Род князей Репниных ведет свое происхождение от князя Михаила Всеволодовича (Михаила Черниговского). Одним из самых известных его представителей является Николай Васильевич Репнин (1734-1801). Военная карьера будущего генерал-фельдмаршала началась в одиннадцатилетнем возрасте, когдаон был записан в лейб-гвардии Преображенский полк солдатом. С 14 лет Николай служит в действующих армейских частях. Во время Семилетней войны за боевые отличия князь Николай Репнин (ему было тогда 24 года) произведён в гвардии капитаны, 2 апреля 1762 года – в генерал-майоры, а 11 ноября 1763 года был подписан Указ о его назначении в Речь Посполитую полномочным министром. После смерти графа Кейзерлинга руководство польскими делами полностью сосредоточилось в руках князя Репнина. За шесть лет пребывания в Варшаве он фактически управлял Речью Посполитой, действуя от имени Екатерины II.
В Русско-турецкую войну 1768—1774 за «пример мужества, служивший подчинённым к преодолению трудностей, к неустрашимости и одержанию победы», князю Николаю Васильевичу Репнину был пожалован орден Святого Георгия 2 класса, и впоследствии он отправляется чрезвычайным и полномочным послом в Турцию, где ему приходится решать задачу укрепления мира между двумя странами.
Во время Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Н. В. Репнин служил в Екатеринославской армии, участвовал участие во взятии Очакова и в боях у Измаила, победоносно командовал армией в битве под Мачином. 8 ноября 1796 года, на третий день по восшествии Павла I на престол, Николай Васильевич Репнин был пожалован в генерал-фельдмаршалы.
Интересным остается практически неизученный интерес Н. В. Репнина к китайской культуре. Сохранились сведения как минимум о двух архитектурных постройках, выполненных в стиле «шинуазри»: в его усадьбе Воронцово и в загородном доме, находившемся на Петергофской дороге под Петербургом.
Усадьбой Воронцово семья Репниных владела, начиная с XVII в. А.Н. Греч называл эту усадьбу «прекрасно устроенной и украшенной». Ансамбль построек стилистически схож с башнями Большого моста в Царицыне, сооруженного В. И. Баженовым. Авторство усадьбы приписывается Баженову, Казакову и Кваренги, но после пожаре 1812 года достоверные архивные данные по этим постройкам до сих пор не обнаружены. Во второй половине XVIII века с двух сторон от дома (первоначально деревянного на каменном фундаменте) были возведены две служебные постройки, расположенные симметрично к северу и к югу относительно главной композиционной оси. Кроме того, до наших дней частично сохранился «готический» ансамбль въезда, который также относится ко времени Н. В. Репнина.
Для нас любопытното обстоятельство, что одним из сооружений этой усадьбы был «Китайский домик». Возможно, «Китайский домик» использовался как жилое здание. Сохранились сведения, что здесь жил хороший знакомый Репнина, Яков Иванович Булгаков (1743-1809) и его внебрачные сыновья Александр (1781-1863) и Константин (1782-1835), впоследствии получившие фамилию Булгаковых. Само название свидетельствует о стиле постройки. Однако ни его изображения, ни какой-либо подробной информации о нем пока не обнаружено. Вероятно, она была выполнена по образу и подобию аналогичных построек екатерининского времени. Мы надеемся, что дальнейшая работа в архивах позволит обнаружить новые материалы, посвященные «Китайскому домику».
По мнению М. Ю. Коробко [2], увлечение Репнина «китайщиной» могло отразиться и «на убранстве и архитектуре других зданий и сооружений, в том числе господского дома, а отсюда могло попасть и в соседние Черемушки, с владельцами которого Н. В. Репнин был достаточно коротко знаком и даже породнился». Усадьбой Черемушки с начала 1780-х гг. владел генерал-майор Сергей Александрович Меншиков — внук сподвижника Петра I. При нем был выстроен каменный конный двор, четырёхугольный в плане, с въездными башнями с ярусными крышами в стиле «шинуазри».
Несколько больше сведений сохранилось об усадьбе Репнина под Петербургом на тогдашней Петергофской дороге (она находилась сразу за мызой Александра Григорьевича Демидова (1737–1802), где располагалась его дача, построенная в 1769–1770 гг.) При этом пока точно не известно, кто именно является инициатором ее постройки. Им мог быть и Петр Иванович Репнин (ок. 1718–1778, дипломат Елизаветинского времени, камергер времен Екатерины II), который по некоторым сведениям, был владельцем участка в середине XVIII века – в период расцвета стиля «шинуазри» в России.
