Номер части:
Журнал

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА // Евразийский Союз Ученых. Культурология. ; ():-.





Русские архитектурные школы как школы профессионального мастерства обладали уникальными традициями, процесс формирования которых завершился ко второй половине XIX века. Здесь и далее под «архитетктурной школой» мы понимаем: «…явление культуры, складывающееся в определённый исторический период, характеризующееся значимостью художественной идеи и общностью художественной парадигмы представителей школы. Важнейшим аспектом архитектурной школы является трансляция и сохранение традиций в архитектуре» [4,с. 124]. Одной из важнейших национальных школ архитектуры являлось архитектурное  отделение Императорской Академии Художеств (ИАХ). Школа профессионального мастерства, или архитектурная школа, в данном контексте рассматривается, как явление русской культуры второй половины XIX века.

«Школа» сохраняет свою уникальность и автономность благодаря, сформированным ею, традициям. Содержание традиционных основ школы подготовки профессиональных архитекторов затрагивает  историческую специфику, методологическую основу и главенствующую художественную идею представителей школы. Более того, одним из важнейших признаков «школы» является непременная трансляция характерных для неё традиций. Примером реализации традиций академической архитектурной школы  является архитектурное творчество русских зодчих второй половины XIX века, выпускников ИАХ.

Процесс формирования традиций «школы архитекторов-академиков» рассмотрен с позиций структурно-функционального подхода. Выявленные особенности кристаллизации традиционного ядра школы приведены на Рис 1.

Первый (I), самый низший и физически ощущаемый, уровень –материальный. Он напрямую связан с тем, каким образом организован учебный процесс школы. Это этап, в процессе которого, будущий архитектор «погружается в поле академических традиций».

Второй уровень (II) раскрывает содержание ментальных установок представителей школы. Результатом воспринятых на ментальном уровне традиций будут являться «метод мышления в архитектуре» представителя школы и его активное участие в архитектурно-строительном процессе эпохи.

Третий (III) уровень раскрывает сущностное ядро традиций школы, а именно, ее главенствующую художественную идею в культурно-историческом контексте эпохи.

Рис 1- Процесс формирования традиции архитектурного отделения Академии

Проведенное исследование процесса формирования традиций академической архитектурной школы второй половины XIX века указывает на их  уникальность и значимость для русской культуры. Так, например, актуализация «классических образцов» являлась не только основой ремесленной подготовки в Академии, но и главнейшим принципом «постановки архитектурного мышления». Теснейшая связь теории и практики в методике обучения на архитектурном отделении проявлялась в проведении обязательных летних практик студентов, а так же в совместной работе с преподавателями–наставниками на архитектурных объектах. Знаменитые студенческие диспуты на темы архитектуры повлияли на организацию профессиональных  сообществ, выпуск печатных художественно-критических изданий. Общественные экзамены, предусмотренные уникальной академической системой подготовки архитекторских кадров, ускорили национальный художественный выставочный процесс.

Идейные предпосылки открытия Императорской Академии Художеств, заложенные еще Петром I, были сохранены и составили сущностное ядро ее архитектурной школы. Основная художественная идея представителей школы – сформировать новую национальную архитектуру. На протяжении ста лет мощная государственная поддержка и своеобразный политический заказ обеспечивали жизнеспособность этой идеи. Процесс особенно активизировался во второй половине XIX века в силу политических, социальных, экономических, и культурных предпосылок. «Архитекторы-академики», то есть, выпускники академического отделения ИАХ, активно участвовали в процессе реализации главной художественной идеи школы.

Таким образом, одна из ведущих национальных архитектурных школ – школа архитекторов-академиков – во второй половине XIX века завершила процесс формирования собственных уникальных традиций и активно включилась в многообразно проявляющийся процесс трансляции идеи о новой русской архитектуре.

Список литературы:

  1. Борисова, Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века/ Е.А. Борисова. – М., 1971. – 239 с.
  2. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. – Москва: Искусство, 1956. – 519 с.
  3. Петров, Н.П. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования/ П.Н.Петров, Части 1 – 3.– Спб., 1864 –1887.– 625с.
  4. Ильина, Е.В. Предпосылки возможного определения понятия «архитектурная школа»/ Е.В. Ильина//Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2013. – №3(10) часть 2. – С. 121 –125.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА» description=»В данной статье рассматривается процесс формирования традиций архитектурной школы. Дается рабочее определение «архитектурной школы» в контексте преемственности её традиций. Анализируются «уровни бытования традиции» на примере организации методики обучения в Академии Художеств. Выявляется значимость традиций академической архитектурной школы для русской культуры второй половины XIX века. На основе структурно-функционального подхода предлагается общая модель процесса формирования традиций школы. Раскрываются основные формы проявления традиций в культурно-историческом контексте эпохи. Обозначается главенствующая художественная идея академической архитектурной школы, составляющая ядро традиций.» author=»Ильина Елена Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх