Известно, что качество жизни (QoL-quality of life) является показателем, который определяет субъективное удовлетворение испытанное или выраженное человеком. Оно связано и затронула все аспекты личности — физические, психологические, социальные и духовные. Показатель используется для оценки общего благосостояния людей и общества.
По данным ВОЗ, качество жизни определяется как индивидуальное восприятие жизни, ценностей, целей, стандартов и интересов в рамках культуры. [2, с.120-125].
Концепция качества жизни связанно со здоровьем (HRQoL.-Health-Related Quality of Life) и связанные с ними детерминанты здоровья, начал развиваться еще в 1980 году. Цель состоит в том, чтобы затем охватить те аспекты общего качества жизни, которые могут повлиять на здоровье человека. На индивидуальном уровне, это включает в себя восприятие физического и психического здоровья и их коррелятов, включая риски и состояния здоровья, функционального состояния, социальной поддержки и социально-экономическим статусом. На уровне общности в КЖСЗ(качество жизни связанное со здоровьем) включают в себя ресурсы, условия, политики и практики, которые влияют на здоровье населения. [4, с.5-25], [7, с.309-35] [11, с.43-52 ]. Ряд факторов, связанных с заболеванием может повлиять на качество жизни. Все более важным в онкологии начал стоять вопрос об оценке качества жизни больных раком. Без сомнения чтобы улучшить качество жизни, необходимо сузить «разрыв» между стремлениями и возможностями или изменить его ожидания, признав изменения реальности. Послеоперационная боль является одной из основных причин ухудшения качества жизни у пациентов с раком. Согласно данным Международной ассоциации для изучения боли (1986), она представляет собой «неприятный сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или потенциальном повреждении тканей» [8]. Это определение выражает взаимотношение между объективным, физиологическим аспектом чувства боли и ее субъективные психологические компоненты в дополнение к активации ноцицептивных путей. [6, с.88-110].
Реакция боли может сильно отличаться не только у отдельных людей, но и у одного и того же человека в зависимости от условий, при которых она возникает. Это делает борьбу с болью трудной, дорогостоящей и длительной задачей, при которой очень часто необходимо объединить усилия специалистов разных дисциплин. [1, с.53]. Существует ряд факторов, видоизменяющих восприятие боли пациентами. Часто в симбиозе с различными психо-эмоциональными восприятиями (депрессия, гнев, беспокойство и т.д.), которые способны усилить ее интенсивность. [9, с. 3].
Для оценки болевого восприятия предложен ряд шкал.
Одним из наиболее часто используемых методов, с помощью которых можно исследовать боль — визуальное измерение боли, в случае интенсивность, по визуалой аналоговой шкале (VAS). Она унидименсональна, т.е. используется только одно измерение боли, в случае еë интенсивность.
Преимущество описанного выше способа является то, что его легко выполнить, продуктивен, имеет возможность определения терапевтического эффекта и обезболивающего еффекта лекарственного средства и является динамическим в ходе данного исследования. [1, с.53]. Введенный Pilowsi и Kaufmann (1965) и Huskisson (1974) и состоит из линии длинной × 10 см, края которой помечены как уровни боли (отсутствующего и максимум).
Цель: Анализировать потребность в послеоперационном обезболивании после роботизированной и лапароскопической хирургии ,как фактор, определяющий качество жизни в послеоперационном периоде.
Предмет и методы:
Для исследования использовали основанный на популяции пациентов Клиники по онкогинекологии университетской больници «Доктор Г. Странский» EAД города Плевны. В связи с этим определи клинический контингент с его основными характеристиками и определены изучаемые показатели.
Клинический контингент — основные характеристики.В проспективном исследовании приняли участие 470 женщин с гинекологическими заболеваниями (доброкачественными и злокачественныхми), оперированых в «Гинекология» университетской больницы клиники «Доктор Г. Странский» г. Плевны. (Охвачен период восьми лет (2007-2015). Для целей провеждения исследования пациентки были разделены на пять возрастных групп, для этой цели была использована классификация ВОЗ. 470 пациентов были разделены на две группы: группа пациентов, перенесших роботизированную хирургию — 223 женщин (47,4%) и лапароскопическую группу 247 женщин (52,6%).Возрастная группа с наибольшим числом — 78 при роботизированных операциях 40-49 лет, а затем группа 50-59 лет -65 случаев. Обеи группы попадают в категорию «Средний возраст». С меньшим числом — 18 является возрастная группа 60-69 лет, которые попадают в категорию «пожилых». В лапароскопических операций с наибольшим числом — 126 возрастная группа 40-49 лет, попадая в категорию «Средний возраст.» Следует за ними группа 30-39 лет с 63 случая подпадает под категорию «молодой возраст» и самый маленький из пяти случаев является группа 60-69 лет, которые попадают в категорию «пожилых».Исследуемая группа роботизированных операций без сопутствующих заболеваний 109 пациенток (48,9%), и 114 из них, что составляет 51,1% имеют заболевание.В лапароскопических операциях 105 пациенток (42,5%) были с сопутствующей патологией, и 143 из них (57,5%) без таковой.
Результаты:
Часть из послеоперационного ухода включал обезболивание пациенток, которое чаще всего в реанимационном уходе после анестезии осуществлялся посредством опиоидов с / или без НПВС.В ряде исследований у женщин с онкогинекологической болезнью, перенесших роботизированную операцию доказывает, что они требуют в послеоперационном периоде на 30 процентов меньшеобезбаливающих, чем те, кто оперировался лапароскопической хирургией. [10, с. 25], [5, с.7]Для того, чтобы изучить связь между диагнозом, тип хирургической техники и необходимостью послеоперационного обезболивания использовали VAS-шкалы оценки интенсивности боли в раннем послеоперационном периоде. Данные этой обработки приведены в табл. 1.
Табл. 1.
Распределение честот пациенток по диагнозу и VAS
|
Из данных и результатов вынесенных в табл. 1 представленых распределение частоты больных по диагнозу и VAS можно сделать следующие несколько выводов:
1) У больных с диагнозом Киста яичников с наибольшей относительной долей являются пациентки с оценкой «1» и «2» на VAS, а затем «4» и «3»;
2) У больных с диагнозом Миомой матки с самой высокой относительной долей- пациентки с «2» по VAS, а затем «1», а самая низкая «3»;
3) Пациенты с диагнозом Карцинома тела матки самоя высокая относительная доля у больных с «4» поVAS шкале , а затем «1», а самая низкая «3»;
4) Пациенты с диагнозом Карцинома шейки матки с самой высокой относительной долей пациентки с»1″ по VAS , а затем «2» и самая низкая «4»;
Для исследования боли в послеоперационном периоде изготовленно частотное распределение больных по диагнозам и обезболивающим медикаментам. Данные этого исследования и его результаты вынесены в табл.2.
Taблица 2.
Частота распределения больных по диагнозу и обезболивающих
|
Из так осуществленого распределения частот и результатов, отраженных в табл. 2 для четырех типов диагнозов, следует:
1) У больных с диагнозами Киста яичников, Миома матки и Карцинома тела матки большей относительной долей является комбинация «Lydol + Анальгин»;
2) У больных с диагнозом Карцинома шейки матки наиболее высокой долей является сочетание «Морфин + Анальгин».
Вывод:
Учитывая данные и результаты отраженые в таблицах и на рисунках выше, ясно видно, что у всех исследованных больных (с лапароскопическим или роботизированным хирургическим доступом), интенсивность боли ограничена в пределах от 1 до 4 по VAS шкале. На практике это отличные результаты для раннего послеоперационного периода, что убедительно доказывают минимально инвазивный характер двух хирургических методов.
Список литературы:
- Файтонджиева Н. Някои съвременни методи за следоперативно обезболяване в гинекологията. Дисертация. София, 2006, Стр. 53
- Bottomley, Andrew (04/01/2002). «The Cancer Patient and Quality of Life» . The Oncologist 7 (2): 120–125.
- Centers for Disease Control and Prevention. Measuring healthy days: Population assessment of health-related quality of life. Centers for Disease and Prevention, Atlanta, Georgia 2000.
- Gandek B., Sinclair SJ., Kosinski JE Jr. Psychometric evaluation of the SF-36 health survey in Medicare managed care. Health Care Financ Rev 2004;25(4):5-25.
- Leitao JR MM., Malhorta V., Briscoe G. et al. Postperative pain medication requirements in pain medication requirements in patients undergoing computerassisted. („Robotic“) and standard laparoscoic procedures for newly diagnosed endometrial cancer. Ann Surg Oncol 2013:20(11):3561e.7.
- McGrath PA. The plasticity and complexity of the nociceptive system. In: McGrath PA, editor. Pain in children: nature, assessment, and treatment. New York: The Guilford Press; 1990a. ,. 88-110.
- McHorney CA. Health status assessment methods for adults: past accomplishments and future directions. Annual Rev Public Health1999; 20:309-35.
- Merskey H., Gogduk Erds. Classification of Chronic Pain-Description of Chronic Pain Syndromes and Definitions of Pain Terms, 2nd Edition, IAPS Press, Seattle, 1996.
- Saggini R., Bellomo R.G., Carmignano S.M. and Saggini A.. Cancer Pain — The Role of an Integrated, Comprehensive Rehabilitation Program in Its Management. 3
- Saloni P., Anjolie Ch. Anaesthesia for robotic surgery. Medical sciences. Aari Nagar, New Delhi, India. Trends in Anaesthesia and ritical Care 4 (2014) 25e31.
- Selim AJ, Rogers W, Fleishman JA, Qian SX, Fincke BG, Rothendler JA, Kazis LE . Update US population standart for the Veterans RAND 12-item Healyh Survey (VR-12). Qual Life RES. 2009;18(1):43-52.[schema type=»book» name=»Послеоперационная боль — показатель качества жизни в мини-инвазивной хирургии» description=»Известно, что качество жизни (QoL-quality of life) является показателем, который определяет субъективное удовлетворение испытанное или выраженное человеком. Оно связано и затронула все аспекты личности — физические, психологические, социальные и духовные. Показатель используется для оценки общего благосостояния людей и общества. Послеоперационная боль является одной из основных причин низкого качества жизни у пациентов с раком. Цель: Анализировать потребность в послеоперационном обезболивании после роботизированной и лапароскопической хирургии ,как фактор, определяющий качество жизни в послеоперационном периоде. Методы: В проспективном исследовании приняли участие 470 женщин с гинекологическими заболеваниями (доброкачественными и злокачественныхми), оперированых в «Гинекология» университетской больницы клиники «Доктор Г. Странский» г. Плевны. Результаты: И при двух методах мини-инвазивнной хирургии(роботизированных и лапароскопических) отчитывался интензитет боли от 1-4 по VAS шкале, это принимается как отличный результат и доказывает мини травматичность этого вида оперативного вмешательства. Вывод: Учитывая данные и результаты видно, что у всех исследованных больных (с лапароскопическим или роботизированным хирургическим доступом), интенсивность боли ограничена в пределах от 1 до 4 по VAS шкале. На практике это отличные результаты для раннего послеоперационного периода, что убедительно доказывают минимально инвазивный характер двух хирургических методов.» author=»Цветанова К.Т., Цветкова С.Б., Ивова Д. Б., Петрова Д.Ю.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-23″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]