Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Евразийский Союз Ученых. Культурология. ; ():-.

В российское образование, по мнению современных ученых, внедряются эффективные инновационные методы организации и проведения аудиторных и внеаудиторных занятий в рамках преподавания социально-гуманитарных дисциплин [1, с. 28]. Технологии, о которых далее пойдет речь, разработаны и успешно применяются автором данной статьи в преподавании «Философии» и «Культурологии».

Как показывает опыт для целенаправленного развития познавательной культуры в области философского знания у студентов технического вуза недостаточно следовать традиционным формам изучения программного материала, преподавателю необходимо уделять внимание инновационным методам. В настоящее время существует богатый арсенал моделей обучения, которые результативно используются в учебном процессе. В качестве примера рассмотрим методику проведения семинарского занятия по философии – «Проблемное поле философии науки». В первой части семинарского занятия используется деловая игра «История науки» с элементами проблемной ситуации. В ходе аналитической беседы студентам предлагается  ответить на вопросы: «Что такое наука?», «Является ли возникновение науки закономерностью в развитии человеческой истории и культуры?», «Под влиянием каких факторов наука возникает и развивается?», «Что такое лженаука?», «Могут ли объективные и субъективные ошибки из истории различных наук перерастать в лженауку?».

При изучении материала о возникновении науки и её сущности анализируются фрагменты текстов философов, исследовавших проблемы истории науки. В результате работы с первоисточниками студенты воссоздают закономерности возникновения науки в человеческой истории, знакомятся с факторами, оказавшими влияние на развитие науки, отвечают на вопрос, почему цензура может создать тепличные условия для возникновения лженауки. Эти цели достигаются путем организации беседы эвристического типа.

При изучении вопросов предмета, задач истории науки и проблемы её классификации применяются приемы сравнительного анализа и заполнение таблицы «Особенности моделей классификации наук». В этой части практического занятия методическая грамотность в подборе преподавателем приемов заключается в разумном сочетании образных и логических приемов, соотношении эмпирического и теоретического уровней обучения, что позволяет сформировать у студентов представления о систематизации научного знания.

Помимо традиционного чтения лекций, проведения практических занятий и выполнения аудиторных контрольных работ, важнейшим элементом процесса обучения является организация самостоятельной работы учащихся. Среди форм и методов внеаудиторной работы студентов получила применение организация посещения музеев г. Новокузнецка и изучение объектов культурного наследия во время интерактивных экскурсий.

Летом 2015 г. новокузнечане будут отмечать 397-летие со дня основания Кузнецкого острога (ранее Сталинск, ныне Новокузнецк). Многое изменилось со времен становления города. В настоящее время Новокузнецк – промышленный город с современными жилыми, культурно-просветительными и административными зданиями. И лишь внимательному горожанину открываются уникальные памятники истории и культуры. Однако большинство новокузнечан часто полностью погружены в повседневную жизнь, забывают о культуре, находятся в неведении относительно историко-культурной специфики города. Поэтому мной было решено организовать для студентов СибГИУ в рамках дисциплины «Культурология» увлекательные интерактивные экскурсии по г. Новокузнецку, чтобы учащиеся смогли окунуться в прошлое, увидеть и изучить множество уникальных архитектурных объектов и памятных мест эпохи индустриализации. В век глобализации, мощнейшего развития информационных технологий, студенты новокузнецких высших учебных заведений находятся в неведении относительно историко-культурной специфики города. Необходимо тщательно изучить и осознать необходимые перемены нового образовательного стандарта, и прежде всего в подходах к развитию форм и методов познавательной самостоятельности студентов, способствующих проявлению их творческой деятельности, интереса к истории родного края. Если ничего не сделаем сейчас для развития культуры среди молодежи, то мы можем так и остаться с гламурными журналами, которые когда-то «открыли» нам окно в Европу. Поэтому организация внеаудиторных посещений студентами музеев, арт-галерей, памятников истории и культуры, расположенных в городе Новокузнецке, благоприятна для достижения таких образовательно-воспитательных целей, как освоение учащимися социокультурных ценностей, поддержание позитивного эмоционального настроя, формирование культуры личности и воспитание гражданина-патриота.

Студентам был предложен перечень наименований интерактивных экскурсий, среди которых были следующие темы:

  1. «В поисках города-сада»
  2. «Театральная площадь – встреча с прекрасным»
  3. «Улица Кирова – история города в архитектуре»
  4. «Площадь побед – от Кузнецкстроя до наших дней»
  5. «Новокузнецк-православный»
  6. «Памятные места Кузнецка»

Все шесть тем вызвали большой познавательный интерес у студентов. Но особенно активно они знакомились с историей строительства социалистического города Новокузнецка, достопримечательностями Театральной площади и её окрестностей, а также возникновением одной из главных артерий города – улицей Кирова.

В ходе экскурсий студенты не были ограничены объективированными историческими сведениями, они могли составить личностное отношение к фактам прошлого, а их рассуждения и впечатления были отражены в отзывах. Приведенные ниже примеры демонстрируют, насколько интерактивные пешеходные экскурсии оказались очень интересными и познавательными для молодежи.

Необходимость использования интерактивных экскурсий в качестве одного из методов оптимизации учебного процесса в рамках дисциплины «Культурология» не вызывает сомнений. Данный способ освоения учебной дисциплины поможет обратить внимание студентов на архитектурные достопримечательности г. Новокузнецка, пробудить познавательный интерес к историко-культурным традициям предыдущих поколений, а также воспитать чувство национальной гордости.

Использование инновационных методов преподавания способствует повышению качества предметной подготовки, накоплению умений и навыков научно-исследовательской и самостоятельной работы учащихся, повышению их интеллектуального уровня и развитию творческих способностей.

Список литературы:

  1. Алексеева Л.Н. инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. — 2004. — № 3. – С. 28-30.[schema type=»book» name=»ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ» description=»В статье представлены рекомендации проведения занятий в рамках дисциплин «Философия» и «Культурология», оптимизирующие познавательные способности студентов технического вуза. Особый акцент сделан на внеаудиторном способе изучения историко-культурного наследия г. Новокузнецка. Делается вывод о том, что использование инновационных методов в учебном процессе будет способствовать повышению интеллектуального уровня студентов и развитию их творческих способностей.» author=»Быкасова Лариса Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх