Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РОЛЬ ГОР И ГОРНОЙ СРЕДЫ В МИРОПОНИМАНИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ КАВКАЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РОЛЬ ГОР И ГОРНОЙ СРЕДЫ В МИРОПОНИМАНИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ КАВКАЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Культурология. ; ():-.

Древнейшая и богатейшая история гор свидетельствует, что эти исполины были местом столкновения и взаимовлияния самых разных цивилизаций, в результате чего сформировалась специфика горского населения, которая заметна и по сей день. В данной связи уместно будет напомнить о том, что в современной макрокомпаративистике, основателем которой является выдающийся российский лингвист С.А. Старостин (19532005), северокавказская семья включается в сино-кавказскую макросемью. Си́но-кавка́зские языки (де́не-кавказские) – гипотетическая макросемья (объединяет несколько языковых семей и изолированных языков Евразии и Северной Америки) не является общепризнанным объединением среди лингвистов, однако пользуется широкой популярностью среди сторонников глубинной компаративистики [14].

       Исследователи обращают внимание на то, что в изучении значения гор в истории мировой цивилизации имеются различные гипотезы и предположения о роли вертикальной горной системы в выпрямлении человека, об особом социально-психологическом типе и взаимоотношениях людей, о формах правления в горных сообществах и многих иных аспектах горных регионов, но полностью они не изучены, как и целый ряд других проблем.

В данном случае нас интересует тот факт, что на определенном этапе бытия у человека формируется свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, Вселенной на основе представлений о себе и о мире. Современные ученые В.Н. Топоров, Г.Д. Гачев и П.С. Гуревич давно используют понятия «модель мира», «образ мира», «картина мира» в разных аспектах исследования, вместе с этим этимологически не разделяя их  [10, с. 11-12]. Следуя по их стопам, констатируем, что человек не может существовать без образов и картин, составляющих модель мира. А мифологичность сознания древнего человека определила мифологичность пространственных образов. Мир видимый становится и миром образным.

В картине мироздания землян горы занимают особое место. У многих народов «Гора Небесная» (как противопоставление подземному Аду) – это свод (арка) небес, над которым высится трон Господа, Творца всего сущего. У античных греков гора – это обитель богов, прежде всего тех, которые покровительствуют плодородию; место вечной любви, но также и место для погребения погибших героев. Гора в различных древних верованиях была символом, как плодородия и плодовитости, так и бесплодия. Эти и подобные им противоречия во многом объясняются иным миропониманием равнинно-земледельческих народов, которых устрашало и ошеломляло сплошное скопление грандиозных скалистых массивов гор, создававших впечатление, будто земля хочет достать до неба…

Объяснение указанному противоречию Г.Д. Гачев видит в том, что на Кавказе в миропонимании вроде бы «не должна действовать модель Мирового дерева», т.к. «Небо умалено здесь — заслонено горными пиками … Небо уступает часть своей власти и мощи и смысла — ГОРАМ». Вместо мякоти Дерева «здесь жесткость Горы-камня». Но поскольку «Человек — срединен между Небом и Землей, то и Горы — тоже таковы: братья человеку. Так же и Дерево — брат ему, и мудрость равнинно-земледельческих народов с ним сообразуется. Древо — растет, модель изменений: сезоны, времена года, тоска и надежда, обновление, возрождение…» [2, с. 38, 133-134]. Гора – это некое Древо Космоса, Древо Жизни с корнями, как бы вросшими в небо, листвой, покрывающей Землю; Древо, опрокинутое своей кроной вниз, к почве.

Построения Гачева подтверждаются артефактами, свидетельствующими, что жизнедеятельность среди вздымающихся каменных громад и глубоких ущелий наложила отпечаток на мировоззрение горцев, для которых камень и дерево стали культом.

Реликты прежних домонотеистических верований обнаруживаются, к примеру, в материальной и духовной культуре табасаранского народа Республики Дагестан (РД). К таковым, по мнению исследователя Р.И. Сефербекова, можно отнести типологически и генетически однородные культовые сооружения, расположенные в окрестностях ряда селений, называемые местными жителями «Праздничные камни», у которых дагестанские горцы проводили различные религиозные обряды [9].

       Все эти памятники расположены в урочищах – на возвышенностях, на вершинах гор, краях плоскогорий, заканчивающихся обрывами. Вплоть до настоящего времени «Праздничные камни» используются жителями дагестанских селений Ничрас и Тураг в обрядах вызывания дождя и солнца. М.И. Исрапилов считает, что «Праздничные камни» близ села Ничрас служили древней солнечно-лунной обсерваторией, что это «типичные древние солнечные и лунные часы-календарь – почти аналог «Стоунхендж-1» с «алтарем» в центре» [6, с. 271-272, 277].

       В табасаранском селении Тураг до недавнего времени использовали «Праздничный камень» (высота 2 м, ширина – 92 см, толщина – 20 см) как солнечный ориентир, а в прошлом у этого камня проводились и метеорологические обряды. Помимо «Праздничных камней» и антропоморфного памятника в этой местности имеются и другие объекты культа: в двух километрах к северу – семь почитаемых местными жителями священных дубов. В одном километре от селения Вертиль (Хивский район РД) в культовом сооружении условно именуемом «мечеть праздничной молитвы» (в процессе исламизации языческие святилища были преобразованы в так называемые «открытые мечети») есть плиты, украшенные орнаментальными сюжетами «древо жизни» (см. выше — «Дерево – брат…». – С.М.). Здесь же у «мечети» рассматривались внутрисельские и межсельские конфликты, и заключались примирения («маслааът») враждующих сторон.

       Как правило, место нахождения этих камней до сих пор табуировано: нельзя трогать плиты, косить траву и пасти скот. Люди, построившие храм-святилище под открытым небом, предположительно, считали его «микрокосмом», «духовным центром мира», «местом пребывания божества на земле», «местом встречи трех миров», а имеющую фаллическую семантику центральный столб – одновременно axis mundi и Космическим Древом. Впрочем, в прошлом он мог быть и тотемным столбом, изображать божество-патрон, дух или силу природы [7, с. 126, 331, 353].

       На некоторые камни уже «после принятия ислама были нанесены надписи арабским шрифтом почерками куфи и насх». Объяснение этому факту Г.П. Снесарев видит в том, что для новообращенного мусульманина «Бог Корана был непонятен». Даже прочитав Коран с первой суры до последней, верующий мусульманин «не мог реально ощутить этот образ, особенно на ранних этапах исламизации, когда новообращенный еще не отвык зримо представлять свое божество» [12, с. 32]. Р.И. Сефербеков считает, что антропоморфный столб в «мечети праздничной молитвы» у села Вертиль и антропоморфное изображение на каменной плите в «молитвенном доме» у села Сертиль можно отнести к зримым объемным и плоскостным изображениям божества на ранних этапах исламизации табасаранцев. В.Н. Басилов напоминает, что «наиболее отчетливо связь почитания святых с прежними религиями проступает в тех случаях, когда мусульманская (и христианская. – С.М.) святыня находится на месте известного языческого капища» [1, с. 9]. Подобная практика замещения, как известно, позволяла новым религиям быстрее упрочить свои позиции.

       В селениях Вертиль и Ничрас культовые сооружения «включали в себя также и каменные ступенчатые минбары. Такую же форму имел и антропоморфный памятник (менгир)», являвшийся компонентом «Праздничных камней» в селе Межгюль. На этих минбарах восседали имамы (заменившие жрецов) «во время коллективных молений и обращений с проповедями». По своей форме минбары напоминают каменную лестницу, в которой Р.И. Сефербеков, вслед за В.Н. Топоровым и Дж. Купером, усматривает аналогию с  мифопоэтической традицией, имеющей глубокую символику — лестница «является образом связи верха и низа, разных космических зон, коммуникации между мирами богов, людей и умерших [9; 13, с. 50-51]. Соответственно, лестница имеет значение мировой оси, что, в свою очередь, связывает ее с Космическим Древом и столбом. Кроме того, лестница олицетворяет доступ к «реальности», абсолюту, к трансцендентному, переходя от «нереального» к реальному, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию» [7, с. 179].        Сохранившиеся у табасаранцев культовые сооружения имеют аналоги на Северном Кавказе: у ингушей (село Фуртоуг) [5, с. 273] и у вайнахов [4, с. 94-113; 11, с. 212].

       Своя специфика существовала и в архитектурно-домостроительной культуре горских народов Кавказа, но при этом отличалась значительным типологическим разнообразием поселений и жилищ в зависимости от природно-географической среды обитания, спецификой рельефа, неравномерностью социально-экономического развития отдельных народов региона в прошлом, а также этно-культурными особенностями. К примеру, в каждой сакле дагестанца обязательно имелся опорный столб — символ «древа жизни» и пространства мироздания. Мировоззренческие аспекты получили свое выражение и в домостроительном творчестве горского населения, которое, скорее всего, вплоть до начала XX века оставалось сферой народного творчества, реализуя свои представления о пространстве и времени.

       Горцы живут там, где «земля и так уже человеческой вертикалью поднята». Если на равнине «город начинается с двухэтажности» где «человек не на земле, а на голове человека стоит» (второй этаж, третий и т.д. – С.М.) и город «городится над землей», то в горах город в утробе земли. В данном случае речь у Гачева идет о том, что в каменистую плоть/твердь гор в седой древности вгрызались люди (точнее, пользовались естественными пещерами. – С.М.), чтобы найти кров (укрыться) в пещерах и пещерных городах [2, с. 11-12, 75].

