К национальному достоянию РФ относят уникальные природно-ландшафтные комплексы, исторические памятники, культурные сооружения, памятники архитектуры и зодчества. Это ресурсы для экономически выгодного развития регионов России. Рентабельная хозяйственная деятельности основана на учете ценности ресурсов, экономически выгодного использования их и сохранения в соответствии с нормами отраслевого права. Оценить рентабельность ресурса можно на основе расчетных экономических методов. Сохранность ресурса гарантируется Конституцией РФ и нормами права. Рентабельность историко-культурных объектов невозможно оценить только экономическими методами. Это достояние всего человечества. Знакомство с историей обогащает человека интеллектуально и духовно, помогает ему развиваться в окружающем мире гармонично, и создавать новые ценности.
Взаимоотношения человека и общества с окружающей средой регулируются административно-правовыми методами. Мероприятия по сохранности природно-ресурсного потенциала в России осуществляются в рамках экологического права. Оно позволяет внедрять в практику управления запретительные и предупредительные нормы. Методы экологического права позволяют воздействовать на общественные отношения. Это соответствует международным требованиям по обеспечению выполнения экологических предписаний по сохранению объектов природной среды.
В рамках гражданско-правового способа взаимодействия субъект-объектных отношений, в современных экологических условиях, большое значение приобретает Экономический метод, который подразумевает регулирование отношений через материальный интерес. Принимая во внимание приоритет экологического императива, он позволяет внедрить в практику мероприятия по охране и рациональному использованию объектов природной среды и объектов историко-культурного наследия.
Нормы экологического права являются правилами поведения, регулирующими отношения людей в области охраны и использования объектов природной среды:
-отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов);
-комплексные (охрана и использование природных комплексов);
-экологизированные (нормы других отраслей права).
Так, например, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (принят 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, ст. 98), муниципальный лесной контроль и надзор на территории муниципального образования за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. В Водном кодексе Российской Федерации (от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ с изменениями на 19 июня 2007 года ст. 36), отмечено, что государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, является задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. При этом, обеспечивается соблюдение требований по использованию и охране водных объектов, и соблюдение особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения.
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 августа 2008 г. N 313 «Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов» рассматриваются следующие экологически направленные мероприятия:
-выполнение задач экологического контроля;
-наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
-проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;
-контроль за соблюдения требований природоохранительного законодательства;
-принятие необходимых мер по результатам контроля.
Действующий Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (принят Государственной Думой 10 октября 2014 года, одобрен Советом Федерации 15 октября 2014 года) и Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области охраны историко-культурного наследия. В статье 6, формулируется понятие — государственная охрана объектов культурного наследия. В ней дается определение из которого становиться ясно, что под государственной охраной объектов культурного наследия рассматривается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и органами местного самоуправления. Им предписывается, в рамках их компетенции, выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения вреда. При этом, прописаны требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия. В законодательстве вводится понятие особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (статья 51).
В границах территории объекта культурного наследия запрещено: строительство объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Исключение составляют работы по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, а так же, сохранения историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Это позволяет ограничить хозяйствующую деятельность, не направленную на сохранение национальных ценностей.
Требования к осуществлению деятельности в границах охранной территории устанавливаются: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а так же, органом местного самоуправления с соответствующими полномочиями.
Важными направлениями деятельности природоохранных органов, представительств историко-культурного наследия является популяризация информации и привлечение инвестиций для охраны, изучения ценных объектов природы, культурного и исторического наследия. Проводится большая работа по разработке научно-методического обеспечения в области сохранения и использования объектов наследия. Большая роль отводится государственной инвестиционной политики в области охраны объектов. С этой целью разрабатываются федеральные целевые программы по сохранению, использованию, популяризации и охраны объектов природного и историко-культурного наследия. Перечень объектов федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный надзор в соответствии с перечнем устанавливается Правительством Российской Федерации. Объекты культурного наследия, включенные в Список Всемирного Наследия определяются в соответствии с их особым статусом.
Российская Федерация на международном уровне сотрудничает в области охраны объектов природного и культурного наследия. Она организует международное сотрудничество и заключает международные договоры в области охраны объектов и их изучения. Россия активно сотрудничает с ЮНЕСКО. Ее международная деятельность способствует повышению образования и распространению культуры и науки.
Принятые в РФ нормативно-правовые документы позволяют определить требования и реализовать экономические и финансовые механизмы регулирования охраны ценных объектов природы и историко-культурного наследия. Хозяйственная деятельность субъекта реализуется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. При этом, объекты природы и историко-культурного наследия находятся в России под защитой федерального законодательства и Международного права.
For Russian national heritage include the unique natural landscapes, historical monuments, cultural facilities, monuments and architecture. This resources for economical development of regions of Russia. Profitable economic activity is based on the value of resource accounting, cost-effective use of them and save in accordance with the branch of law. Rate resource profitability can be calculated on the basis of economic methods. Preservation of life is guaranteed by the Russian Constitution and the rule of law. Profitability of historical and cultural sites can not be assessed only by economic methods. It is the province of all mankind. Introduction to the history enriches a person intellectually and spiritually, helping it to develop in the environment harmoniously and create new values.
