  результат средового воздействия на определённые свойства и качества личности педагога как воспитателя-профессионала, организуя  среду профессионального общения как особого рода педагогическую систему, способную активизировать процесс профессионально-личностного развития слушателей.

Среда профессионального общения  определяется нами как оптимальная совокупность психолого-педагогических, организационно-методических условий, факторов и влияний,  способствующих мобилизации базовых компетенций педагога-воспитателя, непрерывному наращиванию различных сторон и свойств его профессионализма, обогащению его личностного воспитательного опыта средствами  профессионального общения.

В среде профессионального общения, складывающейся в  малой учебно-образовательной группе,  требуется специальная работа по  взаимоактуализации субъектных позиций слушателей, результатом такой взаимоактуализации  выступает возникающая общность взглядов, интересов, норм поведения, ценностных установок, а также специфический  общий «оттенок в идейной и эмоциональной атмосфере группы» (Л.П. Буева).

Принципиальное  значение для педагогически целесообразной   организации среды профессионального  общения педагогов-воспитателей в процессе повышения квалификации  имеет  целевая методологическая  установка на обеспечение единства профессиональных и личностных качеств  данной категории педагогических работников  (Л. И. Боровиков, Л.М. Митина, Н.А. Эверт и др.).

Исходя из диалектически последовательной, сбалансированной  схемы сопряжения личностного и профессионального мы  попытались выделить в качестве следствия активизации профессионально-личностного  развития педагога-воспитателя, следующие  стадии приращения  его профессионального воспитательного опыта в среде профессионального общения, на эмпирическом уровне зафиксированные нами  в процессе повышения квалификации:

  1. Стадия развития воспитательного опыта  педагога,  связанная с  активным, сознательным и целеустремлённым  овладением слушателями   базовыми  знаниями, умениями  и навыками профессиональной воспитательной деятельности, необходимыми для их каждодневного практического применения;
  2. Стадия развития  воспитательного опыта педагога, выражающаяся в  стремлении достичь    оптимальных пропорций в   соотношении приобретаемых  теоретическо-методических  компетенций и  компетенций  операционально-деятельностного уровня, что приводит к возникновению особого  позиционно-личностного  состояния,  позволяющего педагогу  достигать стабильных воспитательных результатов за счёт гибкого реагирования на любую моделируемую в процессе повышения квалификации проблемную воспитательную ситуацию, как методико-теоретическим знанием, так и операционально-практическим действием.
  3. Стадия развития профессионального воспитательного опыта педагога, выражающаяся в высоком  профессиональном  мастерстве, которое проявляется в наличии индивидуального  стиляпрофессиональной воспитательной деятельности,   готовности к активной самостоятельной творческой  деятельности, стратегически и тактически осмысленному  профессионально-личностному саморазвитию в среде профессионального общения.

Не претендуя на окончательное решение   проблемы  управления профессиональным развитием личности педагога-воспитателя, укажем, что в процессе повышения квалификации интегративным результатом системно сконцентрированных,   организованных  действий команды преподавателей  должно выступать  последовательное приобретение  слушателями  опыта  проектирования  стратегий  и определение индивидуально приемлемых способов профессионально-личностного развития. Под проектированием перспектив профессионально-личностного развития мы понимаем процесс целенаправленной, осознанной, самостоятельной деятельности педагога-воспитателя, направленной на определение стратегии саморазвития и   последовательное преобразование сложившейся системы профессионально значимых качеств, а также совершенствование различных сторон и свойств индивидуального воспитательного опыта, как в рамках курсовой подготовки, так и в посткурсовой  период.

В основе построения системы    стратегического проектирования профессионального развития личности педагога-воспитателя  мы, вслед за Г.К. Селевко[8], определяем  действие трёх обязательных интегративных факторов: потребности личности, её направленности и Я-концепции. Как мы убедились в ходе проведения  опытно-экспериментальной работы,  активно задействованный ресурс  творчески ориентированного профессионального общения слушателей может обеспечить синтез этих факторов в процессе повышения квалификации.

Оптимальной для системы повышения квалификации представляется такая концептуальная средовая  педагогическая модель, где будут обязательно задействованы личностно-мотивационные механизмы формирования    ценностно-смысловой направленности  личности педагога  средствами профессионального общения, осуществлена мобилизация  его интеллектуально-аналитических, деятельностно-практических  и рефлексивно-аналитических потенциалов. Только в   сбалансированном единстве такие потенциалы обеспечивают развитие индивидуального воспитательного опыта педагога, актуализацию его профессиональной воспитательной позиции, внутреннюю готовность педагога-воспитателя к проектированию перспектив своего дальнейшего развития как индивида, как личности и как субъекта профессиональной воспитательной деятельности.

В целенаправленно организуемой среде профессионального общения на  смену механическому   воспроизводству  комплекса личностно отчуждённых от педагога знаний, умений и навыков  приходят  методы и способы приобретения   слушателями  личностно-значимых,   самостоятельно осмысленных ими, так называемых «живых» знаний (В.П. Зинченко,  Я. А. Коменский,  А. М. Пятигорский, С. Л. Франк и др.). Иными словами, знания, выведенные из практического воспитательного опыта, эмоционально окрашенные, личностно-значимые,  в конечном счёте,  «оперативно передаваемые из рук в руки» в процессе  организуемого  профессионального общения.

Анализ результатов проведённого  нами  педагогического  эксперимента показывает, что целенаправленно  педагогически организуемая среда профессионального общения педагогов-воспитателей  обеспечивает достижение следующих статистически регистрируемых результатов,  во-первых, по мнению 180 опрошенных педагогов-воспитателей (педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, заместителей  директоров образовательных учреждений по воспитательной работе)     активизируется  процесс взаимообмена индивидуальными творческими   методическими наработками  в сфере воспитания (42%);  во-вторых, обеспечивается последовательный   выход слушателей в режим  проектирования перспектив своего профессионально-личностного развития (38%); в-третьих, расширяется спектр вариативных   способов выстраивания  совместной  коммуникативно-образовательной деятельности и  обеспечивается   актуализация позиционно-личностных установок на саморазвитие (33%).

Перед  современными учреждениями системы повышения квалификации стоит сегодня задача  актуализации процессов самосовершенствования педагогов, формирование  потребности  к    непрерывному профессиональному   развитию (В.А. Антипова, Е.Н. Богданов, Л.И. Боровиков, Е.В. Вторина, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.В. Селезнёва,  В.И. Слободчиков, В.Я. Синенко, Ю.К. Янковский и др.).   Более успешно достичь этого эффекта можно предприняв  частичную переориентацию позиционно-целевых установок совместной творчески-ориентированной  профессионально-образовательной деятельности слушателей, повысив статус   профессионального общения, обогатив  содержание курсовой подготовки актуальной для педагогов-практиков информацией  о технике и профессионально-развивающих возможностях самых различных форм  внутригруппового коммуникативно-образовательного взаимодействия. В этом случае среда профессионального общения станет действительно педагогически освоенным ресурсом системы повышения квалификации, активизирующим процесс профессионально-личностного развития  педагога-воспитателя.

Литература:

  1. Анисимов, О.С. Игровой тренинг мыслительной деятельности: учебное пособие. / О.С. Анисимов, Т.П. Данько; М.: Рос. экон. акад., 1992. -76 с.
  2. Боровиков, Л.И. Технологическая модель эффективного развития воспитательного профессионализма у опытных педагогов-практиков в процессе повышения квалификации. Сибирский учитель, № 1, 2006.- С. 22-26.
  3. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. — М: Мысль, 1978.-216 с.
  4. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика – 2000. -№7. С. 36-41.
  5. Мануйлов,Ю. С. Средовой подход в воспитании: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук.13.00.01 — М., 1998. — 209 с.
  6. Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: Материалы первой международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. 17-18 апрель 2001 г., сост. С.Г.Вершловский и др.  / под. ред. Миненко Е.В., СПбГУПМ, 2001. — 271 с.
  7. Пинкевич, А.П. Введение в педагогику. 4-е изд. М.: Работник просвещения, 1930. — 176 с.
  8. Селевко, Г. К., Современные образовательные технологии . Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Селезнёва, Е.В. Общение как среда для саморазвития личности: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 192 с.[schema type=»book» name=»Активизация процесса профессионально-личностного развития педагога-воспитателя в среде профессионального общения» author=»Лапковская Светлана Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found