Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в систематической психолого-медико-педагогической помощи, и, безусловно, в социализации, адаптации в коллективе, поэтому в государственном казенном образовательном учреждении Ростовской области специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III, IV видов № 33 г. Новочеркасска на протяжении всего обучения незрячего или слабовидящего ребенка проходит психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение каждого воспитанника.
С 2003 года в школе-интернате работает школьный ПМПк.
Цель: Создание оптимальных условий обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Направления работы:
1.Диагностико-консультативное.
2.Развивающе-коррекццционное.
3.Социализация-профориентация.
4.Просветительская работа.
5.Экспертная работа.
6.Организационно-методическая работа.
Поэтапное психолого-педагогическое сопровождение в процессе реабилитации и социализации слепых и слабовидящих обучающихся.
1 – начальное звено (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа «Развитие интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр».
ЦЕЛЬ: Использование в обучении собственной активности ребенка в коллективной игре.
2 – среднее звено (5-6 классы)
Коррекционно-развивающая программа «Азбука психологии».
ЦЕЛЬ: Развитие у учащихся представления о человеческой психике и о себе. Вызвать интерес к самопознанию.
3 – старшее звено (10 класс)
Профориентационный курс «В поисках своего признания».
ЦЕЛЬ: Повышение у старшеклассников уровня психологической компетентности за счет вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия.
4 – старшее звено (11-12 классы)
Курс «Этика и психология семейной жизни».
ЦЕЛЬ: Побуждение потребности в самосовершенствовании, выработке адекватной самооценки. Формирование нравственной мировоззренческой позиции.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате являются:
- психологическое обучение, направленное на формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса;
- деловые игры на проектирование будущей деятельности;
- игровые технологии, в которых реализуются потребности в самостоятельном принятии решения.
В младшем школьном возрасте используются игровые методы и приемы, поисковые ситуации.
С воспитанниками среднего и старшего звена — тренинги, деловые и ролевые игры, самотестирование.
С педагогами проводятся обучающие семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам.
Педагогом-психологом, социальным педагогом и медицинскими работниками разработаны и ведутся:
— индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
— карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка;
— социальный паспорт учащегося;
— комплексная индивидуальная программа психолого-медико-социального сопровождения детей девиантного поведения;
— медицинская карта на обучающегося «группы риска»;
— карта наблюдений;
-диагностическая карта обучающегося, в которую входят аффективно-эмоциональная сфера, особенности личности, морально-волевая сфера, общение, познавательная сфера.
— тестирование для родителей;
— анкетирование обучающихся;
— таблицу занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время;
— взаимодействие всех специалистов и школьных структур в коррекционной работе с обучающимися «группы риска».
Профилактическая работа в школе-интернате ведется в следующих направлениях:
— профилактика употребления ПАВ;
— профилактика самовольных уходов;
— профилактика насилия и жестокого обращения.
Коррекционные занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Групповые занятия проводятся регулярно в форме тренинга, викторины, ролевой игры.
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю в форме беседы, «составления контракта», решения поисковых ситуаций. Динамика отслеживается путем анкетирования.
При слаженном взаимодействии всех структур психолого-педагогическое сопровождение носит продуктивный характер. Самовольных уходов воспитанников в 2014 и текущем году нет. Преступлений, правонарушений, совершенных воспитанниками школы-интерната в 2014 и текущем году нет. На учете в ПДН воспитанники не состоят.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования [1].
За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза [4]. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях?
В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе — психическим расстройствам, третье — врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям — ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20-50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костно-мышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.
На школу-интернат возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Ежегодно специалистами детской городской больницы совместно с медицинским персоналом школы-интерната проводится диспансеризация воспитанников (согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2008 № 183 н). По итогам диспансеризации дети разделены на группы здоровья. У каждого ребенка появился «паспорт здоровья», согласно которого составлен план дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка, определился необходимый объем дополнительного обследования и лечения, что способствует социальной реабилитации ребенка и возможно поможет в поиске приемной семьи для детей-сирот. Распределение по группам здоровья по итогам диспансеризации в 2014-2015 гг. представлено на рисунке 1. Как видно из диаграммы, основная часть детей относится к IV и V группе здоровья, что обуславливает их инвалидность по зрению. Детей с I и II группой здоровья среди наших воспитанников нет. С каждым годом увеличивается число детей с IV и V группами здоровья. С целью повышения уровня здоровья воспитанников разработана сквозная комплексная оздоровительная программа «Здоровье», направленная на формирование ценностей здорового образа жизни, освоение детьми естественных способов творения своего здоровья, а также использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (по В.Базарному, М. Норбекову, М. Рузиной).
Рисунок 1 Группы здоровья в 2014 и 2015 гг.
Ежемесячно ведется учет соматических заболеваний воспитанников. В конце года составляется отчет, который главврачом детской городской больницы сдается в Ростоблздрав.
Количество простудных заболеваний имеет тенденцию к снижению. Это связано с ежегодной витаминотерапией воспитанников в осенний и весенний периоды, а также успешной вакцинопрофилактикой против вируса гриппа.
Число часто болеющих и соматически ослабленных детей сократилось и составляет 7,29 % по сравнению с 2013 годом.
Аллергические заболевания за последние три года заметно снизились, что связано с более правильным подходом к лечению, появлением новых антигистаминных препаратов для предупреждения и лечения аллергии, профилактики обострения заболеваний.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем учебном заведении можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников [3], педагогов, и всего персонала школы-интерната.
Вся лечебно-оздоровительная, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа проводится на основе мониторинга здоровья воспитанников школы-интерната. Это позволяет реализовать одно из важнейших направлений совершенствования лечебно-оздоровительной работы – обеспечение индивидуализации объема и видов физической и зрительной нагрузки в соответствии со здоровьем каждого ребенка, особенностями его развития.
С 2013 года наша образовательная организация участвует в пилотном проекте по здоровьесбережению. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников. В 2013-2014 учебном году было обследовано 46 детей, в 2014-2015 учебном году было обследовано 92 человека. Оценка зрительного анализатора не проводится, т.к. все воспитанники являются инвалидами детства по зрению. Ежегодный мониторинг здоровья воспитанников позволяет выявить малейшие нарушения в работе органов и систем организма вплоть до физического утомления и снижения работоспособности.
Развитие лечебной поддержки воспитанников мы ведем в двух направлениях. Во-первых, расширение спектра традиционных методов за счет освоения и внедрения физиотерапевтических и офтальмологических методов лечения. Во-вторых, включение в систему лечебно-оздоровительных мероприятий новых здоровьесберегающих технологий.
Выпускники школы-интерната получают такой же, как и в массовой школе, документ об уровне образования государственного образца — аттестат о среднем (полном) общем образовании и могут на общих основаниях поступать в учреждения среднего и высшего профессионального образования по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям (рисунок 2).
Рисунок 2 Динамика социальной интеграции незрячего подростка в современное общество
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ГКОУ РО школе-интернате III, IV видов № 33 города Новочеркасска прослеживается система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющая положительную динамику.
Коллектив решает поставленные перед ним цели и задачи по обучению, воспитанию, здоровьесбережению и социализации детей-инвалидов по зрению, ищет пути преодоления существующих в настоящее время проблем.
Литература
- Модель психолого-педагогического сопровождения
- Андреев Г.Ю., Обухова С.Е., Цветкова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении Кировская обл., г. Кирово-Чепецк, гимназия №1. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. https://www.shkolnymir.info/.[schema type=»book» name=»Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната III, IV видов» description=»Создание оптимальных условий обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого незрячего обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.» author=»Тимофеева Т.Б., Овсянникова М.И.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]