В последнее время участившиеся природные и антропогенные катастрофические явления оказывают значительное влияние на устойчивое развитие регионов. Статистика данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Дальневосточного Федерального округа за 2010-2013 годы (табл.1.), показывает, что наибольшее количество пострадавших в регионе – в 2013 году, из-за разрушительного наводнения, материальный ущерб от которого составил 39199,83 млн. руб. [1].
Таблица 1
Сведения о чрезвычайных ситуациях произошедших на территории Дальневосточного Федерального округа
Года |
Структура количественных показателей по видам ЧС, ед. |
Количество, человек |
|||||
Техногенные | Природные | Биолого-социальные | Теракты | ||||
погибло | пострадало | ||||||
2010 | 14 | 13 | 19 | 14 | 46 | 44 | |
2011 | 9 | 7 | 5 | 2 | 44 | 103 | |
2012 | 0 | 0 | 1 | 5 | 40 | 99 | |
2013 | 0 | 1 | 0 | 0 | 56 | 180774 | |
Всего: | 23 | 21 | 25 | 21 | 186 | 181020 |
Несмотря на научно-технический прогресс и принимаемые меры по обеспечению безопасности, защищенность людей от техногенных и природных угроз постоянно снижается.
Техногенный риск, связанный с деятельностью горнопромышленных предприятий и природный, не зависящий от человека, вместе могут находиться и порождать цепные реакции усиливающие силу воздействия на окружающую среду, и ведет не только к снижению эффективности деятельности предприятия, но в первую очередь, к повышению опасности проживания населения в городских и сельских поселениях.
Среди последних крупных катастроф, понесших, за собой убытки на горнодобывающих предприятиях и в горнопромышленных районах Дальнего Востока следует отметить негативное экологическое состояние поселков Горный, Горин, Солнечный (Солнечный район Хабаровского края). Эти поселки пострадали от нарушения экологических норм, вследствие ливневых дождей в августе 2011 г. Отходы горно-обогатительной фабрики и шламоотстойников смыло на улицы поселка Горного. Содержание вредных веществ в воде и в почве значительно выше предельно допустимых концентраций. Так, по результатам проверки Росприроднадзора по Хабаровскому краю, кадмий превышает в 1,6 раза, медь – в 18 раз, цинк в 3,5 раза, марганец в 1,2 раза, свинец – 38,2раза. Общая сумма материального ущерба от стихии в поселках Горный, Горин и Солнечный составила порядка 50 миллионов рублей [2].
Абсолютную безопасность, как отдельного человека, так и общества в целом, в том числе экологическую безопасность, гарантировать невозможно. Можно лишь только повышать уровень безопасности, путем снижения опасности, устраняя или нейтрализуя ее источники [3]. Одним из перспективных и экономически эффективных мероприятий для сохранения минимальных экологических рисков является управление экологическими рисками.
Для минимизации экологических рисков от горных предприятий, помимо инженерных методов защиты окружающей среды, все чаще используют такой финансовый инструмент, как страхование экологических рисков.
Согласно действующему законодательству, страхование подразделяется на три отрасли: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Одним из видов страхования ответственности является экологическое страхование рисков. Но развивается эта область (сфера услуг) медленно из-за отсутствия достаточной законодательной базы и утверждения нормативно-методических документов. Например, ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] установлена норма полного возмещения вреда окружающей среде юридическими лицами, причинившие вред окружающей среде в результате аварийного загрязнения в полном объеме. Невыполнение данного требования (или выполнение частично) горнопромышленными предприятиями, способствует отсутствие четко определяющие требования по предоставлению потенциальными загрязнителями страхового покрытия потенциального ущерба в результате аварии.
Добровольное страхование осуществляется только на основе заключаемого договора между страховой организацией и страхователем, которое не нормируется государством. Добровольная экологическая активность предприятия повышает рейтинг предприятия, престиж среди населения.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами РФ.
Экологическое страхование рисков, по своей сути, – страхование ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, населению и территориям вреда и убытков, возникших в результате воздействия загрязнения, вследствие аварий и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных событий, произошедших на предприятиях, по их вине.
В настоящее время существует практика заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцу опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Где под «гражданской ответственностью» понимается гражданская ответственность страхователя, предусмотренная законодательством РФ, за виновное причинение вреда (материальный ущерб) другим лицам (потерпевшим), в случае если вина страхователя в установленном действующим законодательством порядке подтверждена судом или соответствующими компетентными органами (органами контроля, надзора). Объектом страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причинённый потерпевшим в случае аварии на опасном объекте. Устанавливается страховая сумма по договору страхования, страховой тариф и порядок внесения взносов. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим в случае причинения вреда потерпевшим в период договора, которое влечет за собой обязанность страховщика выплатить страховую сумму. В то же время в российском законодательстве нет четко прописанного алгоритма наступления страхового случая.
Для снижения экологических рисков и управления собственным экологическим риском требуется определить сценарии последующих событий, которые могут произойти на территории горного предприятия и привести к экологическому ущербу. Объективно оценить экологическую деятельность, получить информацию об экологическом состоянии территории возможно с помощью экологического страхового аудита.
По сущности, задача экологического страхового аудита сводится к двум, но очень важным вопросам, на которые необходимо ответить:
1) Какова вероятность экологической аварии (разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ (ст.1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), имеющими неблагоприятные последствия для окружающей среды, включенном в систему экологического страхования?
2) Какова величина ущерба, которая может быть вызвана экологической аварией? Следует отметить, что обязательного требования для проведения оценки экологического риска (риск — аудита) в законодательных актах РФ нет.
Методы анализа риска могут иметь: количественный характер, при котором основные результаты получаются путем расчета показателей опасностей и риска, качественный характер, при котором результаты представлены в виде текстового описания, таблиц, диаграмм, экспертных оценок (типа “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”) для ранжирования выявленных опасностей.
Экологический ущерб, как вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения, а также сопутствующим с этим вредом убытки в экономической литературе довольно широко приводятся различные методики расчета. Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков в методиках оцениваются:
- собственно экологический вред, причиненный окружающей среде и природным объектам – стоимость этих объектов;
- убытки, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет каких средств.
В настоящее время во многих европейских странах наблюдается тенденция к исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всех рисков связанных с загрязнением окружающей среды, только в рамках договоров экологического страхования.
В России обязательное экологическое страхование существует относительно недавно (с 1 января 2012 года вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»), но этот закон является только частью необходимых законодательных изменений и не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде.
В условиях низкой платёжеспособности потенциальных страхователей из-за кризисного состояния в целом и тяжелым финансовым положением большинства горнопромышленных предприятий более-менее стабильно может развиваться только обязательное страхование, т.к. на оплату взносов по добровольному страхованию у предприятия просто нет средств. Кроме того, у финансово неблагополучных предприятий имеют место более высокая степень износа основных фондов, менее экологичные технологические процессы, поэтому и степень риска наступления у них страховых случаев выше, значит и стоимость страхования дороже. Прогнозируя ситуацию, можно сказать, что многие предприятия, имеющие наибольшую потребность в страховании экологического риска, остаются невовлечёнными в систему экологического страхования.
Поэтому введение на территории РФ обязательного экологического страхования рисков, согласно которому будут созданы благоприятные экономические условия для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур и повышена надёжность работы горнопромышленных предприятий – будет являться надёжным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Но для введения обязательного экологического страхования рисков требуется разработка ряда законодательных актов и утвержденных методик, в том числе проведение обязательного страхового экологического «риск — аудита».
Обязательное экологическое страхование горных предприятий от экологического риска сможет обеспечить права государства, как собственника природных ресурсов, на поддержание удовлетворительного качества окружающей среды и обеспечит экологическую безопасность регионов.
Литература:
- О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 г. / Государственный доклад — МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. – 344 с.
- Липина Л.Н. Страхование горных предприятий, как один из способов управления экологическими рисками в природно-техногенных экосистемах / Л.Н. Липина, Н.И. Грехнев // «Veda a technologie: Krok do budoucnosti – 2014»: Мaterialy Х mezinarodni vedecko-praktica conference 27 unora-05 brezen 2014 roki .// Praha Publishing house « Education and Science» — Praha, 2014. – С. 33-35.
- Трубецкой К.Н., Галченко Ю.П., Бурцев Л.И. Экологические проблемы освоения недр при устойчивом развитии природы и общества. М.: Научтехлитиздат, 2003. – 262 с.
- Об охране окружающей среды: федер. закон. – Экзамен, 2006. – 62 с.[schema type=»book» name=»Обязательное страхование экологических рисков горнопромышленных предприятий, как один из инструментов, обеспечивающий экологическую безопасность регионов» description=»Предлагается ввести обязательное экологическое страхование рисков с процедурой страхового экологического аудита на горнопромышленных предприятиях, которое сможет обеспечить права государства, как собственника природных ресурсов, на поддержание удовлетворительного качества окружающей среды и обеспечит экологическую безопасность регионов.» author=»Липина Любовь Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]