Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX НАЧАЛЕ ВВ.: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX НАЧАЛЕ ВВ.: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

На современном этапе развития методологии исторических исследований особую актуальность приобретает социокультурный подход в исследовании ряда проблем российской истории. Можно с уверенностью утверждать, что современными учеными наработан солидный теоретико – методологический и методический инструментарий в практике исторических, педагогических, социологических и исследований в иных областях гуманитарного знания. В отношении исторических исследований, на наш взгляд, довольно четко обозначена предметная область реализации социокультурного подхода Н.И. Лапиным, который отмечает, что данный подход не противоречит иным, а дополняет их. Он объединяет в единое целое формационный и цивилизационный подходы. Спецификой социокультурного подхода является то, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (человека в его соотношении с обществом, характер культуры и тип социальности), которые взаимосвязаны между собой и взаимно влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей [3, с. 4].

Особое значение реализация данного подхода приобретает при исследовании процессов социально – экономической трансформации в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв., затронувших все слои российского общества. Предметом нашего исследования является православное духовенство Уфимской губернии указанного периода. Исследовательский интерес к изучению опыта таких изменений на территории региональных окраин Российской империи, обусловлен тем, что они, как правило, отличались полиэтничным и поликонфессиональным составом. К числу таковых относилась Уфимская губерния, которая в пореформенный период стала объектом активного переселенческого движения крестьян из центральных черноземных губерний России. Это обусловило этническую пестроту населения губернии, представленного русскими, башкирами, татарами, чувашами, мордвой, черемисами и др.

Анализ материалов статистики и делопроизводства позволяет сделать выводы об изменении численного состава данного сословия в масштабах страны и в губернии. Из духовенства всех вероисповеданий в России на первом месте по количеству и государственной значимости находились священники и служители православной церкви. Однако Уфимскую губернию отличал значительный удельный вес мусульманского духовенства. Так, в России по 50 европейским губерниям средний процент православных священнослужителей составлял 83,4%, тогда как в Уфимской губернии этот показатель составлял  55,5% [6, с. 175–182]. Отметим также, что православное духовенство в большинстве своем было сельским. Вне городов проживало и трудилось 2892 человека, что составляло 65,3 % от всего состава данного сословия в губернии [6, с. 173]. Также об этом косвенно свидетельствуют данные статистики и географического расположения православных храмов в Уфимской губернии. По сведениям 1872 года, число православных церквей и соборов было в большей степени сосредоточено в уездах (93 каменных и 68 деревянных) и в меньшей степени в городах (21 каменная и 4 деревянные) [4, с. 109].

В целом численный состав православного духовенства Уфимской губернии в пореформенный период поступательно возрастал. В 1865 году оно насчитывало  2709 человек обоего пола [4, с. 88], а в 1898 году, согласно данным Обзора Уфимской губернии, состав православного духовенства возрос в 2 раза и составил  5423 лиц обоего пола [5, с. 3]. Такая динамика была обусловлена естественным приростом в рамках данного сословия, но в большей степени  обстоятельствами переселенческого движения в губернию. Такое положение объяснялось прямой зависимостью от поступательного роста численности православного населения губернии, а также интересом Русской православной церкви активизировать проповедническо – миссионерскую деятельность на периферии Российской империи. Так, численность населения православного исповедания в 1867 году составляла 502414 лиц обоего пола [7, с. 38- 41], что соответствовало 38,7 % всего населения губернии, а в 1898 году возросла до 1047553 лиц обоего пола, что составило соответственно 44 % от общего числа населения [5, с. 3].

Однако при поступательном росте православного духовенства в Уфимской губернии, в целом по России его общая численность неуклонно сокращалась. Так, по России этот показатель снизился с 1,1% в 1858 году до 0,9% в 1870 году [1, с. 86],  а 1897 году составил 0,5%. Одной из главных причин такой ситуации было падение материального уровня жизни данного сословия. Причем такая тенденция была характерна в полной мере и для  сельского духовенства Уфимской губернии. Так, в государственных и церковных отчетах второй половины XIX века все чаще содержание приходского духовенства называлось «посредственным» и «недостаточным», а размеры назначаемых пенсий, по общему признанию, были мизерными и составляли от 2 до 7 рублей за полугодие. Также благосостояние среднего и низшего духовенства напрямую зависело от уровня жизни прихожан, основной частью которых были крестьяне. Выкупные платежи, сокращение земельных наделов, неурожаи 1870-х и 1890 – 91-х гг. и разразившийся голод существенно сократили жалование приходского духовенства, которое определялось договорным путем с прихожанами [2, с. 279].

Таким образом, процесс пореформенной модернизации неоднозначно повлиял на положение православного духовенства Уфимской губернии, которое с трудом удерживало позиции корпоративной замкнутости и ключевые характеристики социокультурного облика сословия.

Список литературы:

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Энциклопедический словарь. СПб., 1898. – С. 86.
  2. Всеподданнейший отчет обер – прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1899. – С. 279.
  3. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования. — № 7. – 2000. – С. 3 – 12.
  4. Населенные пункты Башкортостана. Часть 1. Уфимская губерния 1877 г. Уфа: Китап, 2002. – С. 109.
  5. Обзор Уфимской губернии за 1898 год. Уфа: Типография губернского правления, 1900. – С.3.
  6. Петров В.И. Состав населения Среднего Поволжья и Южного Урала во второй половине XIX века: дисс. …канд. ист. наук — Оренбург, 2005. – С. 175 – 182.
  7. Статистический временник Российской империи. Выпуск II. СПб., 1871. – С. 38-41.[schema type=»book» name=»СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX НАЧАЛЕ ВВ.: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ» description=»В данной статье представлена социокультурная характеристика православного духовенства Уфимской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. в контексте анализа изменения его численного состава, имущественного положения и т.д.» author=»Павлова Оксана Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found