В современных условиях укрепление государственности и властной вертикали сопровождается передачей части функций государства на местный уровень. Это обусловливает необходимость эффективной деятельности органов местного самоуправления, от которой зависит социальное самочувствие жителей каждой конкретной местности.
В современных условиях местное самоуправление становится важным элементом формирования гражданского общества в России. Проблемы общественного развития требуют от местного самоуправления участия в решении не только местных, но и общегосударственных вопросов. Это связано с поиском оптимальной модели включенности органов самоуправления в систему взаимоотношений между государством и обществом.
Одной из задач, стоявших перед Россией в процессе перехода к капитализму, стало развитие местной инициативы на основе формирования органов местного самоуправления, принципиально отличавшихся от раннефеодальных земских сословных учреждений. Это связано с тем, что разложение сословно-крепостнического строя выявило полную непригодность административного и хозяйственного устройства дореформенной России. Становление капиталистических отношений потребовало перестройки всей системы управления.
Европейское законодательство о местном самоуправлении оказало существенное влияние на содержание нормативно — правовых актов по формированию земских учреждений и городских дум. Так, исследователь В.Ивановский отмечал, что приоритет имущественного ценза над сословным, закрепленный в Положении 1864 года есть «результат влияния общих законов развития европейских государств». Положение о земских учреждениях 1864 года разрабатывалось с 1859 года, когда по указанию императора Александра II Министр внутренних дел П.А. Валуев создал комиссию для подготовки проекта нового нормативно — правового акта о местном земском самоуправлении. Данная комиссия, по мнению правоведа В.Ивановского, с «самого начала своей деятельности поставила своей целью создать в русской области действительно независимое, самостоятельное всесословное земство». Ведение местных дел, по мнению этой Комиссии, следовало передать выборным учреждениям. С этим был согласен и царь, требовавший от Комиссии именно такого закона.
Следует отметить, что разработка и введение в действие Положения 1864 года, в отличие от процесса составления и принятия Городового положения 1870 года, заняли относительно небольшой промежуток времени. К концу 1863 года проект Положения о губернских и уездных земских учреждениях был подготовлен и передан в канцелярию императора. 1 января 1864 года Положение о губернских и уездных земских учреждениях получило санкцию монарха и вступило в юридическую силу. Стремясь включить сельских и городских обывателей в местную власть, правительство провело городскую и земскую реформы. Концепция этих реформ развивалась в русле общественно-хозяйственной теории самоуправления, развитой на Западе, которая предполагала создание негосударственных органов власти.
Вводились земства только в центральных губерниях, где преобладало помещичье землевладение. Их не было в Сибири, на Кавказе, Средней Азии, Литве, Белоруссии и т.д. В 1865 г. земства были в 19 губерниях, а к 1917 г. они существовали в 43 губерниях из 101. Реформа завершилась, в основном, к 1874 г.
По мнению дореволюционного исследователя В. Смирнова, «земские органы самоуправления XVI — XVII веков не имели ничего общего с земствами XIX века, так как органы самоуправления представляли собой органы бюрократии».
Далеко не все современники были довольны принятым законом. Некоторые дореволюционные исследователи отмечали, что он в конечном итоге вышел несовершенным, измятым и недоговоренным, во многих своих частях неразработанным и невыясненным.
Таким образом, Положение 1864 года кардинальным образом отличалось от предшествующих нормативно — правовых актов о формировании органов местного самоуправления в России. Впервые законодательно в Российской империи закреплялось создание всесословных местных учреждений, в производстве выборов которых участвовали различные слои населения. В законе отмечалось, что «сословное деление, доселе признаваемое и принятое законом, не согласно с характером земских учреждений, имеющим в принципе не сословные, но общие хозяйственные интересы известной местности». Всесословный характер делал систему земского самоуправления более гибкой и эффективной
Обращение к законодательству о земских учреждениях, определение их места и роли в системе государственных учреждений, анализ их компетенции дает возможность яснее представить роль Земской реформы, которая внесла в систему местного самоуправления России не свойственные ей ранее элементы буржуазной демократии. В связи с этой их особенностью земские учреждения можно считать одним из любопытнейших явлений русской правовой действительности. Генезис их правового положения в первую очередь определяется изменениями исторической обстановки, поэтому изучение этого института позволило глубже осмыслить специфику социальной и политической ситуации в стране, внутренней политике самодержавия.
Выдающийся историк В.О. Ключевский говорил, что «история не учитель, а надзиратель. Она не учит, а только наказывает за невыученные уроки». Исторический опыт проведения Земской реформы 1864г. наглядно демонстрирует значение для общества становления независимого органов местного самоуправления, их роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым подчеркивается значение современной реформы местного самоуправления в России, необходимость ее скорейшего проведения. Развитые независимые органы местного самоуправления являются основой демократии и правового государства.
Список литературы:
- Ивановский В. В. Опыт исследования деятельности органов земского самоуправления в России. Казань, 1881. — 314 с.
- Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. 264с.
- Смирнов В. Земская реформа 1864 года и ее последующие изменения // Русская старина. 1916. Том 167.
- Гильченко Л. В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. № 2[schema type=»book» name=»ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА » author=»Барначинская Юлия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]