Женщина… как много заключатся в этом слове. Женщина это мать, это опора, это предмет восхищения. Женщина – это нежное, но в то же время очень сильное создание. Чаще всего на хрупкие плечи женщины возлагалась множество трудностей, препятствий, но она всегда выдерживала их. В разные времена отношение к женщине не было однозначным. Во все века, начиная с древних времен и по сегодняшний день, творцы воспевали женщину во всех видах искусства. В каждой культуре присутствовал «тёмный» и «светлый» лик женственности.
В разные времена, в разные эпохи был свой идеал женщины. Для первобытного общества, женщина — это прежде всего продолжательница рода. Не случайно первое изображение человека в древнем первобытном искусстве (в эпоху палеолита) — это статуэтки, изображающие женщин (палеолитические Венеры), у которых огромный живот и грудь, как символ продолжения рода. Лицо не изображалось, т.к. красота для первобытного человека не являлась предметом поклонения. В Древней Греции, напротив, красота принималась как дар Богов. Ей поклонялись, её обожествляли и в древнем Китае. Эталоном красоты здесь была женщина с маленькой ножкой. В средние века идеальная женщина должна обладать тактом, любезностью, светской обходительностью, благородством, разумом, способностью вести светскую беседу и прочим набором «благонравных» признаков. В эпоху Возрождения наличие высокого лба у женщины являлось знаком высокой духовности.
Идеал русской женщины представлялся долгие годы по канонам, сформулированным в «Домострое»: преданная мужу, самозабвенно заботящаяся о «чадах своих», домовитая хозяйка, бессловесная исполнительница «воли мужей». «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу», — говорится в одном из его постулатов. Русская красавица XVIII века отличается здоровьем и дородностью. С приближением эпохи романтизма мода меняется: бледность, меланхоличность становятся подтверждением глубины чувств.
Говоря о эпическом русском фольклоре, можно заметить, что чаще всего, повествование идет о подвигах мужчин. Женщина является лишь эпизодическим персонажем. Если о мужчине в русском фольклоре говорят, как о воине, то женщине отведена сторона чувств, душевных переживаний.
В фольклоре женщина предстает в самых разных ролях: Царь-девицы, воительницы, матери и мачехи, дочери и падчерицы, невесты, соперницы. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным, трагическим и комическим. Женщина в фольклоре выступает и как мудрая наставница, и как невинно гонимая жертва [1, 8].
Самый древний и притягательный образ русского фольклора — матери сырой земли, восходящий к языческим представлениям народа. Древнейшие мифы говорят о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придается воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский. «Лежала Мать – Сыра – Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать – Сыру – Землю, хороша ль, пригожа ль она?». Мать – Сыра – Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами…»[2,76].
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит о Татьяне Лариной, рисует ее “милые” привычки, характер, говорит о ее воспитании. В романе появляется героиня, которую автор называет “милым идеалом”, которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. [4]
Н.В. Гоголь писал: — «Клянусь, женщины гораздо лучше нас, мужчин. В них больше великодушия, больше отважности на все благородное; не глядите на то, что они закружились в вихре моды и пустоты. Если только сумеете заговорить с ними языком самой души, если только сколько-нибудь сумеете очертить перед женщиной ее высокое поприще, которого ждет теперь от нее мир, — ее небесное поприще быть воздвижницей нас на все прямое, благородное и честное, кликнуть клич человеку на благородное стремление, то та же самая женщина, которую вы считали пустой, благородно вспыхнет вся вдруг, взглянет на саму себя, на свои брошенные обязанности, подвигнет себя самую на все чистое, подвигнет своего мужа на исполнение честного долга и, швырнувши далеко в сторону все свои тряпки, всех поворотит к делу».
Для Л.Н. Толстого, красота – это «чистота нравственного чувства». Поэтому одним из самых обаятельных женских образов в романе “Война и мир” становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы. Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума. Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины [5,94].
Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, она никогда не унижается и всегда полна женской гордости и чести:
«Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.»
Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает твёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей. Может быть, поэтому она не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой.
Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира не встретишь таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души [8, 115].
Литература
- Русский фольклор: Хрестоматия для высших педагогических учебных заведений / Сост. проф. Н. П. Андреев. Изд. 2-е. М. – Л., 1938. С. 8.
- П. И.Мельникова – Печёрского «В лесах» Собр. соч. в 8 т., Москва 1976.
- Д. М. Балашов Русские народные баллады(сборник) 1983
- А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах, т.2, «ЕвгенийОнегин»; Изд. «Художественная литература», М.,1986.
- Л.Н. Толстой. «Война и мир»; «Просвещение», М., 1981.
- Русская советская поэзия.Сборник стихов. 1917-1947. М.:Художественная литература, 1948.
- В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т.10; М., 1956.[schema type=»book» name=»ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В КУЛЬТУРЕ» description=»В данной статье ставится задача рассмотреть образ женщины в культуре. Особое внимание обращается на внешний вид женщины, на человеческие качества, на то, как она ведёт себя в обществе. В доказательство приводятся примеры из истории и русской художественной литературы.» author=»Волкова Елена Александровна, Пуляева Алена Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]