Китайская поэзия является одной из важных частей китайской культуры. Её истоки берут начало с создания «Книги песен» в XI – VII вв. до н. э. На протяжении всей истории Китая поэты разных эпох Ли Бо (701—762 гг.), Ду Фу (712—770 гг.), Ван Вэй (699— 759 гг.) и др. обогащали традиции китайской поэзии. «Движение 4 мая» в 1919 г. и ставшее новым этапом в истории Китая, повлияло на все сферы общества. Этот период пробудил сознание широких слоев китайского общества и дал начало активному развитию литературы в Китае.
Новая современная поэзия уходит от структуры китайской классической поэзии. Главной особенностью новой поэзии является уход от старой формы стиха и использование вместо неё свободного стиха. Благодаря этому происходит образование новых поэтических жанров и стилей, стихи становятся более доступными для широких масс.
Одним из ярких поэтов современной поэзии является Ай Цин. Ай Цин (кит. имя-艾青) родился 27 марта 1910 г. в уезде Цзиньхуа. Рос в семье крестьянки-кормилицы. После окончания средней школы в 1928 г. поступил в Национальную академию искусств в Ханчжоу. Через год Ай Цин отправился в Париж с намерением заняться живописью. Вернувшись из Парижа в 1932 г., вступил в Лигу левых художников. В том же году его арестовали за выступление против партии Гоминьдана и заключали в тюрьму на три года, где он начал серьезно заниматься поэзией. В 1936 г. Ай Цин опубликовал первый сборник стихов, который назвал по имени своей кормилицы «Даяньхэ».
В период национально-освободительной войны (1937-1945 гг.) Ай Цин написал патриотические поэмы: «К солнцу» (1938 г.), «Он умер во второй раз» (1939 г.), «Факел» (1940 г.), сборники стихов «Север» и «Весть о рассвете». В 1941 г. прибыв в центр Освобожденных районов Яньань, вступил в КПК. Продолжал писать стихи о войне против японских захватчиков и о героизме советского народа в Великой Отечественной войне (поэма «Зоя» 1942 г.). В 1942 г. опубликовал несколько статей, направленных против утилитарного подхода к литературе и неуважения к писателю, чем вызвал критику в официальной печати.
После создания КНР Ай Цин занимал ряд ответственных постов в редакциях журналов, в творческих и общественных организациях. Также он выпустил сборник стихов «Радостный клич» (1955 г.), два сборника статей «О поэзии» (1949 г.). В 1953 г. под влиянием поездки в СССР на свет выходит сборник «Рубиновые звезды». После путешествия в Чили в 1955 г. Ай Цин написал цикл стихов об Америке. В 1957 г. он был причислен к «правым элементам» и отправлен в ссылку в Манчжурию. В течение шестнадцати лет его работой была чистка деревенских общественных туалетов. В 1973 г. вернулся в Пекин для лечения. К поэзии Ай Цин смог вернуться в 1978 году.
Одной из характерных черт поэзии Ай Цина является дух революции. Он переплетается с борьбой за свободу, за человеческую жизнь и главное за перемены в обществе.
— Где ты живешь? — Живу я в толще гор тысячелетних, в тысячелетнем камне я живу. — Ты очень стар? — Я старше гор, в которых я живу, и старше камня, старого, как горы. — Давно ль молчишь? — Тогда дракон лесами правил, и содрогался слой земной коры. — Не мертв ли ты? — Я мертв? О нет? Еще живу я в мире. Огня мне дайте! Дайте мне огня! «Разговор с углем» |
В данном стихотворении, написанном в годы национально-освободительной войны (1937-1945 гг.), прообразом угля выступает китайский народ, готовый бороться за свободу и за идеалы революции против японских захватчиков. Тематика созданных в этот период произведений формировалась временем и отображала духовное состояние общества.