The human and social relationship of administrative and legal methods are regulated by the environment. Measures for the preservation of natural resources potential in Russia are carried out in the framework of environmental law. It allows the introduction of management practices in restraining and warning standards. Methods of environmental law allow to influence social relations. This is in line with international requirements to ensure compliance with environmental regulations to preserve the natural environment of objects.
Within the framework of civil-law mode of interaction of subject-object relations in modern ecological conditions, great importance is the economic method, which involves the regulation of relations through a material interest. Taking into account the priority of the environmental imperative, it allows you to put into practice measures for the protection and rational use of environmental objects and objects of historical and cultural heritage.
For example, according to the Forest Code of the Russian Federation, the municipal forest inspection and oversight in the territory of the municipality for the use, conservation, protection, reproduction of forests is carried out by local authorities in according to the Federal law of October 6, 2003 N 131-FZ. The Water Code of Russian Federation (2007 Art. 36), noted that the state control and supervision over the use and protection of water bodies is the task of state control and supervision over the use and protection of water bodies. At the same time, it ensures compliance with the requirements for the use and protection of water bodies, and the observance of a special legal regime for the use of land and other real estate located within the boundaries of water protection zones and zones of special protection of drinking water sources.
In accordance with the RF Government Decree of 29.10.2002 N 777 «On the list of facilities subject to federal state ecological control» the organization control. Checking the implementation of plans and measures for nature conservation, sustainable use of natural resources, improvement of the environment;
-control of compliance with environmental legislation;
-adoption necessary measures to control the results.
The Federal Law of the Russian Federation dated October 22, 2014 N 315-F3 «On Amendments to the Federal Law» on objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation «(2014) and the Federal law of June 25, 2002 N 73-FZ «on objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the Russian Federation peoples», as well as certain legislative acts of the Russian Federation «regulates relations in the sphere of protection of historical and cultural heritage . In article 6, formulated the concept of — state protection of cultural heritage it defines from which it is clear that under the state protection of cultural heritage is considered a system of legal, organizational, financial, material, technical, informational and other, taken by public authorities. the Russian Federation and state authorities of the Russian Federation and local authorities. They prescribed, within their competence, identify, inventory, study of cultural heritage, preventing their destruction or damage. At the same time, spelled out the requirements for the implementation of activities within the boundaries of an object of cultural heritage. The law introduces the concept of a special regime of use of land, water body or a part thereof, which is located within the boundaries of the object of the archaeological heritage (Article 51).
The boundaries of the cultural heritage objects is forbidden: the construction of capital construction; carrying out earthworks, construction, land reclamation and other works. The exception is the safeguarding of cultural heritage or its individual elements, as well as the preservation of historical and urban planning and the environment of the cultural heritage object. This allows you to restrict the activities of farms, not aimed at the preservation of national values.
Requirements for the implementation of activities within the boundaries of protected area established: the federal executive body authorized by the Russian Federation in the field of preservation of the Government, use, popularization and state protection of cultural heritage and the relevant executive authorities of the Russian Federation, as well as, a local authority with relevant authority.
The most important activities of environmental authorities, representatives of historical and cultural heritage to promote information and attraction of investments for the protection, study of natural objects, cultural and historical heritage. Extensive work on the development of scientific and methodological support in the area of preservation and use of heritage sites. A large role for the state investment policy in the field of protection of objects. To this end, developed by the federal target program for the conservation, use, promotion and protection of natural and historical and cultural heritage. List of federal facilities approved by the Russian Government. Federal government supervision in accordance with the list established by the Government. Cultural heritage inscribed on the World Heritage List are determined in accordance with their special status.
The Russian Federation is working on an international level in the field of protection of natural and cultural heritage. It organizes international cooperation and conclude international agreements in the field of objects and study them. Russia actively cooperates with UNESCO. Its international activity contributes to the formation and spread of culture and science.
Adopted in Russia legal documents allow you to define requirements and implement the economic and financial mechanisms for regulating the protection of valuable objects of nature and historical and cultural heritage. Economic entities implemented in accordance with the Constitution and federal law. At the same time, the nature and objects of historical and cultural heritage are protected by the Russian federal and international law.
Литература
- Постановление (часть N 51-П) «Об утверждении Положения и границ историко-культурного заповедника областного значения Аркаим в соответствии с Федеральным законом «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
- Закон Челябинской области «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области».
- Постановление Правительства Челябинской области от 21.07.2005 (с N 104-П) «О утверждения Положение об историко-культурных заповедниках областного значения».[schema type=»book» name=»Охрана объектов национального достояния России» description=»В статье рассмотрены основные направления деятельности природоохранных органов, рентабельность историко-культурных объектов, , нормы экологического права, а также сотрудничество Российской Федерации на международном уровне в области охраны объектов природного и культурного наследия.» author=»Павлов И.Е., Магдеева К.Р., Павлова С.А» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]