На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода[3].
В рубрике Международной классификации болезней СЭВ (синдром эмоционального выгорания) в настоящее время имеет статус диагноза (МКБ-1О Z73 — Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью)[4].
СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия[1]. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
«Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами[5].
Иногда СЭВ (в иностранной литературе — «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов[3].
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), синдром хронической усталости описан Э. Морроу[39]. В 1974 году термин предложил Х. Фрайденберг (США), им же и предложен bornout syndrom (сжигание)[2].
Основными симптомами СЭВ являются:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины[1].
Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения. Выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса[5].
СЭВ включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (Маслач и Джексон, 1993, 1996):
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
— редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней[1].
Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ:
До сих пор нет единого определения данной патологии. В странах Запада по данной патологии у врачей занимают 4 место среди других нозологий. Швейцария за последние 6 лет выделила 6 млрд. франков на борьбу с этим заболеванием[2]. Однако необходимо отметить, что работа медработников в большей степени связана с общением и взаимодействием с окружающими людьми. Именно поэтому своевременная диагностика и корректировка поведения при эмоциональном выгорании медицинских работников (врачей, медсестер) является весьма актуальной не только зарубежом, но и в нашей стране [4].
Еще в 1960-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек – человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек — человек»[1].
По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране медсестер высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть медсестер принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер[3].
В ходе проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% — жесткие сроки ее выполнения, 40% — ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания[2].
При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог Кing (1992) сделал поражающий вывод: “Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем”[3]. Естественно, что медицинские работники каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Имеет место, так называемое бегство от сложившейся ситуации, в частности, применение психотропных веществ (алкоголя, наркотиков) и, как крайний вариант, суицид. По данным западной статистики, число самоубийц среди медицинских работников составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Количество врачей, сводящих счеты с жизнью, за один год в США сравнимо с одним-двумя выпусками среднего мединститута. Это факт. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин вообще. Среди врачей-мужчин — в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается и на нем самом, и на пациенте, которого он лечит, и на обществе в целом. За этим стоит и вся трагическая глубина его сегодняшнего положения в обществе. Приведенная выше печальная статистика в основном касается развитых индустриальных стран (США, Канада, Франция и др.), показатели в нашей стране отличаются на порядки.
Синдромом эмоционального выгорания страдают медицинские работники всех специальностей, но чаще других: работники хирургических отделений, акушеры гинекологи, анестезиологических и реанимационных отделений, медработники скорой помощи, работающие в отдалённых районах и др. особенно средний медицинский персонал.
Большинство это медицинские работники с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Эти специалисты, как правило, не обращаются за медпомощью, скрывают своё состояние даже от близких людей. Поэтому очень важным представляется организация проведения мероприятий по профилактике и раннему выявлению СЭВ, особенно среди профессий, в которых он чаще наблюдается.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили статистические данные медицинских учреждений, в которых проводилось исследование. А так же результаты анкетирования, которые проводились среди 92 медсестер реанимационных отделений 6 медицинских клиник города Ташкента. Основным методом исследования явился метод анкетирования проводимый с помощью опросника. Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.
Результаты исследования. Проведя анализ анкетных данных, были получены ответы, в которых 33% признались, что на работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желают им чего-нибудь плохого. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу. 75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры. 33% жалуются, что им не повезло с работой. У 50% опрошенных выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги; У 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения — 17%, истощения — 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 12%.
Выводы. По результатам нашего исследования было выявлено, что у 50% опрошенных медицинских сестёр реанимационных отделений выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги; у 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения — 17%, истощения — 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 12%.
Список использованной литературы
- Мамбетова Ш.У., Искандарова Ш.Т., «Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала», Ежемесячный научный журнал Молодой учёный, Россия, Казань, ISSN 2072 -0297 3, 2014 год часть II, стр. 181-183
- Мамедова Г.Б., «Организация предупреждения синдрома эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала», научно-практическая конференция с международным участием – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ – ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА, Ташкент-2014 г., стр. 242-243
- Искандарова Ш.Т., «Синдром эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала реанимационных отделений», European Applied Sciences #1-2015, ISSN 2195-2183, Germany, Stuttgart, стр. 18-20
- Сайдазимова Л.Т., «Лидерские качества руководящих медицинских сестер» Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана №2, 2012г. Стр.10-11
- Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2007. – № 3. – С. 27–38.[schema type=»book» name=»СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ » author=»Мамбетова Ширин Уразалиевна, Саттарова Зебо Расуловна, Мирдадаева Дильфуза Давлатовна, Собирджанова Чарос Кахрамоновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]