Актуальность. По результатам отчета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве (2003г.) боль в позвоночнике «достигла масштабов эпидемии» [11, С. 50-55]. Частота болей в позвоночнике приводящих к нарушению повседневной активности и вынуждающих людей обращаться за медицинской помощью, достигает 80% во всем мире [1, С. 6-10, 5, С. 51-55]. В России частота дорсопатий составляет 71- 80% среди всех заболеваний периферической нервной системы [6, С. 24].
В настоящее время показатели распространѐнности вертеброневрологической патологии имеют тенденцию к росту [3, С. 11-16.]
При своевременном лечении болевой синдром купируется в течение 1-2 недель, а в 20% наблюдается хронизация заболевания [7, С. 590-593]. Кроме того, пик заболеваемости приходятся на работоспособный возраст 30-55 лет. [5, С. 86]. Это обуславливает экономическое значение вертеброгенных заболеваний, что связано с возрастающими прямыми затратами на лечение больных, так и непрямыми затратами в связи с временной утратой трудоспособности [12, P. 496-500].
Основными задачами лечения являются купирование болевого синдрома, неврологических симптомов, а также предотвращение хронизации заболевания. Приоритет отдается консервативной терапии.
Эффективность НПВП в купировании болевого синдрома была неоднократно подтверждена в рандомизированных контролируемых исследованиях [2, С. 11-16, 5. С. 51-55]. Это обусловлено их выраженным противовосполительным и анальгезирующим эффектом. Однако, при лечении НПВП имеется широкий спектр нежелательных явлений.
Ежегодно НПВП индуцированная гастропатия приводит к 100-200 тыс. госпитализациям и 10-20 тыс. смертельных исходов [8, С. 47-50]. Большое внимание уделяется кардиоваскулярным нежелательным явлениям НПВП, в частности инфаркту миокарда и нарушению мозгового кровообращения [10, С. 71-78]. Профилактика, и особенно, лечение класс-специфичных осложнений представляет одну из наиболее важных ятрогенных проблем медицины.
Следовательно, перед началом терапии необходимо взвесить соотношение ожидаемой пользы и возможной опасности осложнений в каждом конкретном случае, особенно если боль в спине не сопровождается другими симптомами, которые могли бы свидетельствовали о заболевании позвоночника или вовлечении в процесс структур нервной системы. Все вышесказанное создает предпосылку для поиска новых путей эффективного лечения вертеброгенной боли. Одной из возможностей решения этой проблемы является применение локальных средств.
Принципиально важной особенностью их использования является преимущественно местное действие, притом что в кровоток возможно попадание лишь незначительного количества лекарственного препарата. Соответственно, системные эффекты их применения, в том числе негативные, оказываются минимальными [9, С. 85-89].
Цель исследования: сравнительная оценка эффективности препарата местного типа действия (димексид-геля) с плацебо у больных с вертеброгенными дорсалгиями.
Дизайн исследования. На базе неврологического отделения МРКБ проведено клиническое исследование 68 пациентов в возрасте от 18 до 77 лет с острым, подострым и хроническим (в стадии обострения) течением вертеброгенных дорсалгий в том числе вызванных грыжами межпозвонковых дисков, не требующих оперативного лечения, подтвержденных с помощью нейровизуализации. Также критериями включения явились умеренный или выраженный болевой синдром (оценка по визуальной аналоговой шкале более 3 баллов); отсутствие клинически значимого нарушения функции печени и ЖКТ, а также согласие больного на участие в исследовании.
Из исследования были исключены пациенты с опухолевыми и инфекционно-воспалительными вертеброгенными заболеваниями, сопутствующей неврологической патологией, с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, с психическими и нестабильными соматическими заболеваниями, а также те, которые имели абсолютные показания к оперативному вмешательству или последствия оперативного вмешательства на позвоночнике.
Больные были разделенны случайны образом на 2 группы. 38 человек первой группы получали димексид-гель 25%, вторая группа больных, 30 человек, использовала плацебо. Пациенты наносили препараты на кожу в болезненной области 2 раза в сутки, слегка втирая.
Препараты местного типа действия назначались в комплексной терапии (миорелаксанты, сосудистая терапия, витамины группы В, антидепрессанты, массаж, ЛФК, ИРТ).
Общая длительность лечения составила 10 дней. Больных обследовали исходно (до начала лечения) и в конце курса терапии. Для определения субъективного ощущения пациентом боли в момент исследования и для определения динамики интенсивности боли под влиянием терапии использовали визуальную аналоговую шкалу (ВАШ). Для оценки степени тяжести мышечного синдрома рассчитывали индекс мышечного синдрома (ИМС). Степень нарушения качества жизни оценивали по опроснику Роланда-Морриса. Также определяли выраженность ограничения движения в пораженном отделе позвоночника в градусах.
Результаты и обсуждение. У всех респондентов длительность заболевания составляла не менее 1 года, а продолжительность болевого синдрома до лечения 18,4±5,3 дня. В неврологическом статусе у всех пациентов до начала терапии определялась болезненность при пальпации остистых отростков, паравертебральных точек пораженного отдела позвоночника и мышечное напряжение.
Интенсивность боли по ВАШ до лечения в изучаемых группах достоверно не различалась и составляла 7,46±0,76 балла (1 группа, получавшая димексид-гель), 7,13±1,02 баллов (2 группа, получавшая плацебо). После лечения интенсивность боли в первой группе составляла 2,58±0,59 балла по ВАШ, и была достоверно меньше, чем у пациентов 2 группы — 4,73±1,13 балла (p<0,05).
Для исследования качества жизни (КЖ) использовали опросник Роланда-Морриса «Боль в нижней части спины и нарушение жизнедеятельности». В опроснике даны 18 утверждений, описывающих ограничения в связи с болями в спине. Больные отмечали те из них, которые соответствовали их состоянию на момент заполнения опросника. Затем подсчитывалось общее число отмеченных больным пунктов (максимально — 18). Нарушения жизнедеятельности считались выраженными, если пациент отмечал более 7 пунктов. КЖ изменяется в зависимости от состояния больного, что позволяет мониторировать проводимое лечение.
Исследование КЖ до начала лечения показало, что у больных имелось значительное ограничение повседневного функционирования. Показатели пациентов двух групп между собой достоверно не различались. В первой группе, лечившихся димексид-гелем среднее значение ограничения жизнедеятельности составило 10,31±1,05, а в группе, получавших плацебо 10,4±1,03. После проведенного лечения достоверное улучшение КЖ отмечалось в первой группе больных. Так средний показатель результата опросника после лечения составил 4,05±0,49, что говорит об улучшении КЖ больных первой группы на 60% по сравнению с исходным уровнем. У пациентов 2 группы при анализе КЖ отмечалось менее выраженный эффект – общий показатель 6,73±1,12. , и улучшение составило лишь 35% от исходного. Таким образом, полученные результаты еще раз доказывают эффективность применения димексид-геля в сравнении с плацебо.
Данные по ИМС в группах до исследования соответствовали следующим значениям: в первой 9,28±0,72 балла и во второй 9,69±1,07 балла. Достоверных различий между группами выявлено не было.
После проведенной терапии димексид-гелем легкая степень ИМС отмечалась у 29 человек (76,3%), у больных, получавших плацебо, легкая степень тяжести выявлялась у 10 человек (33,3%). Лишь у одного больного из первой группы (2,63%) после лечения отмечен ИМС тяжелой степени, а на фоне применения плацебо положительный эффект в отношении мышечного синдрома отсутствовал у 4 человек (13,3%) Полученные результаты свидетельствуют о преимуществе димексид-геля в купировании мышечного синдрома перед плацебо.
У всех обследованных больных до лечения выявили ограничение движения пораженного отдела позвоночника из-за боли. На фоне лечения димексид-гелем достоверно (р<0,05) исчезло ограничение подвижности у 15 пациентов (39%), а больных с выявленным ограничением подвижности выявлено не было. После лечения во второй группе больных ограничение исчезло лишь у 8 больных (27%) и у 6 человек (20%) сохранилось выраженное ограничение подвижности. Можно сделать вывод, что димексид-гель эффективен в отношении увеличения подвижности пораженного отдела позвоночника и следовательно в улучшении качества жизни пациентов.
Заключение. Из-за высокой распространѐнности и значительных затрат на лечение, боль в спине является не только социально, но и экономически значимой проблемой. В связи с увеличением больных с данной патологией, остается актуальной разработка новых методов терапии, которая позволила бы повысить эффективность лечения с минимальным количеством нежелательных и опасных эффектов. Применение локальных лекарственных форм может явиться решением данной проблемы у ряда пациентов.
В нашем исследовании димексид-гель показал хороший анальгетический и противовоспалительный эффект. Данный препарат уменьшал показатели болевого и мышечного синдрома, улучшал функциональное состояние позвоночника, что сопровождалось улучшением качества жизни. Это позволяет рекомендовать его в качестве эффективного средства для купирования вертеброгенного болевого синдрома.
Список литературы:
- Алексеев В. В. Современные представления и основные принципы терапии боли // РМЖ. Специальный выпуск: Болевой синдром. 2011. С. 6-10.
- Алексеева Л. И. Вопросы использования нестероидных противовоспалительных препаратов в ревматологической практике. // Consilium-Medicum. 2009. №11. С. 43-47.
- Воробьева О. В. Радикулярные боли: клиника, диагностика, принципы лечения // Врач: ежемесячный научно-практический и публицистический журнал. 2011. N 5. С. 11-16.
- Камчатнов П. Р., Сальникова Г. С. Боль в нижней части спины: повышение эффективности лечения // Справочник поликлинического врача. — 2011. — N3. — С. 51-55.
- Кирьянова В. В., Егорова Г. И. и др. Сочетанное применение ультразвука и геля Артрозилен при заболеваниях позвоночника // Нелек. мед.- 2007. № 4. С. 86.
- Кочунева О. Я. Подводное вертикальное вытяжение позвоночника в комплексном восстановительном лечении больных дорсопатией пояснично- крестцового уровня: автореф. дис. канд. мед. наук.// М.: 2004. С. 24.
- Парфенов В. А. Мышечный спазм при боли в спине патогенез, диагностика и лечение // РМЖ. 2003. Т. 11. №10. С. 590-593.
- Стуров Н. В., Чельцов В. В. Безопасность применения // Трудный пациент –2005. №6. Том 3. С. 47-50.
- Умарова Х. Я., Камчатов П. Р. Применение трансдермальных лекарственных форм нестероидных противовоспалительных препаратов у пациентов с поясничной болью // Consilium Medicum. 2014. № 9. С. 85-89.
- Ушкалова Е. А. Кардиотоксичность – групповое свойство коксибов // Фарматека. 2005. № 7. С. 71 – 78.
- Чичасова, Н. В. «Новые подходы к купированию острого болевого синдрома в ревматологии и неврологии» // Consillum medicum. №2. С. 50-55.
- Lampert B. A. Interventional treatment of low back pain // Mo. Med. 2007. Vol. 104 (6). P. 496-500.[schema type=»book» name=»СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИМЕКСИД-ГЕЛЯ И ПЛАЦЕБО ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С ВЕРТЕБРОГЕННЫМИ ДОРСАЛГИЯМИ» author=»Рогожина Екатерина Сергеевна, Бойнова Ирина Владиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]