Начиная с 40-х годов, писатель обязан был идти параллельно с политикой руководства Мао Цзэдуна. Должен был прославлять идеи марксизма-ленинизма или подвиги рабочих и крестьян, помогать сплотить народ против интервентов и др. Мао Цзэдун писал: «Произведение в известном смысле допустимо рассматривать в виде двигателя, колеса или серпа, но совсем не годится считать его украшением, скатертью на столе собрания или занавесками на окнах канцелярии». Те писатели, чье творчество не решало сугубо политические задачи, давая волю творческому индивидуализму, были подвержены критике и дальнейшей переработочной кампании. Ай Цин пытался отстоять свободу творчества, публикуя статью «Понимать писателя…», но руководство холодно восприняло её. Последующие переработочные кампании негативно сказались на его творческой активности.
Провозглашение КПК в 1949 г. привело к подчинению литературы нормам и целям «социалистического строительства». Литературное наследие большинства деятелей «Движения 4 мая» подверглось официальному осуждению вследствие его чрезмерного индивидуализма и сентиментальности. Одновременно в новой, ультрареволюционной прозе, как ни странно, возродились многие черты, свойственные литературе старого Китая, но чуждые литературным принципам «Движения 4 мая»: схематизм сюжета и условность характеров, отказ от индивидуального стиля, стремление развлечь читателя, утверждение незыблемости существующего порядка и др. Структура стихотворений не только не претерпела изменений как в период «Движения 4 мая», а наоборот сохраняла все формальные особенности китайского классического стихосложения. Данные особенности присущи стихотворениям Мао Цзэдуна, которые приобрели всенародную популярность.
В 1957 г. Ай Цин был зачислен в «правые элементы». Его обвинили в индивидуализме, зазнайстве, самокопании и т.д. «Увлеченность» Ай Цина зарубежной тематикой, прославление Советского Союза засчитывается ему как тяжкий проступок в литературном трибунале.
…Звезды Кремля сияют! И в грозные наши дни Правду, силу, отвагу Людям несут они! из поэмы «Рубиновые звезды» 1953г. |
Литература в период «Культурная революции» (1967-1976 гг.) была в забвении. Гонения на интеллигенцию, жесткий контроль в литературе привели к её истощению. Весь тираж того времени составляли цитатники Мао Цзэдуна.
Ай Цин один из первых прервал гробовое молчание после «культурной революции» в литературе. Среди первых стихов, опубликованных им после 20-летнего разрыва с поэзией, оказалась поэма «На гребне волны» (1978). В ней Ай Цин обличает фарс последнего десятилетия, показывает схватку света и тьмы, демократии и абсолютизма. В стихотворение «Гимн лучу» Ай Цин уподобляет себя солнцепоклоннику, верующему в его силу, и стремится раскрыть глубинную суть исторической неизбежности торжества Света:
…Все тираны, Лукавые царедворцы, Все ненасытные, алчные, Дабы побольше урвать и присвоить, Тщились тысячью способов преградить путь свету, Ибо свет нес людям прозрение… «Гимн лучу» 1979г.
|
Самоценность человека и его созидающая роль в мире бесконечно велики; они особенно значительно в его борьбе за свет, за утверждения на земле справедливости. Основной пафос его творчества — утверждение величия жизни и человека в ней.
Творчество Ай Цина после «возвращения» свидетельствует о высокой сопротивляемости духа китайской интеллигенции, выдержавшей нечеловеческие испытания и сохранившей в себе те нравственные и гражданские качества, ту веру в гуманистические и демократические идеалы, которые китайская литература унаследовала от патриотического «Движения 4 мая».
Список литературы:
- URL:
- Рахманин, О. Б. Из китайских блокнотов. О культуре, традициях, обычаях Китая. — М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1982. — 112 с.
- Серебряков Е.А., Родионов А.А., Родионова О.П. — Справочник по истории литературы XX в. 2005-32
- Черкасский Л.Е. Ай Цин — подданный Солнца. М., 1993—195с.;
- Черкасский Л.Е. В поисках заветной звезды. Китайская поэзия первой половины XX в. 1988— 350с.
- 铁凝新语:“最伟大的歌手”艾青 2010。[schema type=»book» name=»Литературное творчество Ай Цина 50-70х гг.» description=»В статье рассматривается творчество китайского поэта Ай Цина. Особое внимание уделяется изменению тематики его произведений. Также в статье представлены исторические события, повлиявшие на развитие китайской поэзии 50-70х гг.» author=»Белинский Владислав Сергеевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]