Под сильным «впечатлением» крестьянской реформы 4 июля 1861 г. получило высочайшее утверждение «Положение о питейном сборе», согласно которому с 1 января 1863 г. в силу вступала акцизная система взимания налога с алкоголя [5, с. 220].
Несмотря на начавшиеся подготовительные работы по переходу к акцизу, группа откупщиков образовала Совет, где главными руководителями были отставной поручик Бенардаки, коммерции советник В. Кокорев, санкт-петербургский купец Капгер, коммерции советник И. Утин; коллежский регистратор Каншин. «Затем шли, во-первых, евреи: Раих, Евзель Гинцбург, Зискинд Гинцбург, Герцель, Горвиц, Лохвицкий; во-вторых, греки: П. Скараманга, К. Комнино, Варваци, С. Карали, Кондоянаки, Маразли; и, в-третьих, русские: Громов, Сазиков, И. Асташев, П. Ненюков, Н. Тарасов, Н. Акатьев, И. В. Лихачёв (полковник), А. Кокорев, А. Башкиров, Д. Нечаев, А. Милюков, Д. Корнеев, В. Рукавишников, А. Мясников (поручик), М. Горбов, М. Мамонтов, И. Иконников, В. Пегов, А. Клипин, И. Кононов, И. Первушин, И. Мамонтов, Г. Медынцев, И. И. Барыков (статский советник), А. Воронин, В. Каншин, Н. Рюмин (действительный статский советник), Ф. Рюмин, И. Протасьев (поручик), Власов (статский советник), П. Молчанов, М. Якунчиков, Быков, Д. Кузнецов, И. Кононов, Д. Карпович, А. Пастухов и некоторые другие, подписавшиеся впоследствии» [4, с. 299].
Совет откупщиков разослал по России телеграммы, уведомляющие «мир», что старый порядок взимания питейного сбора будет сохранен, и представил проект «агентства по питейной части» и «товарищества для устройства железных дорог».
По проекту, начиная с 1863 г., для взимания питейного сбора учреждалось агентство во главе с советом пайщиков, куда входил и представитель от правительства. Агентство брало на себя ответственность за поступление дохода в «нынешнем» размере (Н.Г. – примерно 100 млн руб.). Питейный сбор состоял из акциза и патентного сбора. Агентство желало продавать вино оптово из своих складов, не возбраняя оптовую продажу и частным лицам. Акциз рассчитывался с вина, реализуемого из подвалов, и был равен разнице между указной (продажной) и заготовительной (агентской) ценой. Плательщики акциза могли бы вносить требуемые суммы либо в казну, либо в агентство. Раздробительная продажа объявлялась свободной, питейные дома следовало бы распределить «по жребию» в городских думах и волостных правлениях. Агентство давало обязательство приобрести у винокуренных заводчиков выкупных свидетельств на 30 млн руб. В случае, если продастся вина более чем 45 млн ведер, агентство передало бы министерству финансов половину прибыли с количества, превысившего норму.
Агентство «выговаривало» себе следующие права: 1) наблюдать за качеством продукции, производимой на частных заводах; 2) при раздаче питейных домов по жребию требовать денежного обеспечения патентов; 3) пользоваться залогом перед государством 1/6 годовой суммы, а не 1/3, как было при откупах; 4) не иметь имущественных обеспечений своей деятельности; 5) обрести в первый год от правительства сумму в 31 млн руб. на заготовку вина (эту сумму планировалось возвратить правительству в течение 11 лет) [6, с. 66].
Кроме того, агентство принимало на себя обязанность по сбору акциза не иначе как с предоставлением ему права образовать товарищество для постройки железных дорог протяженностью в 2800 верст. Дороги откупщики брались построить без гарантий и субсидий со стороны правительства. Пайщики агентства, по проекту, входили в товарищество для постройки железных дорог с уставным капиталом в 60 млн руб., правительство платило бы 5 % годовых по мере устройства железнодорожных участков, расходы эти покрывались бы доходами от эксплуатации. Кроме того, правительству предлагалось приобретать капиталы и строить новые железные дороги под обеспечения товарищества. Откупщики утверждали, что принятие проекта и «разлитие» в народе капиталов при строительстве железных дорог увеличит обороты внутренней торговли, повысит курс рубля, наконец, «один слух о том, что Россия нашла средства построить 800 верст дорог, возвысит российский кредит в Европе и ободрит упавшую промышленность и разрушающееся сельское хозяйство надеждами на прочное их развитие» [2, с. 177].
«Проект этот, − заключал В.А. Лебедев, − имел большие шансы, как исходивший от 49 лиц, между коими было несколько крупных негоциантов, и нашедший поддержку почти всех влиятельных лиц официального мира» [3, с. 27]. Александр II, несмотря на утвержденное 4 июля 1861 г. Положение о питейном сборе, не отверг проект без рассмотрения, а нашел необходимым подвергнуть его анализу и обсуждению. Министру финансов М.Х. Рейтерну было поручено составить заключение на проект, которое готовилось в департаменте неокладных сборов Пользуясь «проверенным» методом, откупщики предложили директору департамента К.К. Гроту взятку в размере 1 млн руб. [1, с. 727].
Обещания откупщиков выглядели насколько заманчивыми, настолько и сомнительными. «Что выгоднее − ставят вопрос откупщики − меньший ли налог на вино и неимение сообщений, или увеличение налога с устройством дорог?». – «Вопрос надо иначе поставить»,− пишет К.К. Грот, – «Что выгоднее: иметь дороги, во что бы то ни стало с разорением народа, или обождать и несколько лет, в видах охранения народа от притеснений и администрации от разврата». Доклад М.Х. Рейтерна царю с изложением вышеуказанных пунктов заканчивался просьбой не только оставить проект без последствий, но и объявить Высочайшую волю в такой форме, чтобы прекратить распространившиеся по всей России сомнения относительно будущего устройства питейного сбора. 1 июня 1862 г. Александр II положил резолюцию: «Объявить им (откупщикам), что проект их решительно отвергается и что непременная воля состоит в том, чтобы утвержденная мною новая акцизная система была введена в действие с 1 января 1863 г.». По просьбе министра финансов, Высочайшая воля была напечатана во всех столичных и губернских ведомостях вместе с проектами «агентства по питейной части» и «товарищества для устройства железных дорог в России» [2, с. 179-180]
С отвержением проекта «агентства по питейной части» вопрос об акцизной системе был решен окончательно.
Мнение И.Г. Пыжова о желании откупщиков «подорвать последние силы государства, а себе нажить миллионы», нельзя признать объективным [4, с. 298]. Откупной план не был, по мнению автора статьи, «хитроумной ловушкой», разорительной и невыгодной для казны. Откупщики, надо признать, были готовы идти на жертвы, чтобы не потерять всего. По-видимому, они питали надежду, что проект их в убытке не оставит, и деньги, которые будут выданы в виде заработной платы строителям железных дорог, возвратятся к ним в обмен на водку. Многолетний опыт подсказывал, что увеличение «народных капиталов» неминуемо приведет к росту потребления алкоголя. Неприемлемым предложенный план был исключительно потому, что таким способом ставилась цель воскресить прогнивший до своего основания откуп. Только непреклонная настойчивость руководителей Министерства финансов сорвала планы откупщиков, и судьба реформы была решена.
Литература
- Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. М., 1905. 859 с.
- Константин Карлович Грот, как государственный и общественный деятель 12 января 1815 — 30 октября 1897. Материалы для его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения. Пг. 1915. Т. 1. 446 с.
- Лебедев В.А.Питейное дело. СПб., 1898. 106 с.
- Пыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. СПб., 1868. 320 с.
- Речь П.П. Семенова на праздновании XXXVII годовщины освобождения крестьян // Русская старина. №4. С. 217 – 223.
- Фридман М.И. Винная монополия. М., 2005. 560 с.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТ «АГЕНТСТВА ПО ПИТЕЙНОЙ ЧАСТИ» И «ТОВАРИЩЕСТВА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ» 1861 Г.» author=»Горюшкина Наталья Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]