Наиболее подробное и обстоятельно описание этой постройки приводит М. И. Пыляев, который называет ее великолепной: «Дом, по описанию того времени, был в китайском вкусе. Постройка была деревянная и состояла из двух домов, соединенных между собою крытою длинною колоннадою. Главное строение имело множество небольших комнат, обитых китайскими обоями, коврами; в комнатах вся мебель была китайская, преимущественно фарфоровая, бесчисленное количество таких же кукол, идолов и бронзовых вещей наполняло все ходы и коридоры в доме… Сад перед домом был разбит также в китайском вкусе, с небольшими подстриженными деревьями, на пригорках стояли скамейки, беседки, качели, грибки и другие затеи вельможного барства. За домом тянулся на далекое пространство парк в английском вкусе, с мостиками, прудами, храмами, эрмитажем и т. п. постройками». [4] Судя по обилию «китайщины» в предметах внутреннего убранства (мебель, ковры, аксессуары), интерес хозяина дома к восточным мотивам не мог быть случайным, и высока вероятность того, что и в усадьбе Воронцово стиль «шинуазри» был представлен не менее богато.
Тема отражения «китайщины» в архитектуре и убранстве русских усадеб XVIII века на сегодня освещена в литературе крайне фрагментарно, и мы надеемся продолжить изыскания в этом направлении. По сравнительно немногим постройкам и интерьерам, а также предметам декора, представляющим стиль «шинуазри» того времени, которые сохранились (или были восстановлены) в России до наших дней, тем не менее, можно судить о масштабах интереса к китайской (шире – восточной) изобразительной традиции со стороны представителей знати того времени. Однако если «китайские» дворцы, и «китайские» кабинеты, принадлежавшие членам царской семьи, сохранились хотя бы в какой-то степени, то постройки и интерьеры стиля «шинуазри», составлявшие часть быта их сподвижников, сановников, военачальников и т.д., как правило, доходят до нас лишь в виде косвенных описаний, упоминаний и зачастую просто названий в воспоминаниях современников.
Очевидно, что по мере смены моды на стиль предметы прежних увлечений теряют свою привлекательность. Строгий классицизм, а впоследствии ампир пришли на смену легкому, изящному рококо, мода на ориентализм прошла. Восстановлению вышедших из моды строений и предметов наследники порой уделяли мало внимания, а пронесшиеся над страной и миром исторические катаклизмы ускорили естественный процесс энтропии материальных памятников культуры, и сейчас сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Стиль «шинуазри» отметил одну из самых любопытных страниц в истории России, и поиск его особенностей и места в культурно-историческом контексте не теряет актуальности и сегодня.
Литература
- Дома и домики Петра – СПб., 2015. – 496 с. Русский биографический словарь. Т. 16. СПб. 1913. – С. 93—117
- Коробко М.Ю. Москва Усадебная. Путеводитель. – М., 2005.
- Перлин П.В. У истоков стиля «шинуазри» в России: Лаковый (Китайский, Японский) кабинет в Монплезире. // Евразийский Научный Журнал – 2016 – №8
- Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. – СПб., 1996. – С. 140.
- Репнин, Николай Васильевич //Ртищевская краеведческая энциклопедия [Ртищево, 2012]. URL: Репнин,_Николай_Васильевич (дата обращения 23.06.2016)
- Яковлев В.В. Манифест вольности дворянству // Три века Санкт-Петербурга. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 1. – СПб., 2001. – С. 574-575.
- Яковлев В.В. Шлиссельбург // Три века Санкт-Петербурга. Т. 1. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. – СПб., 2001. – С. 535-536.[schema type=»book» name=»К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ КИТАЙСКОГО СТИЛЯ В УСАДЕБНОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII В. (НА ПРИМЕРЕ УСАДЕБ Н. В. РЕПНИНА)» description=»В статье поставлен вопрос об особенностях интереса к «китайщине» в России и отображения этого стиля в быте и усадебной культуре XVIII в. на примере двух усадеб князя Н. В. Репнина.» author=»Перлин П. В.» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-09″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]