Принципы охраны здоровья и социального обеспечения бывшей советской системы социально-экономического обеспечения были созданы и функционировали на государственной основе. Это подразумевало и декларировалось бесплатностью и общедоступностью всех видов медико-социальной помощи. Экономически активное население, преимущественно рабочие и некоторые слои служащих, обеспечивались медицинской и социальной помощью в специальных учреждениях- медико-санитарных частях или ведомственных лечебно-профилактических учреждениях.
Социально-экономические трансформации привели к разрушению старой и созданию новой медицинской и социальной системе обеспечения общества. На смену государственной, общедоступной и бесплатной системе пришла система бюджетно-страхового медицинского и социального обеспечения. Введена Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью и специальная система социального страхования. Это значит, что медицинская и социальная помощь оказывается только в объеме, и только в дифференцированном подходе, который государство может обеспечить для своих граждан.
Страховые взносы и государственная часть бюджета не может обеспечить полную бесплатность и общедоступность медицинских и социальных услуг, а только в рамках финансовых возможностей, но для всех граждан в равной степени. Это корректное правило справедливости и солидарности. Но если учесть ликвидацию большей части специальных медико-санитарных частей предприятий, то вполне очевидно снижение доступности лечебно-профилактической и социальной (диетические столовые и профилактории) помощи рабочим промышленных предприятий. Этот феномен пока никем серьезно не рассматривался, а пути возмещения не исследовались [1].
В наших исследованиях мы анализируем и оцениваем эти трансформации, и на основе результатов и опыта предлагаем оптимальный путь организации и анализа кластеров, объединяющих секторы здравоохранения и медицинского страхования. Задача этих процедур заключена в том, чтобы при условии теоретической и методической правильности и корректности мероприятий по созданию кластера (под объединяющим названием медико-социального страхового кластера — МССК), возникли новые возможности в достижении эффективности управления здоровьем и здравоохранением [2,4].
На этом пути стоит проблема ограниченности ресурсов, которая как правило относительна. С развитием новой социально-экономической системы эта проблема, как показывает опыт развитых стран, как правило, преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех медико-социальных потребностей, а мы рассматриваем группу экономически активных граждан, принципиально невозможно. Как следует из экономической теории, следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию, что не является надежным выходом из кризиса [3].
Повышение ресурсоемкости национальной системы медицинской помощи и социальной поддержки лежит в области создания специальной надстройки, под объединяющим названием медико-социального страхового кластера -МССК).
Анализ проекта модернизации здравоохранения в регионе (по результатам) выявил неэффективные локусы, так как эффективность не может достичь силами одной организации или организациями одного отраслевого типа, даже обладающими достаточными ресурсами и менеджментом.
Как вытекает из данных, эффектно работать организация может в качественно новом пространстве, создаваемом сотрудничающими секторами, обеспечивающими охрану здоровья и социальную базу. Их совместная работа может быть обеспечена специальными разработанным положением с конкретными функциями задачами и стратегиями, направленными на достижение лучшего здоровья. Тогда возникают новые синергические возможности в достижении эффективности управления здоровьем и здравоохранением: производственный и страховой сектор и сектор медико-социального потребления.
Их активность неравномерна и неравноценна по вкладу в производство здоровья и обеспечение медицинской и социальной помощи, а объединение в МССК способно создать новые условия для эффективности и создать пространство высокой производительности, для обеспечения эффективного производства здоровья. Наиболее способствующая производительности деятельности МССК является доказанная в других отраслях, прежде всего экономических (автомобильной, компьютерной), форма организации кластеров [3].
Разработка отраслевой модели кластерной системы управления здоровьем и здравоохранением региона определила детерминацию субъектов медико- социального, страхового и, возможно, экономического кластера и положения о стратегиях их интеграции.
Коэффициент «локализации» (2) при определении МССК чрезвычайно высок по показателям занятости в отрасли пропорционально численности населения и коэффициенту занятости в других отраслях, коэффициенту централизации производства медицинских услуг в региональных медицинских организациях (коэффициенту удовлетворения спроса и потребления медико-социальных услуг, а также по территориальной локализации производства медицинских услуг в регионе и финансовому обеспечению программы государственных гарантий обеспечения граждан региона бесплатной медицинской помощью.
Заключение
Трансформации социально – экономической системы требуют учета последствий в секторе здравоохранения и социального обеспечения. Обоснование и создание медико-страхового социально-экономического кластера отвечает вызовам на пути обеспечения условий наиболее полного удовлетворения потребностей в медико-социальной помощи в этом секторе экономически активной группы населения.
Производственный и страховой сектор и сектор медико-социального потребления, объединенные в рамках единого медико-страхового, социального кластера, демонстрируют новые возможности для достижения эффективного здравоохранения и оптимального общественного здоровья.
Список литературы:
1.Кича Д.И., Фомина А.В. Основы менеджмента здравоохранения с точки зрения социальной медицины. Проект ЕС ТЕМПУС. Москва. 2010.–74с.
2.Куценко Е.С. Кластеры в экономике: практика выявления. Обсервер-Observer. Кафедра национальной экономики РЭА им. Г.В. Плеханова. 2009. –95с.
3.Стратегические приоритеты инновационно–технологического развития России. Под ред. Ю.В. Яковца. М. МФК. 2002.–179с
4.Wismar M., Mckee M., Emst K et al. Health target in Europe. Observatory Studies Series. № 13. WHO. .–164p.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА В СФЕРАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ » description=»В сфере охраны здоровья и системы социального обеспечения России произошли коренные трансформации, требующие применения научно обоснованных процедур выявления их последствий. Это зависит от области оценки трансформаций и их последствий для здоровья людей, организации здравоохранения и социального обеспечения. » author=»Пачгин Игорь Вадимович, Кича Дмитрий Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]