       Думается, что это наблюдение Гачева следует дополнить самобытной архитектоникой многих высокогорных аулов Дагестана, где крыша одного дома служит полом (основанием), а зачастую и двориком для другого. Вгрызаясь в гору и «цепляясь» друг за друга (как звенья одной цепи), надстраиваясь по склону горы уступами, как бы поднимаясь по ступеням лестницы, жилища аульцев возносились к вершинам гор, создавая уникальную архитектуру горных небоскребов, среди шума камнепадов и рокота рек – «музыки горного космоса».

       Наше дополнение/наблюдение не литературный изыск. Вот как, например, описывал высокогорные аулы архитектор А.Ф. Гольдштейн, путешествовавший по Дагестану в середине XX века: «Вот на голом склоне горы — поселение. Рожденные из камня этих гор, каменные коробки с плоскими крышами теснятся друг к другу». Так же и другое «селение прилепилось к крутому склону горы, как гнездо. На фоне титанических громад оно кажется игрушкой, выглядит как макет. В то же время оно не инородно в этой среде, а как бы органично присуще своему окружению. Горное да­гестанское селение имеет вид цельной компактной массы, коричнево-серой, как эти горы. Для человека, привыкшего к тому, что населенный пункт распластан на земле, по горизонтали, странно видеть поселение, дома которого рас­положены по вертикали, возвышаясь ярусами друг над другом, в виде как бы многоэтажного сооружения, усеян­ного, словно соты, темными впадинами лоджий. Как будто стоит один огромный многоэтажный дом с глазницами не­регулярно разбросанных окон; как будто видишь фасад огромного сооружения, впаянного в скалу. Селение вписано в пейзаж как часть этих гор — оно и есть их часть, из этого же камня и с таким же лаконично-суровым обликом» [3, с. 61, 70].  Характеризуя основную особенностью архитектурного языка народных ма­стеров Дагестана, Г. Я. Мовчан отмечает его предельную простоту и не­посредственность, прямоту выражения мысли: «Здесь каждая форма целиком и полностью продиктована прямым ее смыслом, прямым на­значением, для которого она создана в действительности» [8, с. 133-135]. Названные выше качества самобытного зодчества северокавказских горцев делают его в чем-то созвучным современной архитектуре.

       Развивая тему символики лестницы применительно к типу жилищ в аулах Дагестана и следуя построениям Гачева, невольно можно прийти к мысли о вероятности реального вклада древних горцев в созидание сотен микро-мировых осей на скалах гор, вершины-антенны которых устремлены в Космос, связывая Землю с Космическим Древом. А устойчивость постоянной связи с Небом обеспечивалась сооружением храма под открытым небом (см. выше) – такое вот надежное комплексное решение вопроса при отсутствии нанотехнологий!

       В исследовании роли горной среды в историко-философском и культурологическом плане еще много лакун и если следовать горной тематике – недостаточно изученных ущелий, каньонов и вершин. Оригинальные исследования Г.Д. Гачева приоткрывают завесу над одним из возможных путей дальнейшего развития науки монтологии (иначе – гороведение, орология), предметом которой являются все природные, социальные, политические, экономические, культурные и экологические проблемы горных территорий.

Список литературы

  1. Басилов В.Н.  Культ святых в исламе. М.: «Мысль», 1970. — 144 с.
  2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Кавказ. Интеллектуальные путешествия из России в Грузию, Азербайджан и Армению. М.: Издательский сервис, 2002. — 411[1] c.
  3. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М.: Советский художник, 1977. — 330 с.
  4. Далгат  Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 г. Владикавказ, 1893. Вып. Кн. 2. С. 94-113.
  5. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А.  Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: Алетейа, 2005. — 472 с.
  6. Исрапилов М.И. Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене. Махачкала: «Юпитер», 2003. — 430 с.
  7. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. — 401 с.
  8. Мовчан Г.Я. Жилище нагорного Дагестана в XIX-XX вв. // Дис. … д-р ист. наук. М., 1945-1950. Т.2.
  9. Руслан Сефербеков. «Праздничные камни» и «мечеть праздничной молитвы» – культовые сооружения табасаранцев: (дата обращения: 18.12.2014).
  10. Санжеева Л.В. Концепция модели мира в культуре (образ мира – картина мира — модель мира: соотношение понятий). Санкт-Петербург: Астерион, 2010. — 45 с.
  11. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-27 гг. Владикавказ, 1928. С. 187-216.
  12. Снесарев Г.П.  Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. — 212 с.
  13. Топоров В.Н. Лестница // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 50-51.
  14. https://ru.wikipedia.org›wiki/Сино-тибетские_языки (дата обращения: 28.11.2014).[schema type=»book» name=»РОЛЬ ГОР И ГОРНОЙ СРЕДЫ В МИРОПОНИМАНИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЦЕВ КАВКАЗА » author=»Муртузалиев Сергей Ибрагимович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa https://aayc.uns.ac.id/ slot gacor
404: Not Found