Революция 1917 г. фундаментально изменила положение женщин бывшей Российской империи. Лишенные ранее политических прав, терпящие серьезные ущемления в общественной жизни, теперь они впервые были уравнены в правах с мужчинами. Советская власть, активно проводившая политику эмансипации, предпринимала активные меры для включения женщин в общественно-политическую и культурную жизнь страны.
Довоенный период истории советского Крыма — необычайно яркое и сложное время для нашего полуострова. Двадцатые годы прошлого века по праву считаются временем расцвета культурной жизни. Такие революционные начинания недавно пришедшей к власти партии большевиков, как ликвидация безграмотности, привлечение к культурной жизни широких народных масс, коренизация, фундаментально изменили облик культурной и просветительской жизни Крыма. Следующее десятилетие привело с собой ужесточение режима, репрессии против некоторых деятелей культуры, но, не смотря на это, сохранило некоторые достижения предыдущих лет, например, равенство мужчин и женщин, и, как следствие, участие последних в культурно-просветительской жизни.
Уравнение в правах мужчин и женщин открыло для последних доселе невиданной широты поприще общественной и культурной деятельности. Бурное развитие системы народного образования нуждалось в новых людях, которые должны были нести знания в массы, и женщины активно включались в просветительскую деятельность.
Крымскотатарские женщины не стояли в стороне от охвативших страну перемен. Впервые в истории они столь активно включились в общественную жизнь, и плоды их труда и творчества несомненно должны быть изучены, ибо без понимания роли крымскотатарских женщин невозможно составить полную картину тех революционных преобразований, охвативших культурно-просветительскую жизнь крымскотатарского народа и всего полуострова в данный период. Несмотря на это, в историографии эти вопросы освещены непростительно слабо, что и попытается исправить автор в данной, и последующих своих работах.
Необходимость изучения процесса включения женщин в общественно-политическую и культурную жизнь обусловлена тем, что и поныне вопрос о положении женщины в обществе является темой для многочисленных дискуссий, а чтобы дать ответы на спорные вопросы и понять, как решить современные гендерные проблемы, необходимо обратиться к опыту прошлого.
Освещая роль крымскотатарских женщин в культурно-просветительской жизни необходимо отметить то, что период 20-х годов считается «золотым веком» литературы, театра, науки, образования в Крыму.
Новое дыхание крымскотатарский театр получил в последней четверти XIX века. Много фактов театральной жизни крымцев начали отображаться в газете «Терджиман» («Переводчик»).
По данным монографического исследования С. Керимова, в 1882 году отдельной книгой на крымскотатарском языке вышла печатью лирическая драма «Бахтияр», которой было начало целой серии пьес.
Наиболее ранняя постановка на крымскотатарском языке зафиксирована газетой «Терджиман» в 1886 году. Сцена была сыграна в Бахчисарае.
Среди мужчин актеров конца XIX-начала ХХ столетий, можно выделить таких как Джелял Меинов, Сеит Абдулла Озенбашлы, Исмаил Леманов, Сейтжелил Хаттатов, и других.
В 1910 году в Крыму начал активно развиваться жанр киноискусства. Подобные кинозалы были открыты в Акмечети, Ялте, Алуште.
В 1914-1916 годах, режиссер В.К. Висковский на крымскотатарскую тему 2 раза снимал полнометражный фильм «Алим — крымский разбойник».
Очень драматическую эволюцию привлечения и развития при национальном театре прошли крымскотатарские актрисы.
Абсолютное непризнание и неуважение зрителями женщины-мусульманки на сцене в конце ХIX века за короткий срок изменились.
В 1910-х годах на сцене крымскотатарского театра выступали такие актрисы, как: Айше Тайганская, Эмине Челебиева, Фатиме Ширинская, Айше Болатукова, Зоре Ширинская, Эмине Болат, Гиса Зак, Эмир-заде Асие и другие.
В 1917 году в Акмечети (Симферополе), смогли организовать отдельную женскую труппу под названием «Ешиль ада» («Зеленый остров»), где попробовать себя в роли драматургов решили А. Тайганская, и в роли режиссеров А. Болатукова и А. Тайганская [2, с. 56].
Известность в музыкальном искусстве крымских татар получили
певицы как: Сабрие Эреджепова, Зейнеп Люманова, Эдие Топчи.
Песня «Охотник ли ты, девушка?» записана в 1936 году от Эреджеповой Сабрие.
Также в 1936 году записана песня «Была я одна у матери», от Эдие Топчи [8, с. 48].
В жанре крымскотатарской вышивки следует выделить известную вышивальщицу Зулейху Абдулхаировну Бекирову, родившуюся в 1913 году, в селе Моллалар Перекопского уезда. Ее творческий путь начался в Евпаторийской художественно-кустарной артели «Эски-Орнек» («Старинный узор»), организованной в 1930 году П.Я. Чепуриной.
Зулейха Абдулхаировна в короткий срок овладела техникой и орнаментальной композицией крымскотатарской вышивки и ткачества (1930-1932 гг.). [1, с. 281]
В марте 1932 г. правление артели командировало ее, как лучшую мастерицу на учебу в Московский художественно-промышленный техникум.
С сентября 1936 года Зулейха Бекирова работала художником по ковровой специальности в научно-исследовательском институте художественной промышленности.
Для всемирной выставки в Нью–Йорке в 1939 году, в Ашхабадской экспериментальной ковровой мастерской по эскизу, разработанной Зулейхой-ханым, был соткан ковер «Верблюды». (В настоящее время находится в музее народного искусства в Москве). [9, с. 11]
С 1939 года, она является членом Московского союза художников.
В 1940 году поступила учиться в Московский институт декоративного и прикладного искусства, по окончании которого в 1948 году, ее направили преподавать в Московский художественно-промышленный техникум им.Калинина.
В 1950-1953 годах, в период учебы в творческой аспирантуре она занималась декоративным оформлением ковровыми изделиями зрительного зала Ашхабадского драматического театра.
После ухода на пенсию основной точкой приложения творческих сил художницы стали гобелены «Весна идет», «Труд», «Озарение», «Осень», [7, с. 7].
Также известна Эфендиева Адавие – (1879-1950), мастер декоративно-прикладного искусства, крымская вышивальщица. В 1928 году приглашена Евпаторийским музеем в качестве специалиста по обучению технике крымскотатарской вышивки [3, c. 236].
В этот период следует выделить наиболее известных представительниц крымскотатарского народа, которые внесли свой вклад в дальнейшее развитие культуры и просвещения:
Аббасова Зейнеп Сеитаппазовна – (1906-1998), педагог, поэтесса, которая родилась в квартале Токъал-Джами г. Симферополя. В 20-е годы заведовала детским домом. С конца 30-х до 40-х года преподавала в 12-й и 13-й средних школах г. Симферополя. Писала стихотворения, которые опубликовались в газете «Яш къувет» («Юная сила») и журнале «Илери»(«Вперед») . В 1933 году в журнале «Къадынлык социализм елунда» («Путь женщины к социализму») была опубликована ее поэма «Той» («Свадьба»). В соавторстве подготовила ряд учебников по родному языку. В 1940 году окончила факультет крымскотатарского языка и литературы Крымского пединститута. После депортации проживала в Ферганской области. В 1989 году переехала в Крым в село Бештерек (Донское), затем жила в селе Дубки. Скончалась 14 июля 1998 года [4, c. 2]
Зулейха Чобан-заде — (1904-?), родилась в 1904 году в Карасубазаре (Белогорске), была сестрой поэта и филолога Бекира Чобан-заде. Д.П. Урсу в своей книге, посвященной жизни и деятельности поэта Бекира Чобан-заде [8, с. 172] , пишет о ней, что она окончила Симферопольское женское педагогическое училище, проработав учительницей всю жизнь. В списке «социально чуждых» учителей, уволенных в 1933 году значилась и З. Чобан-заде, с мотивацией «не отказавшаяся на деле от своих национальных убеждений». Уволена была из городской школы №9. После ареста Бекира Чобан-заде, в 1937 году на нее поступил донос, был произведен обыск, при котором был обнаружен учебник по грамматике на арабском шрифте, автором которого являлся ее брат. Вскоре она была уволена.
Мулина Райме Сафаевна – (1908-1980), ученый, языковед, педагог.
Умерова Хатидже – (1900-?) , народная сказительница.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: в период между революцией и Великой Отечественной войной крымскотатарские женщины действительно активно принимали участие во многих сферах культурно-просветительской жизни крымского полуострова, о чем говорят приведенные в данной статье факты. Эта статья лишь в общих чертах освещает след, оставленный женщинами — крымскими татарками культуре Крыма. Данная тема лишь поверхностно затронута в историографии, источники, освещающие её, малочисленны, факты приходится собирать по крупицам. Но не смотря на это многие данные ждут своего обнаружения, изучения и публикации.
Список использованной литературы и источников.
- Акчюрина-Муфтиева Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV — первой половины XX вв. (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности). Симферополь: ОАО «Симфероп. гор. тип.», 2008. 392 с.
- Керимов С., Заатов И., Велиева А. Кримськотатарський нацiональний театр. Сiмферополь : 2003. 264 с.
- Урсу Д.П. Бекир Чобан-заде. Жизнь. Судьба. Эпоха: научное издание. Симферополь : Крымучпедгиз, 2004. – С. 172-173.
- Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры: Библиографический словарь. Симферополь : 240 с.
- Усеинова Г. Есть только миг между прошлым и будущим // Голос Крыма. 1998. 26 июня. С.2.
- Черкесова Э. Декоративно-прикладное искусство крымских татар. Библиографический указатель. Симферополь: 2009.
- Чурлу М. Яркий стиль крымских вышивок // Голос Крыма. 2005. 4 ноября. С.7.
- Шерфеддинов Я.Я., Омер-оджа. Звуки хайтарма. Ташкент : 1990.
- Эминова С. Золотых рук творенье. Зулейха Бекирова и крымскотатарская вышивка (гобелены, керамика, ткани) : Буклет. Симферополь: Крымскотатарский фонд Культуры, 2001.[schema type=»book» name=»УЧАСТИЕ КРЫМСКОТАТАРСКИХ ЖЕНЩИН В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КРЫМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА — ДО 1941 Г.» author=»Бекмамбетова Эльвина Мамутовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]