Номер части:
Журнал

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых. Медицинские науки. ; ():-.





Решение проблем по подготовке будущих врачей требует от работников высшей школы больших усилий, глубокого анализа реальных и потенциальных возможностей ВУЗа.  Для их выполнения сама высшая школа должна осваивать инновационные технологии по принципу опережающего образования. Это означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов. Инновационный подход отражает способность к самостоятельному поиску, анализу и отбору необходимой информации для практического освоения новейших технологий во всех сферах человеческой деятельности [1].

Коренные изменения, которые претерпевает система подготовки врачей  в настоящее время, нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования  (ФГОС ВПО) третьего поколения.

Основой образовательной программы будущих врачей должен стать компетентностный подход. Он положен в основу модернизаций высшего медицинского образования в России. Главными целями образования при этом являются компетентности и условия их формирования.

Личностно-ориентированный принцип компетентностного подхода – это приоритет современного образовательного процесса.

В понятие компетенции входят социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. ФГОС ВПО определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебных программ, результатом освоения которых должно быть формирование у студентов требуемых компетенций.

Совокупность компетенций формирует актуальное качество личности – компетентность, т.е. способность самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи. Компетентность не сводится к сумме отдельных компетенций, она является проявлением их синергического эффекта, интегральным свойством личности, включая её индивидуальные психологические особенности. Таким образом, проектирование образовательного процесса должно опираться на модель личностно-профессиональной жизнедеятельности человека[2,3].

В новой модели обучения на первое место выходит не информированность обучаемого, а его способность мобилизовать свой личностный потенциал, находить и применять необходимые решения практических задач, возникающих в повседневной деятельности врача. А для этого необходимо укреплять и общекультурный фундамент образования.

Компетентностный подход требует повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Прежде всего, современный преподаватель должен в совершенстве владеть компьютерными технологиями, демонстрировать коммуникативные способности, уметь организовать, своевременно методически обеспечить и проконтролировать самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) работу студентов. Преподаватель становится координатором учебной деятельности студентов-медиков.

Важнейшим направлением в совершенствовании учебного процесса в медицинском ВУЗе является повышение ответственности преподавателя за качество проводимых учебных занятий. Пробуждение интереса к предмету и потребность в познавательной деятельности – одни из главных задач, которые стоят перед современными преподавателями высшей медицинской школы. Решение проблем активизации обучения тесно связано с повышением содержательности научно-методической работы преподавателя. Без этого нельзя рассчитывать на модернизацию учебного процесса и повышения качества подготовки будущих врачей.

Организация инновационного подхода к обучению студентов-медиков заключается в том, что им руководит преподаватель, используя свои знания, опыт и методические приемы.  С одной стороны, он создает условия  для  большей  самостоятельности в приобретении знании, а с другой – направляет  работу студентов, обеспечивая условия для более эффективного овладения знаниями.

Эффективность обучения будущих врачей является основной целью в решении задачи качественной профессиональной подготовки специали­стов. Достижение этой цели проходит поэтапно: студентам млад­ших курсов необходимо давать научные основы предметов, научные методы позна­ния, современные методы приобретения знаний и поиска информации. На старших курсах необходимо приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – преподавателе. Именно он является основной фигурой при реализации на практи­ке основных нововведений. Тесная связь инновационного образования с практикой должна быть подтверждена умением применять полученные знания при решении практических задач. Для обобщения полученной информации и переработки ее в знания, студент медицинского ВУЗа должен сопоставить ее с известными ему понятиями,     определениями,  законами, обобщить и запечатлеть в своем сознании как определенную систему знаний. Это невозможно без активной творческой работы, умения анализировать полученную информацию и находить в ней главное.

В медицинском ВУЗе роль преподавателя в процессе обучения не должна ограничиваться информа­ционно-контролирующей деятельностью. Уже с первого курса начинается очень важный и сложный про­цесс формирования будущего врача, его отношения к коллегам, больным, их родственникам. Нередко эта­лоном для студента-медика становится преподаватель, стереотипы его поведения. Отношение к дисциплине, моти­вация к ее изучению часто зависят от личности педагога, его доброжелательного и уважительного отноше­ния к обучающимся. Ведь настоящий педагог наряду с использованием на занятиях высокотехнологичных средств обучения, создает обстановку, благоприятную для дискуссии, конструктивного обсуждения про­блем и их решений.

Доказано, что преподаватель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает усло­вия и обстоятельства, в которых протекает учебный процесс, внимательно анализирует последствия своих обучающих и воспитательных действий и делает из них правильные выводы.

Преподавательская деятельность в медицинском ВУЗе многогранна, сложна и трудоемка. В труде преподавателя нет неизмен­ных элементов: постоянно развивается изучаемая дисциплина, меняется кон­тингент студентов, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска эффективных путей сотрудничества с обучающимися.

На пути совершенствования педагогической деятельности очень важна оценка профессиональных и личностных качеств преподавателей. Эта оценка качества преподавания сегодня складывается из множест­ва факторов и включает индивидуальный рейтинг преподавателя, который состоит из накопленного квали­фикационного потенциала и активности по основным направлениям деятельности: учебная работа, учебно-методическая работа, научная работа, выполнение лечебной нагрузки, общественная, организационная и воспитательная работа.

Оценка качества преподавания предусматривает возможность учета субъективных факторов: рейтинг у студенчества, самооценки преподавателя, оценка коллегами-преподавателями, оценка морально-психологического климата в коллективе, а также оценка заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебно-воспитательной работе, проректором по управлению качеством образования.

В настоящее время преподавателю высшей школы вообще, и в медицинском ВУЗе в частности, необходимо не только выбирать соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои собственные. Это возможно только в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, а также получил соответствующую подготовку. Особенно важно при этом владеть средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности. Преимущества рефлексного подхода в педагогической деятельности медицинского ВУЗа заключается в том, что он способствует максимально полному и глубокому вовлечению личности студента в сотворческое общение и индивидуально-созидательный процесс.

Список литературы

  1. Головинский В.В. Стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования: материалы IX международной научно-практической конференции «Вузовское преподавание». – Челябинск, 2009
  2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  3. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России. – 2009. – № 6[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ» description=»Преобразования, происходящие в последние годы в Российском здравоохранении, затронули три основные темы: клиническую практику, медицинскую науку и образование. Появляются новые технологии в диагностике и новые методы лечения, увеличивается спектр лекарственных препаратов, идет переоснащение лечебных учреждений медицинской техникой, внедрение в практику новейших технологий. Все это способствует повышению требований к качеству подготовки выпускников медицинских вузов и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Реализация мероприятий по модернизации здравоохранения диктует необходимость совершенствования системы подготовки медицинских кадров. » author=»Шехтман Александр Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх