Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Первая сохранившаяся лето­писная запись о г. Рыльске описана во многих научных трудах по исследованию Ипатьевской и других древних летописей. События 1152 г. связаны с появлением Юрия Долгорукого из северо-восточной окраины Суздаля, расположенного на границе Черниговского и Киевского княжеств. В летописи сказано: «А Гюрги иде на Новъгород на Северскии и оттуда же иде к Рыльску и яко хоте поите из Рыльска Суждалю».

Существует гипотеза, что «Слово о полку Игореве» написано участником похода первым Рыльским князем Святославом Ольговичем, племянником Игоря.  В  течении многих веков здесь находились: княжеские дружины, сторожевые, казачьи, стрелецкие, пушкарские, кавалерийские, артиллерийские и другие воинские формирования [8, с.12].

О полетах на воздушных шарах, змеях, гигантских птицах куряне и рыляне знали со времен Киевской Руси из сказок, легенд, былин, устного фольклора и литературных источников.  Известный в России спортсмен Ф.Ф. Дзиковский 29 сентября и 1 октября 1891 года совершил два полета в г. Курске на воздушном шаре и прыжок с парашютом.[6, с. 25]

Популяризации воздухоплавания и авиации в городах Курской области, включая г. Рыльск способствовал так же тот факт, что они входили в состав Харьковского учебного округа, где к 1910 году насчитывалось более десятка частных авиационных мастерских, аэроклубов, студенческих обществ в технических учебных заведениях[8, с.30].

Киевские конструкторы А.С. Кудашев и И.И. Сикорский летом 1910 года совершили первых два полета на аэропланах собственной конструкции. В небольшой мастерской г. Харькова создавал свои первые самолеты С. В. Гризодубов [9,  с. 94].

 Известный российский пилот С.И Уточкин стал первым кого куряне увидели в своем небе на аэроплане «Фарман-1 V» 5 мая 1911г., а  13 июня 1912 года на ипподроме приземлился самолет военного летчика В.В. Дыбовского, совершавшего перелет Севастополь-Москва (Восторженная публика среди которых безусловно были учащиеся курской мужской гимназии будущие авиаконструкторы самолетов С.А. Лавочкин и М.И. Гуревич.[4, с. 449]

В этот период курянину А.Г. Уфимцеву на Международной воздухоплавательной выставке в Москве была присуждена большая серебряная медаль за биротативный двигатель. В 1909 году он построил модель своего летательного аппарата — «Малый сфероплан» с крылом в виде части сферической поверхности. Весной 1910 года был готов большой «сфероплан», но он не прошел летных испытаний т. к. его разбила буря. [1 , с. 613]

Интенсивное развитие гражданского воздушного флота на курской земле в интересах мирного социалистического строительства началось в конце 20х годов в составе центральной черноземной области (ЦЧО) с центром в г. Воронеж.  В первоначальной подготовке авиационных кадров  большую роль играл авиаспорт, который получил распространение в ЦЧО после 1923 года, когда в бывших губернских городах Воронеже, Орле и Тамбове были созданы кружки моделистов, а затем и планеристов [5, с. 13].

Начало регулярных работ в области сельского хозяйства относится в ЦЧО к концу 1931 года.  Подготовку летных кадров для гражданской авиации для ЦЧО вела Тамбовская авиационная школа являющаяся крупнейшей в СССР. В распоряжении Воронежского центрального аэроклуба имелись самолеты, несущие гражданскую авиационную службу. Аэроклуб также проводил подготовку летных кадров без отрыва от производства. По первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1928-33 гг. ЦЧО суждено было стать одним из ведущих центров авиастроения и системы подготовки кадров для ГВФ. В 1930 году был создан Воронежский учебно — строительный комбинат в составе института и техникума, третье по объему работы комплексное учебное заведение аэрофлота после Ленинградского и Киевского. В 1932 году состоялся выпуск 78 инженеров и 500 техников. [7].

Первые выпускники учебного комплекса ГВФ сразу после получения дипломов включались в строительство авиазавода начатого в 1932 году на пустынном левом берегу реки Воронеж. В 1934 году Воронежский авиазавод № 18 вошел в строй действующих по производству тяжелых бомбардировщиков, магистральных пассажирский и грузовых самолетов.[3, с. 26-28].

 С 1934 года ЦЧО была разделена на Курскую и Воронежскую, а учебное заведение ГВФ передано Наркомату авиационной промышленности.

В 1936г. в городе Курске был создан областной аэроклуб. Его образованию пред­шествовала четырехлетняя работа парашютно-планерной станции, девизом которой стал провозглашенный на IX съез­де ВЛКСМ крылатый призыв «Комсомолец — на самолет!». Аэроклуб осуществлял подготовку планеристов и парашю­тистов, спортсменов-летчиков, первый выпуск которых со­стоялся 14 декабря 1936г. Первым начальником Курского аэроклуба стал капитан Богатырь, переведенный на эту должность из Харькова.

Здесь была организована массовая подготовка авиационных специалистов, в первую очередь — летчиков и парашютистов, открылось новое отделение по подготовке авиационных ме­хаников; открылся и успешно действовал (с 1938 по 1941 гг.) Шебекинский филиал; значительно укрепилась материально-техническая база; объем подготовки курсантского состава увеличился до 250 человек. В предвоенный период аэроклубом было произведено че­тыре выпуска спортсменов-летчиков, подготовлено значи­тельное число авиамехаников, планеристов и парашютистов. В эти годы аэроклуб находился в здании по ул. Колхозная, 11, имел мастерские, аэродром, более 16 учебно-тренировочных самолетов, значительное количество парашютов.

Высокие показатели в работе Кур­ского аэроклуба дали основание для создания на его базе в 1940-1941 гг. 7-й Курской специальной летной школы ВВС РККА. В декабре 1945 года, по решению Главного управления ГВФ, из Польши в город Курск была направлена 109-я От­дельная авиаэскадрилья ГВФ, командиром которой был Слота Ми­хаил Семенович. На базе прибывшей авиаэскадрильи и действовавшего Курского авиационного звена (командир звена С. Н. Шонин) в начале 1946 года был создан 203-й Курский авиаотряд Московского Управления спецприменения и местных воздушных линий

Первым командиром Курского авиаотряда был М.С. Слота, его заместителем — Сергей Максимович Картамышев, коман­дирами звеньев — Серафим Никитович Шонин и Сергей Фе­дорович Тупоносов. В 1939г. было выпущено 250 курсантов,  в 1940г. уже более 700.

На аэродроме аэроклуба, располагавшемся тогда на месте современного Северо-Западного микрорайона, шла интен­сивная концентрация авиатехники. Было собрано более 100 самолетов, в том числе: По-2, УТ-1, И-16.  Весной 1941 г. из Москвы прибыл начальник 7-й летной школы Алек­сандр Пархоменко — сын легендарного героя гражданской войны, воспитавшийся в семье наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова.

С началом Великой Отечественной войны в 7-й летной школе шла напряженная работа. Ее штаб располагался в центре города, по адресу: Красная площадь, 6; на улице Кол­хозной, 11 были оборудованы учебные классы; энергично велась летная подготовка на аэродроме. Однако с началом налетов фашисткой авиации на Курск учебные полеты были прекращены. Несколько раз аэродром «Западный» подвер­гался бомбардировочным налетам.

С продвижением фашистских войск к Курску возникла не­обходимость эвакуации школы на восток. В октябре 1941г. школа была эвакуирована  в г. Кинель — Черкассы, Куйбы­шевской области, где летно-инструкторский состав осущест­вил выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска. К началу зимы 1941/1942 гг. 7-я летная школа была преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Ночные легкие 641-й и 635-й бомбардировочные авиапол­ки, а затем дивизии, сформированные из летно-технического штата аэроклуба, были отправлены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде  войны.

В ходе боев мужество и отвагу проявили многие воспитан­ники аэроклуба, пять из них стали Героями Советского Сою­за: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Еремин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников; дважды был удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых.

Многие работники и летчики аэроклуба после окончания Великой Отечественной войны вернулись в Курск и присту­пили к мирному труду. Возобновил с 1947г. свою деятель­ность и Курский аэроклуб. Возглавил аэроклуб бывший ко­мандир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс. Его преемниками на этом посту стали Герой Советского Союза Г.В. Денисенко, Г.Ф. Бабенко, А.И. Кислица А.Н. Костарев, В.Ф. Афиногенов, Как и в довоенные годы, вы­пускники аэроклуба поступали в военные авиационные учи­лища, пополняли ряды воздушно-десантных войск и авиапредприятий ГВФ. Позднее аэроклуб стал называться им. героя Советского Союза С.В. Сыромятникова.[6, с.26-28]

В 1952 году Курский авиаотряд был реорганизован и стал называться объединенным.  В него вошли Орловская, Брян­ская авиаэскадрилья, Калужское и Тульское авиазвенья а в 1954 году Белгородская авиаэскадрилья.

В 1954 году самолетный парк Курского авиаотряда попол­нился новым самолетом АН – 2, который по всем показателям значительно превосходил своего предшественника ПО -2. Первыми командирами самолета АН — 2 стали Иван Михайлович Марченко, Юрий Александрович Акимов.

1957 году в Курский объединенный авиаотряд на эксплуатацию начал поступать самолет ЛИ — 2. Успешно усвои­ли новый тип самолета и стали первыми командирами воздушных судов Михаил Васильевич Сафронов  Геннадий Васильевич  Елихин. [6, с.7]

В практическом и методическом значении для авиации большой опыт  был накоплен педагогическим коллективом специальной средней школы №4 ВВС. Она была организована на основании постановления № 2276 СНК СССР от 6 ноября 1940 года  с целью подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ летчиков и летчиков наблюдателей ВВС.  Первый набор учащихся в восьмые, девятые и десятые классы был произведен к 1 января 1941г, в соответствии с постановлением устана­вливалось общее количество учащихся школы — 500 человек во всех 3-х классах. Комплектовалась школа из числа лучших учащихся средних школ мужского пола. Для преподавания в школу назначались учителя с высшим педагогическим образо­ванием. Руковод­ство военной и технической подготовкой осуществляли воен­ные и политические руководители из числа лиц командного и политического состава Красной Армии. Первым директором школы был назначен Федор Алексеевич Казьмин,  с января 1942г. и до ликвидации школы эту должность занимал Павел Лаврентьевич Забабурин. Учащиеся школы имели установленную форму одежды. Окончившие школу получали особый аттестат и рас­пределялись в авиашколы первоначального обучения летчи­ков, авиатехнические училища, высшие авиационно-инженерные училища; отличники направлялись в военно-воздушные инженерные академии.

После 22 июня 1941г. здание по ул. Бебеля, 12 было переда­но госпиталю, а школа перебазировалась в Дом пионеров. Отсюда в армию проводили первый выпуск — 116 человек. Вскоре и Дом пионеров был занят под госпиталь, и школа временно разместилась в доме № 58 по ул. Ленина.

17 сентября 1941г. в связи с приближением линии фронта к городу учебное заведение было эвакуировано из Курска в г. Сарапул, Удмуртской АССР  К концу 1942г. в школе обучались 394 человека. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 11 апреля 1944г. № 767-р школа была реэвакуирована в Курск.  Ликвидирована с 1 сентября 1955г. на основании решения № 300 Курского облисполкома от 3 августа 1955г., принятого в соответствии с постановлением Советов Министров РСФСР от 8 июля 1955г. № 886 «О ликвидации специальных средних школ Военно-воздушных сил в системе Министерства про­свещения РСФСР».  Всего за время существования школы ее окончили 2200 че­ловек.[6, с. 462-463].

 В середине 50-х гг. началось строительство двух заводов с новейшими технологиями: 1955г. завода авиационной промышленности – «Прибора», а в 1956 году – радиозавода «Маяк», которые в 1959 году начали давать продукцию.

 После освобождения города Рыльска Курской области от фашистов здесь разместили автомобильный полк, затем автошколу. В сентябре I955 г. из подмосков­ного Остафьево в Рыльск перевели 139-ю военную авиационную школу меха­ников (ВАШМ) радиотехнических станций ВВС. Под руководством начальни­ка школы Б.А. Кругляка —  инженера-полковника были построены аэродром, стоянки для самолетов, казармы, склады и иные авиационные объекты инфраструктуры. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС), как ее называли рыляне,  все увереннее вливалась в общественную и социальную жизнь города. Первый  выпуск курсантов состоялся в апреле 1959г., а в июне-июле на основании при­каза МО СССР началась расформирование школы в связи с сокращением воо­руженных сил.

 Официально РАУСС ГВФ было организовано приказом начальника ГУГВФ Е. Ф. Логинова №479 от 29 августа 1960 г. на базе фондов передаваемых из МО СССР. В период со 2-го по 16 сентября была произведена передача 139 Военной авиационной школы механиков радиотехнических станций ВВС в Главное Управление гражданского Воздушного  Флота при Совете Министров СССР [2] .

 Таким образом накопленный опыт подготовки летного состава в ЦЧО и Курской области: учебном комбинате, аэроклубах, авиационных школах, военных учебных эскадрильях, объединенных авиаотрядах, а так же авиационная специализация новых Курских заводов и военной школы в г. Рыльске предопределили создание авиационного училища специальных служб гражданского воздушного флота СССР (РАУСС ГВФ) в Курской области, как единственного учебного заведения подобного профиля в РСФСР, два других в этот период уже существовали   в г. Кривой Рог (Украина) и г. Рига (Латвия).

                                              Список литературы

  1. Авиация. Энциклопедия. // Гл. Ред. Свищев. – М.: изд. БСЭ, 1994г. – 736с.
  2. Архив Рыльского авиационного технического училища ГА. Д. Специальная часть (Акт о передачи имущества). Л. 1-3.
  3. Гагин В.В. Самолеты Воронежского авиазавода. / В.А. Гагин. —  Воронеж. «Траст», 1996 г. – 88с.
  4. История и современность Курского края: Региональное учебное пособие //отв. ред. Б.Н. Королев — Курск: обл. ИПКиПРО. — 2001 г. – 717с.
  5. Крылья города. Воронежавиа // автор сост. В.Л. Елецких, Воронеж. «Альбом». — 2006 г. – 128с.
  6. Курск. Краеведческий словарь-справочник // гл. ред. Ю.А. Бугров — Курск: «Юмекс» 1997г. – 495с.
  7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.9527. (ГУ ГВФ). Оп.1. Д. 446. Л. 99 об.
  8. Хороших В.А. Наследие российского купца Шелехова: Монография. / В.А. Хороших. – Курск: КГПУ, 2002. – 510с.
  9. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.). / В.А. Хороших. – Курск: КГПУ, 2012. – 316с.[schema type=»book» name=»ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ » description=»В статье рассматривается история зарождение авиации и авиационного образования в центрально-черноземной области России, в тридцатые годы ХХ века. Автор дает обзор истории развития предприятий гражданской авиации, аэроклубов, авиационных: кружков, обществ и школ в гг. Курск и Рыльск. Показана преемственность Советской системы подготовки авиационных кадров среднего звена от военных авиационных школ во второй половине ХХ столетия» author=»ХОРОШИХ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found