Современная культура Якутии начала ХХIв. относится к поликультурному пространству Дальневосточного региона Российской Федерации.Мезорегионы страны(федеральные округа ) как раз выступают в качестве крупных и стабильных историко-культурных зон России. При этом история их культуры связана с проблемами динамики культуры и культурогенезом. Под «динамикой культуры» подразумевается как универсальные (глобальные и евразийские по масштабам), так и устойчивые (типические) и повторяющие региональные культурные процессы. Под сущностью культурогенеза А.Я.Флиер понимает «процесс постоянного обновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существующих ранее »[6, с.377-378].
Автор данной статьи придерживается целостного понимания феномена культуры как способа бытия, результата внебиологической деятельности человека и эволюционной самоорганизации его общественной жизни. При этом способ деятельности включает в себя цели, содержание, смыслы, технологии и результаты деятельности человека, охватывающие в единстве мир материальной, духовной и художественной культуры[2; 3].
Якутия как особый субрегион Дальневосточного Федерального округа предстает как обширная историко-культурная зона со специфическим способом деятельности ее культурной общности, внутри которой складывались и взаимодействовали разные этнические общности(юкагиры, эвены, эвенки, якуты-саха, долганы, чукчи, русские ), обладающие целостностью существенных, устойчивых и динамичных признаков жизнедеятельности.
Целью нашей статьи является попытка создания панорамы развития художественной культуры Якутии, начиная с древности и до наших дней. Нами предлагается культурологическая парадигма системного анализа социокультурного опыта художественной деятельности Якутии конца ХХ-начала ХХI вв. в его динамике и современном состоянии.
Изучение поликультурной России, в т.ч. и Якутии, базируется на применении историко-типологического метода, что предполагает не описание отдельных явлений, а представление обобщенной панорамы или макромодели исторического процесса, о своеобразии региональных особенностей, черт культуры этих эпох и типов. Кроме того, важнейшим теоретическим вопросом изучения истории культуры страны, в т.ч. и Якутии, является вопрос периодизации. В этом отношении мы опираемся на историков, как И.М.Дьяконов и В.М.Массон, которые выделяют такие большие исторические эпохи как древнейшая (архаическая или первобытная), средневековая (древняя, постсредневековая), нового времени (капиталистическая или индустриальная) и современная (постиндустриального общества).
Тем не менее, исходя из вышеуказанной историко-типологической методики, автор данной статьи рассмотрел уже в своей монографии «Пластический фольклор в художественной культуре Якутии»(2013г.)сложную и малоразработанную проблему системного анализа художественной культуры Якутии с первобытности и до конца ХХв. При этом богатейший материал исследования позволил автору систематизировать и обобщить разрозненные представления о якутском народном прикладном искусстве, именуемом в работе как «пластический фольклор»[5]. В результате диахронического и системногоподхода нами выделены следующие типы художественной культуры Якутии:
- Первобытный тип художественной культуры региона, с древнейших палеолитических времен до раннего средневековья (6 – 10вв.). Так, на территории Якутии с древнейших времен сформировалась региональная традиционная культура, которая объединила уникальные этнические культуры народов Северо-Востока Азии. Общим для традиционных культур региона выступает приоритет коллективного над индивидуальным, индивидуального над вариативным, прошлого над настоящим и будущим, а также чувство гармонии природы и человека. Локальные традиции: юкагирские, эвенкийские, эвенские, долганские, якутские, сохраняясь и развиваясь,сформировали общую культуру региона, на основе которой рождались этнические традиции, как вариационное множество.
Первый этап регионального типа культуры народов Якутии соответствует, таким образом, первобытному типу художественной культуры и завершается формированием автохтонных традиций древних охотников и рыболовов. На этом этапе, с древнейших палеолитических времен до раннего средневековья (VI-VIII века н.э.), формирование общих культурных традиций для многих групп этносов (юкагиров, тунгусских племен) имело естественный характер, поскольку в отношения экономического и культурного обмена вступали генетически родственные и стадиально-равные культуры.
На втором этапе бытования регионального типа традиционной культуры (средневековье (зрелое и позднее с X-XVIIвв.), Новое время с XVIII-конецXIXвв.) его специфика задавалась конфликтом стадиально-различных типов культур – автохтонными культурами традиционных этносов юкагиров, эвенов, эвенковЯкутии; культурой пришлого скотоводческого тюркоязычного этноса-якутов; а с ХVII века — культурой пришлого русскоязычного населения. В каждом случае, характер происходящих перемен не влиял на способ наследования и трансляции социокультурного опыта, не подрывал действующий механизм культурной традиции.
2.Фольклорный тип художественной культуры Якутии (XVI-XIXвв.). Автором выделен :1) ранний фольклор— архаический период XVI-XVIII вв. – становление фольклорного типа художественной культуры якутов, связанное с формированием основ традиционной культуры;2)зрелый фольклор— период фольклорного типа художественной культуры – нач. — II пол. XIX в. – расцвет якутской традиционной культуры; 3) поздний фольклор (постфольклор) – переходный период от фольклорного типа художественной культуры к профессионализированному типу – конец XIX — нач. XX вв.
- Креативный тип художественной культуры Якутии ХХ — нач. ХХI вв.
Строение любой художественной культуры предполагает наличие трех аспектов: 1) организационно-институционального (институты регуляции культуры); 2) духовно-содержательного (символика, смыслы, семантика); 3) морфологического (соотношение различных видов искусств). При этом якутская художественная культура как самостоятельная подсистема сформировалась лишь в XX веке под влиянием европейской культуры, в частности, русской. В предыдущие столетия (XVI-XIX вв.) художественная культура существовала и развивалась в фольклорном типе традиционной культуры, иначе говоря, ее можно обозначить как фольклорный тип художественной культуры якутов, который имел синкретический, мифологический и эпический характер.
XX век – новый этап в культурогенезе Якутии. Процесс перехода от фольклорного типа культуры к новому типу авторства осуществляется в Якутии ускоренно, миновав целые эпохи длительного художественного развития человечества. Условно можно выделить два качественных этапа в развитии якутской художественной культуры ХХ века:1) С середины 1920-х гг. — 1960-е годы — это этап становления, формирования и зарождения профессиональных форм искусств европейского образца; 2) С 1960-х годов по 1990-е годы — это зрелый этап развития национальной художественной культуры.
Особенностью первого этапа является становление этнического самосознания и переход от фольклорного типа (традиционности) к профессиональному типу (креативности) художественной культуры. Во всех видах искусства (литературе, косторезном искусстве, живописи, театрально-музыкальном искусстве) сильны фольклорные реминисценции, что проявляется, в частности, в тенденции вторичного восприятия фольклора.
Наиболее важным представляется второй этап культурогенеза ХХ века, так как он является фундаментом для последующего развития национальной художественной культуры. Именно с 1960-х годов начинается равномерное развитие всех видов искусств. В морфологическом плане в этот период доминирует графика. В искусствоведческих исследованиях не раз высказывалось почти единодушное мнение о том, что доминирование графики в якутском изобразительном искусстве 1960-х годов обусловлено характером миросозерцания народа, когда преобладает непосредственно-поэтический взгляд на мир. Некоторые исследователи даже высказали мнение о том, что этнической художественной традиции более адекватно такое качество искусства, как «скульптурно-пластические и графические формы», нежели «живописные»[7, с. 32].Пространственно-временной характер специфики графики в какой-то степени соответствует эпическому мироощущению якутского эпоса олонхо, в этом плане, например, гравюры А. Мунхалова, В.Васильева и В.Карамзина улавливают особенности национальной ритмики и поэтики.
Смена поколений в истории культуры любого народа играет важную роль в развитии художественной культуры. В этом контексте временные виды искусства наиболее выпукло отражают динамику современной жизни, в т.ч. и динамику душевной жизни народа.Так, в 1990-е годы на морфологическом уровне выделяется саха- театр, вобравший в себя все уровни взаимодействия искусств.
Креативная личность режиссера саха –театра А.Борисова близка в понимании театра к идеям Арнольда Арто: театр как ритуал[1]. При таком действии, актерское искусство превращается в акт сакральный, а эстетическое при таком видении театра трансформируется в религиозное. Такие метаморфозы образов можно увидеть в постановке олонхо «Кыыс Дебилийэ»(2001г.), где почти все персонажи исполняют в народном стиле-тойук. Таким образом, олонхо как феномен традиционной культуры сцементировал в единый ритуал современное искусство Якутии и сохранил ключ к тайнам древней культуры народа саха. Обращение саха-театра к феномену олонхо подводит многих исследователей к феномену «полистилистики» (А. Шнитке) в современном искусстве ХХIв. Известно, что полистилистика апеллирует к разным культурным эпохам и историческим пластам памяти, все это отразилось в постановкеолонхо(режиссер А.Борисов): архаические слова, ритуалы и песнопения, самодеятельность. Подобная целостность может оказаться противоречивой и внутренне неоднородной, мозаичной, значит «полистилистичной» по своей природе.
Между тем, следует заметить, что в истории русской художественной культуры на протяжении многих столетий действуютполярные, противоположно-направленные тенденции–центростремительная и центробежная. Первая связана с национально ориентированной тенденцией; вторая связана с адаптацией к западной культуре, торжеством всемирных и космополитических тенденций. От второй ответвляется третья тенденция, связанная с адаптацией к восточной культуре, с усвоением ее принципов и ценностей. Это также центробежная сила, парная к западничеству[4, с.998].
Однако, если транслятором западной традиции в Якутии является русская художественная культура, то, безусловно, такие же тенденции можно обнаружить и в якутской художественной культуре Якутии в 1990-х гг. Этот период является своеобразным переходным состоянием, которое порождает стремление к многообразию, синтезу и взаимодействию искусств. Нами обозначены существенные характеристики этого периода: усиление тенденции этноцентризма в творчестве современных художников, писателей, дизайнеров, режиссеров и активизация мифов, архетипов и личностей маргинального типа в городской среде. Идут поиски национального самосознания, коллективной идентичности, веры и религиозных представлений коренных народов Якутии; формирования новой модели вероучения – культа айыы (Тэрис, Мандар, Сайыына, Кондаков и др.). Существенной характеристикой институционального аспекта художественной культуры является формирование местных художественных школ в балете, в изобразительном и музыкальном искусстве. Все эти процессы протекают на различных уровнях взаимодействия художественной культуры и искусства, причем с различной скоростью, порождая, тем самым, сложную картину культурно-исторического процесса.
