Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющихся образом жизни человека, состоянием среды его обитания, наследственностью, состоянием здравоохранения. Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационными перегрузками, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением алкогольными напитками, что приводит к развитию так называемых болезней цивилизации [1]. Устранение или смягчение негативного влияния факторов риска на здоровье населения лежит в основе первичной профилактики и формирования здорового образа жизни. [2]. Следует подчеркнуть, что традиционная система взаимодействия между врачом и пациентом предполагает патерналистский (опекающий) подход к пациенту, когда пациент является объектом взаимоотношений. Вместе с тем, сегодня пациент имеет право на согласие на медицинскую помощь и на отказ от нее. В этом случае пациент перестает быть объектом лечения, который пассивно получает помощь, а выступает как субъект лечебного процесса, основанного на принципе партнерства. Следовательно, он должен обладать определенным запасом санитарно-гигиенических знаний, в том числе и по здоровому образу жизни. Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит его пропаганде, целью которой является повышение уровня знаний и формирование гигиенического поведения населения. В первую очередь этим должны заниматься медицинские работники первичного звена здравоохранения.
Цель исследования – изучить уровень знаний пациентов о здоровом образе жизни и их мнение об организации санитарно-гигиенического обучения в первичном звене здравоохранения.
Материалы и методы
За период с сентября по ноябрь 2014 г. анонимно анкетным методом был проведен опрос среди пациентов двух городских клинических больниц г. Челябинска. В опросе приняли участие 120 пациентов, из них 54,2% женщин и 45,8% мужчин. Более половины (58,8%) – лица трудоспособного возраста от 20 до 50 лет. Работающие в различных сферах составили 60,3%, пенсионеры – 26,5%, студенты – 7,3% и безработные – 5,9%.
Оценили свой образ жизни как здоровый только 38,2% пациентов. Более четверти (26,5%) респондентов считают, что их реально сложившийся образ жизни в основном не совпадает с их пониманием и представлениями о здоровом образе жизни. Женщин, которые отметили данную ситуацию в 2,5 раза больше по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, 45,4% опрошенных желали бы изменить свой образ жизни с тем, чтобы он стал более гигиеничным и здоровым, но не знают, как этого достичь. Заслуживает внимания тот факт, что 41,3% опрошенных респондентов считают, что от их желания мало что зависит, поскольку социально-гигиенические условия и факторы (подушевой доход, режим труда и отдыха) этому не способствуют.
Свои знания по здоровому образу жизни респонденты оценили по пяти балльной системе следующим образом: наиболее распространенной оценкой, которую поставили своим знаниям респонденты, оказалась удовлетворительная (56,4%). Хорошо оценили свои знания 26,1%, отлично — 12,4% и неудовлетворительно – 5,1%. Более глубокий анализ результатов анкетирования респондентов по данному вопросу продемонстрировал менее оптимистичную картину: имеют представление о здоровом образе жизни, по ответам самих респондентов, 24,4%, а перечислить составляющие образа жизни смогли только 16,0% респондентов. В основном просто отвечали «отсутствие вредных привычек», подразумевая в первую очередь алкоголь и курение.
Основными факторами риска для здоровья были названы нерациональное питание (28,0%), недостаточная двигательная активность (22,0%) и вредные привычки (20,6%). Остальные респонденты затруднились назвать потенциально опасные для здоровья факторы. Пытаются вносить коррекцию в свой образ жизни, уделяя особое внимание рациональному питанию 30,9% респондентов, двигательной активности — 23,5%, и борьбе с вредными привычками (курение и прием алкогольных напитков) — 16,2% опрошенных.
Из факторов, которые не позволяют вести здоровый образ жизни респонденты отметили недостаточный уровень знаний (57,9%), материальные трудности (17,6%), недостаток времени из-за необходимости много работать (13,9%), безответственное отношение к собственному здоровью (10,6%).
Выявленное отношение к своему образу жизни, желание у значительной части сделать его более рациональным, позволяют надеяться, что при хорошо организованной работе по санитарно — гигиеническому воспитанию и обучению, можно будет повысить у населения медицинскую активность и чувство ответственности за сохранение собственного здоровья.
Большая часть (55,9%) опрошенных ответственность за здоровье возлагает на медицинских работников, 29,4% респондента считают, что в ухудшении здоровья виноват сам больной, и 14,7% респондентов возлагают ответственность за свое плохое здоровье на органы государственной власти.
Такое распределение ответственности, вероятно, связано с тем, что в опросе принимали участие уже больные люди и поэтому ответственность за свое здоровье они возлагают в первую очередь на медицинских работников.
Респонденты ответили, что у них возникали ситуации, когда они вынуждены были самостоятельно обратиться к медицинскому работнику за информацией по здоровому образу жизни, но остались неудовлетворенны, оправдывая вместе с тем врачей и медицинских сестер тем, что у них нет времени заниматься обучением пациентов, и отсутствуют стимулы к этому.
Большая часть (35,5%) опрошенных считает, что санитарно-гигиеническим обучением должен заниматься работник отделения профилактики, то есть специально обученный человек. Интересно, что каждый четвертый респондент ответил, что нужно самостоятельно повышать свои санитарно-гигиенические знания, а каждый пятый считает, что санитарно-гигиеническим обучением должна заниматься медицинская сестра. И последнее место в обучении пациентов отведено врачу (16,1% опрошенных).
Ключевой проблемой в области образования и укрепления здоровья является выбор наиболее оптимальных способов, посредством которых знания и навыки, необходимые для улучшения здоровья, могут быть доставлены в целевые группы. В оценке респондентами популярности способов приобретения знаний и навыков относительно здоровья предпочтение отдается активным методам обучения, когда возможен диалог между медицинским работником и пациентом. На первом месте стоит индивидуальная беседа (30,8%), на втором — занятия в школах здоровья (25,0%), на третьем — демонстрация тематических санитарно-просветительных фильмов (16,7%). Далее следуют наглядные средства и печатные издания. Наименее востребованы такие формы санитарно-гигиенической работы, как публичные лекции. Так, на проведение лекционных занятий с населением указали только 2,5% респондентов. С точки зрения содержания обучения, респонденты отметили, что в первую очередь нуждаются в освещении вопросов, касающихся рационального и сбалансированного питания (26,5%), на втором месте — обучение методам психологической разгрузки, технике психологической релаксации (25,0%) и на третьем — способы отказа от курения (16,2%). Кроме того, отмечена необходимость в обучении рациональной физической нагрузке (14,7%) и закаливанию (13,2%). Остальные (4,4%) ответили, что в обучении не нуждаются.
Только 34,8% пациентов знают о работе в лечебно-профилактическом учреждении школ здоровья, остальные либо не слышали о них (39,1%), либо затруднились ответить (26,1%). Данный факт свидетельствует о неудовлетворительно поставленной информации в медицинской организации о существующих школах здоровья и ненадлежащем исполнении своих обязанностей врачами, не направляющими, в случае необходимости, пациентов в школы здоровья. Только 30,0% пациентов посещают школы здоровья из числа тех, кто нуждается и хотел бы обучаться в ней.
В целом работу по санитарно-гигиеническому обучению в медицинской организации считают удовлетворительной 56,5% и хорошей — 28,8% опрошенных. Никто из пациентов не оценил работу по санитарно-гигиеническому обучению на отлично. Пациенты высказали ряд предложений по улучшению санитарно-гигиенического обучения. Среди них были такие как увеличение времени на приеме у врача, чтобы пациент мог больше узнать о своем заболевании, лечении и профилактике (36,2%), демонстрация тематических санитарно-просветительных фильмов в период ожидания приема у врача на каждом этаже по профилю отделения – 24,6% пациентов. Кроме того, респонденты предложили более интересное и информативное проведение дней здоровья с наглядной и доступной демонстрацией продуктов питания, лечебной физкультуры, обучением практическим навыкам и др. — 19,3%. Шире использовать печатный метод обучения, выдавая на приеме у врача памятки, буклеты, брошюры– 14,2%.
Результаты анкетирования и предложения по улучшению работы по санитарно гигиеническому обучению были представлены администрации медицинской организации.
Список литературы
- Атласова И. В., Трушина О. Ю., Горбунов В. И. Формирование здорового образа жизни населения: роль и организация работы семейной медсестры // Главная медицинская сестра. — 2008. — № 6. — С. 20-32.
- Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских вузов. М.: ГОЭТАР-МЕДИА. – 2014.- С. 149-150.[schema type=»book» name=»УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПАЦИЕНТОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И ИХ МНЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» description=»С целью изучения уровня санитарно-гигиенических знаний о здоровом образе жизни и мнения об организации санитарно-гигиенического обучения анонимно анкетным методом проведен опрос пациентов двух поликлиник г. Челябинска. Оценили свой образ жизни как здоровый только 38,2% пациентов. Желали бы изменить его в лучшую сторону, но не знают как — 45,4% опрошенных. Пытаются вносить коррекцию в свой образ жизни 70,6% респондентов. Не позволяют вести здоровый образ жизни, по мнению пациентов, недостаточный уровень знаний (57,9%), материальный достаток (недостаток) (17,6%), необходимость много работать (13,9%), безответственное отношение к собственному здоровью (10,6%). Хорошо и отлично своим знаниям о здоровом образе жизни и о потенциальных факторах риска для здоровья поставили 38,5% опрошенных. Основными факторами риска для здоровья были названы нерациональное питание (28,0%), недостаточная двигательная активность (22,0%) и вредные привычки (20,6%). При получении необходимых знаний предпочтение пациентами отдается активным методам обучения: индивидуальной беседе, школам здоровья, демонстрации санитарно-просветительных фильмов, наглядным средствам и печатным изданиям. Наименее востребованы публичные лекции. В первую очередь пациенты нуждаются в освещении вопросов, касающихся питания, психологической разгрузки, способов отказа от курения. В целом работу по санитарно-гигиеническому обучению в медицинской организации 56,5% респондентов считают удовлетворительной и 28,8% — хорошей.» author=»Герасимова Оксана Юрьевна, Семченко Любовь Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]