Сегодня процессы политического и общественного развития многих стран и регионов напрямую зависят от идеологических, этнокультурных, социально-экономических факторов. Исследователи и эксперты пытаются найти ответы на многочисленные вопросы, спрогнозировать и выстроить модели дальнейшего развития отдельных государств или локальных сообществ с учетом глобальных катаклизмов и вызовов современности.
Насущных и взвешенных решений требует от общества, политиков и власти национальный вопрос, который является одним из центральных как в России, так и большинстве стран мира. Связано это с несколькими современными общекультурными тенденциями: интерес к собственным историческим корням; значимость культурной идентификации общества; сохранение и развитие национальной самобытности; рост интереса к защите традиционных духовных ценностей, нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения; функционирование этноса как социокультурной целостности.
Российско-кавказское взаимодействие насчитывает несколько веков. За это время успешный путь развития прошли многие автохтонные народы. Были сформированы национальные, государственные, административно-территориальные структуры. Динамика этнической структуры населения Северного Кавказа в досоветское время проявилась не только в быстрой смене национального состава населения за относительно короткий период, но и в распространении этой тенденции на территорию огромного района, а также в массовом исходе огромного количества людей. Советский период российской государственности стал этапом формирования новой национальной политики, направленной на развитие культуры и экономики национальных районов страны. Наиболее успешный опыт реализации национально-культурной автономии был получен в ходе революций и Гражданской войны, а также в 1920-е годы, когда правящая партия большевиков вела динамичный поиск оптимальных способов укрепления целостности государства и самоопределения народов РСФСР и СССР [6, с. 66-67]. В этот период приоритет отдавался политическим методам решения национальных проблем, национально-государственному строительству, но в то же время был обеспечен самый интенсивный прогресс в экономическом, социальном, культурном развитии всех народов страны; на практике, несмотря на идейно-теоретический отказ, проводились в жизнь принципы национально-культурной автономии [3].
Молодое советское государство в рамках национально-государственного строительства проводило так называемую политику «кореннизации», которая заключалась в привлечении национальных кадров к госуправлению, что положило начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Культурный аспект коренизации заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, развитии национального искусства, формировании национальной интеллигенции и пр.
Советская власть «приняла» Северный Кавказ как район преимущественно аграрной экономики и сельского расселения с малым числом индустриальных центров, низким уровнем урбанизации, сложной этнической мозаикой и высоким конфликтным потенциалом [1, с. 54]. Но за короткий исторический промежуток, советскому правительству удалось радикально изменить вектор развития региона и вывести его на высокий социокультурный уровень, сформировав при этом мирный полиэтничный потенциал.
В постсоветское время идея интернационализма сменяется периодом развала страны и отстаивания национальных интересов. По всей стране прокатились волны националистических настроений. Реальные угрозы для национальной безопасности России исходили и от внешних и от внутрироссийских деструктивных сил. К числу наиболее опасных факторов, наряду с затяжным и глубоким экономическим и социальным кризисом, относился и кризис в национальной политике.
Со временем удалось выработать рычаги урегулирования межэтнических отношений, среди которых не последнюю роль играли национально-культурные центры и общества. Имея социальный и культурный опыт, эти ассоциации направили свои усилия на укрепление мирных добрососедских отношений, способствовали в форме народной дипломатии не только отстаиванию своих интересов, но и оказывали неоценимую помощь государственным структурам.
Сегодня, когда опасность сецессий минимальна, на повестке дня все еще стоит борьба с проявлениями терроризма, шовинизма и экстремизма. В новых условиях востребатывается гражданская идентичность, гражданское сознание и инициативность. Только функциональное и созидательное взаимодействие различных народов способно обеспечить устойчивость, жизнеспособность российской государственности как целостной системы, а также свести к минимуму негативный потенциал межэтнических конфликтов. Отражением известных событий на Кавказе последних лет стало изменение процентного соотношения национального состава населения. Однако, в одной только столице республики г. Владикавказ, с населением более трехсот тысяч человек, живут представители более ста национальностей. Наглядным примером единения народов разных вероисповеданий, культур и традиций, на протяжении нескольких веков живущих в мире и согласии может выступать многонациональная Республика Северная Осетия – Алания [6, с. 69-70].
В октябре 2014 г. на Расширенном заседании президиума Совета по межнациональным отношениям были рассмотрены вопросы Стратегии развития российской идентичности и её региональный аспект, а также «русский вопрос». В своем выступлении заместитель руководителя Администрации Президента М. Магомедов, в частности, отметил: «Именно укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, российской нации, является главной целью Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Президентом в декабре 2012 года. Вопросы самочувствия русского народа, состояния русского языка и русской культуры являются ключевыми в современной государственной национальной политике» [5].
Ситуация на Северном Кавказе отражается в ежегодных экспертных оценках, докладах и мониторинге. По мнению Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», статистически значимые различия в показателях социального капитала между русскими и представителями народов Северного Кавказа обнаружены только по некоторым из показателей толерантности (толерантность к этническим меньшинствам выше у представителей народов Северного Кавказа, толерантность к сексуальным меньшинствам и инакомыслящим — у русских). Не выявлено значимых различий в уровне доверия, позитивности, выраженности гражданской идентичности. Притом что значимых различий в общем индексе толерантности к представителям иных групп не оказалось [2, с. 384].
В предложениях и рекомендациях ведущих экспертов по стабилизации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе [4, с. 97-98] говорится о том, что необходимо актуализировать полномочия властей республик РФ в СКФО в обеспечении возвращения русского и нетитульного населения; утверждения позитивного отношения к русской истории и культуре, возвращения им статуса объединяющих феноменов, повышение референтных ресурсов русского языка; трансляция многообразного опыта конкретных дел, социальных практик, способствующих взаимопониманию людей разной этнической принадлежности и снятию взаимных фобий, организация этнологического всеобуча на базе общероссийских гражданских ценностей.
Список литературы:
- Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М., 2005. — 304с.
- Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / под ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой . М.: НИУ ВШЭ, 2013. — 564 с.
- Кузнецова Е.В. Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития (1996-2006гг.). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2006. – 24с.
- Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М. — Ставрополь, 2013. – 99с.
- Президент России [Электронный ресурс] / Режим доступа:
- Туаева Б.В. Национально-культурная автономия на Северном Кавказе: исторический опыт и проблемы развития // Известия СОИГСИ. Вып. 3 (42). Владикавказ, 2009. С. 64-71.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ НАЦИОСТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ» author=»Туаева Берта Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]