Этноцентрические или центростремительные тенденции наиболее выпукло проявились в творчестве Т.Степанова-реставратора и бытописца олонхо в якутской живописи 1980-90-х гг.; в исторических романах «Тыгын Дархан» якутского писателя Далана; романе Н.Лугинова «По велению Чингиз Хаана»; в постановках «Кудангса Великий»(1988) режиссера А.Борисова, в творчестве рок-групп «Чолбон»; в этномузыке М.Тумусова; в женской лирике якутских поэтесс 1990-х: Умсуры, В.Потаповой,Саргы-Куо, Сандаары и др; в якутском кино«Орто Дойду»(Срединный мир, 1992г.) режиссера А.Романова.
Центробежные тенденции в якутском искусстве следует рассмотреть особенно ярко в творчестве живописца Исая Капитонова в 1980– 2013 гг.; в творчестве молодых художников города, объединившись в группу «Флогистон» в 1990-хгг.; в творчестве академика-живописца старшего поколения Афанасия Осипова, а именно в цикле горных пейзажей Тибета, Гималай, Альпийских гор и верхоянских хребтов- Кисилях(2005-2010гг.); в постановке А.Бориса «Илиир Хоруол»(Король Лир), олонхо «Кыыс Дебилийэ» и др.
Все эти обозначенные тенденции обстоятельно не исследованы, но подводят нас к проблеме гибридизации культурной идентичности современной молодежи.На уровне менталитетов диалог культур субъективен, тенденциозен и направлен на самопознание, а глобалитеты же обращены к всеобщему, общечеловеческому и потому диалогичны – как по отношению к миру в целом, так и друг к другу. Важным механизмом диалога культур и цивилизаций в современном мире является соревнование глобалитетов культур. Ведь за каждым глобалитетом встает особая версия «всемирности», свой образ мира как целого. Эти тенденции можно увидеть в постановках современных молодых режиссеров саха-театра: «Сон щамана» по мотивам произведений А.Кулаковского и П.Ойунского ( 2013г., режиссер — Р.Тараховский); «Чиччик» по мотивам Э. Гоффмана ( 2013г., режиссер — Л.Иванова-Гримм) и в творчестве последних десятилетий живописца Исая Капитонова как проявление культурного универсума и процесса универсализации. Возможно, поэтому диалог культурных глобалитетов в современном искусстве в наибольшей степени способствует сближению и единству народов, как глобального «всеединства» ( по В. Соловьеву).
Вместе с тем, соотношение центростремительных и центробежных потоков в якутской художественной культуре конца ХХ-нач. ХХIвв. определяет характер движения внутренних и внешних процессов в искусстве. По сути в этноцентрических тенденциях современного искусства происходит процесс обособления, автономизации, выявляются этнические, регионально-типические особенности культуры. Они осознаются субъектами как важный источник энергии этноса. Наряду с поисками этнической, национальной и региональной идентичности людей (в 1990-х гг.) через обособление, перегруппировку пошел уже (в нач. 2010х гг.) процесс новый – становление интегрированных и центробежных потоков – цивилизационные универсалии и формируется философия диалога культурных глобалитетов. В результате поиски динамического равновесия двух тенденций – этноцентризма и центробежных сил, в которых проявляются имманентные свойства культуры – дифференциация и интеграция, существуют взаимодополнительно.
Список использованной литературы:
- Арто А. Театр и его двойник.- СПб.; М., 2000
- Маркарян Э.С. Наука о культуре и императивы культуры. — М., 2000. – С., 20-24
- Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996; Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997;
- Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходкую эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 1024с.;
- Покатилова И.В. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии. – Новосибирск: Наука, 2013. – 184с.;
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Согласие, 2010.- с.377-378;
- Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). – М., 1978, с.32.[schema type=»book» name=»Современное искусство в микродинамике художественной культуры Якутии на рубеже ХХ- ХХI вв» description=»Якутия как особый субрегион Дальневосточного Федерального округа предстает как обширная историко-культурная зона со специфическим способом деятельности ее культурной общности, внутри которой складывались и взаимодействовали разные этнические общности ( юкагиры, эвены, эвенки, якуты-саха, долганы, чукчи, русские ), обладающие целостностью существенных, устойчивых и динамичных признаков жизнедеятельности. Целью нашего исследования является попытка создания панорамы развития художественной культуры Якутии от древности до наших дней. Нами предлагается культурологическая парадигма системного исследования социокультурного опыта художественной деятельности Якутии конца ХХ-начала ХХI вв. в его динамике и современном состоянии.» author=»Покатилова Ия Володаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]