Одной из главных проблем здравоохранения является дефицит врачей, неудовлетворительное качество медицинской помощи. А еще — недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств. Асимметрия в распределении врачей по специализации, и, наконец, неэффективное управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств).
Проблема оттока персонала из бюджетного сектора в Курской области явно отслеживается по данным таблицы 1 [1].
Таблица 1 — Обеспеченность медицинскими кадрами за 2007 — 2013 гг.
Показатели |
Годы |
||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Численность врачей всех специальностей | 6112 | 6267 | 6198 | 6529 | 6405 | 6360 | 5732 |
Численность среднего медперсонала | 13438 | 13665 | 13235 | 13413 | 13163 | 13111 | 13161 |
Численность младшего медперсонала | 7022 | 6955 | 6886 | 6310 | 6422 | 5377 | 5217 |
С каждым годом число врачей, СМП и ММП сокращается, что ведет к росту недоукомплектованности штатов, коэффициента совместительства и неудовлетворенности медицинского персонала своим трудом, так как, не смотря на увеличение объемов работы, заработная плата растет незначительно. Интенсивность труда и нагрузки на одного медицинского работника превышает темпы роста заработной платы медицинского персонала.
Это приводит к тому, что большинство работников здравоохранения переходят либо в коммерческий сектор (частные клиники), либо уходят в другую отрасль (например, становятся медицинскими представителями).
Следовательно, важная задача, которую необходимо решить, — это достижение полноты укомплектования медицинских организаций медработниками как с высшим образованием, так и со средним. Особенно остро ощущается дефицит медицинских кадров в районах.
Заработная плана врачей, бесспорно, является еще одним «козырем» для привлечения специалистов в отрасль здравоохранения. В первую очередь это стабильно работающее учреждение и соответствующий уровень зарплаты. Достойная заработная плата требует от медицинских работников и достойной работы. В программе модернизации здравоохранения в Курской области четко определено главное — зарплата зависит от определенного объема работы, причем работа должна выполняться качественно. Все выплаты стимулирующего характера зависят от качества выполненной специалистом работы, а за словом «качество» стоит многое, в том числе отношение к самому пациенту.
Нормативно-правовой основой повышения кадрового потенциала в здравоохранении служит План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Дорожная карта предусматривает повышение заработной платы врачей к 2018 году на 200 % по отношению к среднезаработной платы в субъектах Российской Федерации, а заработной платы СМП и ММП — на 100 %.
Так, в Курской области среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения в 2010 году составила 9173,4 руб., в 2011 г. — 11632,3 руб., в 2012 г. -13606 руб., 2013 г. — 17876,3 руб. (что на 44,51 %, 36,99 %, 37,38 % соответственно меньше, чем по России). Темпы прироста в 2011 г. составили 26,80 %, в 2012г. — 16,97 %, 2013г.- 31,39 %. (Таблица 2)
Средняя заработная плата по Курской области была выше заработной платы работников здравоохранения в 2010г. на 52,68 %, в 2011 г. — на 39,62 %, в 2012 г. — на 37,37 %, в 2013 г. — на 18,77 %.
Таблица 2 — Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Курской области за 2010–2013гг. (руб.)
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп прироста (%) 2011г. | Темп прироста (%) 2012г. |
Темп прироста (%) 2013г. |
|
Здравоохранение | 9173,4 | 11632,3 | 13606 | 17876 | 26,8 | 16,97 | 31,39 |
В целом по области | 14006,5 | 16240,8 | 18690 | 21231 | 15,95 | 15,08 | 13,6 |
По прогнозам через пять лет средняя зарплата по Курской области должна составлять порядка 40 тыс. рублей, значит у врачей — около 80 тыс. рублей. Если говорить о 2013 годе, то в этом году средняя зарплата врача составила почти 18 тыс. рублей». Однако, в связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране реализация Указа президента о повышении заработной платы отложена. Большое количество регионов, реализую политику стимулирования работников ЛПУ, устанавливают соотношение заработной платы врачей и медицинских сестер как минимум 2:1, при этом уровень оплаты медицинских кадров не должен быть ниже среднего по региону [2].
В системе здравоохранения региона на данный момент категорию имеют 59,9% медицинских работников, из них высшую квалификационную категорию имеют 38,8% медицинских работников, первую категорию — 15,7%, вторую категорию — 5,4%. Среди врачей категорию имеют 50, 5% кадров, СМП — 74,2%. Учитываю, что от потенциальных возможностей медицинских кадров, их квалификационных характеристик в большей степени зависит качество медицинского обслуживания, также следует отметить, что высокую квалификацию имеет почти каждый третий специалист и почти половина врачей, работающих в системе , не имеют квалификационных категорий, что показывает недостаточно высокий уровень подготовки медицинских кадров.
При длительном около 2-3 лет экономическом кризисе государству было бы естественно сменить стратегию управления лечебными учреждениями, которые, и до того были в плачевном состоянии, иначе может оказаться, что в фазе стабилизации здравоохранение придется создавать заново.
Огромными темпами развивается коммерческая медицина, которая максимально оптимизирует количество работающих и рабочих мест, требующая большей интенсивности труда от работника и эффективности использования трудовых ресурсов, что также объясняет нехватку кадров в ЛПУ. Необходимо налаживать экономическую ситуацию в регионах, что должно обеспечить рост заработной платы работников здравоохранения, тем самым мотивируя медицинский персонал [3].
Результаты исследования показали, что бюджет здравоохранения находится в дефиците и не соответствует актуальным нуждам отрасли, что рост заработной платы медицинских работников предусмотрен только на уровне инфляции, что расходы на повышение квалификации медицинских кадров снижаются. Как следствие ключевые проблемы отрасли будут только усугубляться.
Значит, следует ожидать дальнейшего сокращения доступности и качества бесплатной медицинской помощи, гарантированной статьей 41 Конституции РФ. В результате, к 2018 году в лучшем случае сохранится прежний уровень оказания медицинской помощи в стране, в худшем — его снижение.
Укрепление и устойчивое развитие государственных медицинских учреждений будет зависеть от экономической политики государства и местных властей, экономического и интеллектуально-инновационного уровня развития предприятий, готовых оказывать спонсорскую помощь и выступать меценатами различных программ оздоровления нации [4, с.331], [5, с.122], [6, с.52].
Для того, чтобы преодолеть проблему дефицита медицинского персонала системы здравоохранения Курской области необходимо проводить следующие мероприятия: совершенствование использования трудовых кадров; дополнительное привлечение врачебного, СМП и ММП с целью снижения нагрузки имеющегося медицинского персонала; повышение социальной защищенности работников ЛПУ; увеличение уровня оплаты труда; предоставление единовременных выплат врачам, приезжающим работать в районы; субсидирование; компенсация услуг ЖКХ; повышение уровня квалификации медицинского персонала (прохождение курсов, участие в научных конференциях и семинарах) предоставление новых мест труда для выпускников медицинских учебных учреждений.
Литература
- Федеральная служба государственной статистики РФ. – [Электронный ресурс] URL: .
- Большова Т.В. Основный направления развития системы кадрового потенциала в условиях модернизации регионального здравоохранения (на примере Рязанской области) // Российский медико-биологический вестник им.академика И.П. Павлова. 2011. № 1. С. 49–53.
- Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вопросы здравоохранения. 2012. № 2. С. 33-38.
- Макаров, Е.И. Интеллектуальная собственность как реализованная инновация // С.Н. Дьяконова, Е.И. Макаров /Инженерный вестник Дона, 2012, т. 20. № 2, с. 329-334.
- Макаров, Е.И. Зависимость деловой репутации предприятия от инновационного уровня развития // С.Н. Дьяконова, Е.И. Макаров/
Креативная экономика, 2012, № 7 с. 119-124. - Макаров, Е. И. Особенности определения стоимости объектов интеллектуальной собственности// Е. И Макаров, С.Н. Дьяконова/ Научный вестник Воронежского государственного-архитектурно-строительного университета. Серия: Экономика и предпринимательство. 2007.- №5.- С.51-56.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»Одной из главных проблем здравоохранения остается неудовлетворительное качество медицинской помощи. Решение этой проблемы может идти в направлении улучшения работы с кадрами. Исследованы социальные аспекты кадровой проблемы системы здравоохранения Курской области. Для преодоления дефицита медицинского персонала в структуре здравоохранения Курской области предложены мероприятия по снижению нагрузки на медицинский персонал, повышению социальной защищенности работников, увеличению субсидирования. » author=»Макарова Л.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)» ebook=»yes» ]