В Архиве Гуверовского Института Стэнфордского университета в Фонде Ю.П. Миролюбова хранится копия рукописи известного русского эмигранта М.М. Спасовского (1890-1971) «О Соборном начале Руси» [см.: 3], на последней странице которой – небольшое письмо Юрию Петровичу Миролюбову, датированное 25 августа 1956 г. Выражаем сердечную признательность и искреннюю благодарность ассистенту Архива г-же Кэрол Лиденхэм (Carol A. Leadenham), которая любезно познакомила нас с данными документами, которые приводятся ниже.
О Соборном начале Руси.
Тысячелетняя история России, особенно ее пятивековой Московский период, самый блистательный по выявлению своей государственной одаренности и своей здоровой национальной самобытности, подготовивший величавую мощь и красу Российской Империи, рассказывает нам всеми своими страницами, что Русь только потому уцелела, росла, крепла и цвела под тяжестью терзающих ее напастей, что в основе государственного благоустроения Земли Русской лежало соборное начало, — лежала Земщина, — мощь и воля Земли, — всей Земли.
Это начало не сразу оформилось в законченный институт, но оно сразу Верховную Власть поставило вплотную к Церкви и по линии роста на Руси христианского вероучения слило эти две силы с Народом, укореняя в жизни не только юридические отношения, но и чувство нравственное.
Проф. В.О. Ключевский так отмечает этот момент, очень важный в истории развития соборного начала Русской Власти:
— «Церковь на Руси ведала тогда не только одно дело спасения душ. На нее возложено было много чисто земных забот, близко подходящих к задачам Государства. Она является сотрудницей мировой государственной власти в устроении общества и поддержания государственного порядка». (Изд. 1909 года, стр. 48).
Все содержание Церковного устава Великого Князя Ярослава, сына Владимира Святого, удивительно живо и полно повествует о том, что действие Церкви распространилось не только на быт и нравы русского общества X-XI веков, но и на политический порядок страны.
— «Церковь старалась, — пишет проф. В.О. Ключевский, — устранить некоторые тяжелые следствия тогдашнего политического порядка, например: княжеские усобицы и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия. Точно так же, не касаясь прямо ни форм, ни начал русского юридического быта, Церковь прививала к нему новые лучшие юридические понятия и отношения и с помощью их изменяла быт и нравы общества» (Изд. 1909 года, стр. 50).
Из этой беглой попутной справки читатель уже видит, что соборное начало, — начало деликатного кооперирования Русской Верховной Власти с Русской Церковью завязалось еще в Х веке и достигло высшей точки своего красочного развития в период Московского Царства, то есть, длилось фактически свыше семисот лет. Оно то, это соборное начало позволило Руси пройти сохранною через все ее погромы и разгромы и расцвети в диковинную Империю и естественно составляло и составляет явление действительно феноменального порядка, единственное в Мировой истории. В глазах иностранцев это явление было и до сих пор остается «великой несообразностью», чем-то непостижимым и вообще «определенно непонятным», а, может быть, даже и ненормальным. Но соборное начало было и оно остается русским явлением, глубоко индивидуальным.
Это явление взращивалось и проверялось веками. Именно оно зародило и укрепило, подняло и раскинуло то, что известно человечеству под именем Исторической России. Именно оно, это соборное начало, вопреки всем окаянным условиям – климатическим, географическим и военно-политическим создало в России поистине самую совершенную форму демократического устройства, какая только известная Мировой истории, — Соборную Монархию или, выражаясь на современном языке, Демократическое Самодержавие, — такой режим, при котором Царь, Народ и Церковь совместными усилиями своей мысли, воли и православной совести ковали государственное благополучие своей страны. И ковали блестяще, — иначе крохотный удел Данилы не разросся бы в великую и цветущую Империю, не дал бы столь блестящую систему управления и столь блестящую культуру русскую.
Вот почему, — выражаясь словами Ив. Солоневича, — мы не хотим борьбы за власть, мы хотим соборность власти, — такой, какой эта соборность была на практике достигнута в Московской Руси и создала там государственный строй, до какого Петербургская Империя так и не сумела дойти (см. «Народную Монархию», часть I, стр. 108).
Отсюда понятно ревнивое отношение к соборному началу, которое несет в себе все элементы органического, самого живого, тесного и честного сотрудничества Верховной Власти, Церкви и Народа и которое, действительно, крепко и грозно стоит на страже и общегосударственных и общенародных интересов. При соборном начале народными представителями являются представители от всего населения, от всех его слоев и категорий, — лица, профессионально связанные с местом и со всей сферой своей работы и потому, конечно, максимально сведущие по линии той области государственного хозяйства страны, которую они представляют, как специалисты.
На Всероссийских Земских Соборах Московской Руси мы видим представителей административных, военных, церковных, торгово-промышленных и общественно городских и сельских кругов со всей Земли. Кадр этих представителей составляется по принципу территориальному и профессиональному и эти представители естественно заинтересованы не в том, как бы это половчее и понапористее дорваться до власти и сесть на шею народную, а исключительно в том, как бы возможно полнее и возможно вернее осветить, защитить и укрепить интересы Государства по данной линии государственно-хозяйственной жизни.
Этим лицам, чтобы быть избранным в Земский Собор, не надо ничего обещать, а, следовательно, и лгать своим избирателям, им не надо никого подкупать или соблазнять, обволакивать и обманывать какой бы то ни было пропагандой и тратить на нее бешенные деньги, иногда очень темного происхождения. Этим лицам требуется только одно: — знать возможно полнее и понимать возможно глубже ту сферу труда, которую они представляют, и освещать эту сферу возможно честнее. Наиболее знающий, толковый и живой, наиболее честный и верный сын своего народа сам собою, силою своего труда, своей даровитости, своих познаний, своего опыта и своего душевного благородства автоматически выбрасывается на гребень жизни и посылается представителем Народа на Земский Собор.
Одаренные по природе, преданные своему делу и верные своей стране, эти люди – члены Московских Земских Соборов работали так, как никогда не работали, да и не могут работать никакие парламентарии-партийцы. Именно по этой причине соборяне смогли построить и построили Великую Державу Российскую – диковинное Государство Российского Царствия.
М.М. Спасовский
Глубокоуважаемый Юрий Петрович, — с благословения нашего <нрзб> Епископа Саввы я принял на себя представительство по распространению здесь церковной литературы, которую буду продавать по воскресениям на воротах Архиерейского дома – в непосредственной близости от нашего Кафедрального Собора (в гор. Стратфилде). Тут же я получил право продавать и наши национальные русские эмигрантские газеты, журналы и книги. Буде уместно, могу продавать и Вашу «Жар-Птицу». В положительном случае прошу высылать мне «Жар-Птицу» с июльского N-ра в количестве пока только десяти экз. и указать условия продажи и расчета с вами.
Дай Бог вам всего доброго.
С искренним уважением
Мих. Мих. Спасовский.
25 авг. 1956.
(Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова)
Из письма следует, что Спасовский, недавно прибывший в Австралию с острова Формоза, активно обустраивается на новом месте жительства, обстоятельства не сломили его, он по-прежнему энергичен и предприимчив. Сообщение о распространении церковной литературы и эмигрантской периодики вполне коррелирует с воспоминаниями капитана 3 ранга ВМФ Австралии в отставке, русского эмигранта Георгия Михайловича Некрасова. Так, отвечая на вопрос редактора газеты «Единение» (г. Сидней) Владимира Кузьмина: «В ваших книгах немало морских историй о морском флоте России начала прошлого века. Откуда вы берете материалы?», офицер сказал:
— Должен признаться, что мне повезло. В первый раз оказавшись в Сиднее, я пришел в собор, а после литургии зашел в книжный киоск, который тогда содержал М.М. Спасовский. Рассказал, что слышал, в Сиднее имеется кают-компания офицеров Императорского Флота. И тут же познакомился с одним из них. Потом получил приглашение на встречу, а там и сам был принят в члены. Потом старался не пропускать их встреч. <…> [см.: 2].
Со своей стороны выражаем искреннюю признательность Георгию Михайловичу Некрасову за эксклюзивные сведения, которыми он счел возможным поделиться в ответ на нашу просьбу:
«С Михаилом Михайловичем (Спасовским. – В.В.) я был знаком, но не близко. Он в те годы жил в Сиднее, а я там поначалу бывал только, когда корабль туда приходил. Моя семья и все родственники жили в Мельбурне. И даже когда мы переехали на время в Сидней, наш дом был далеко от центра (и также от «русского центра»). Поэтому мои воспоминания об М.М. Спасовском неполные. Мне он запомнился как худощавый, всегда опрятно одетый и подтянутый среднего роста господин в очках. Говорил всегда ясно и четко, за словом в карман не лазил. У нас были общие знакомые, главным образом члены Кают-компании офицеров Р.И.Ф. Они подтвердили мои впечатления о твердых монархических убеждениях Михаила Михайловича. Всегда был осторожен в своих высказываниях и его слова были вескими. Русская жизнь в Сиднее очень часто была неспокойной и отличалась ненужной грызней как личностей, так и организаций (включая церковные приходы). Я не помню никаких разговоров о каком-либо участии М.М. Спасовского в этом».
(Из электронного письма Г.М. Некрасова — В.А. Возчикову от 23 мая 2014 г.).
Упоминаемый Спасовским епископ Савва – глава Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей с 1955 по 1970 гг. (в миру – Феодор Феодорович Раевский) стремился оказывать всяческую поддержку соотечественникам. В одной из публикаций, последовавших после кончины владыки, говорится: «Наряду с укреплением материального благополучия епархии, владыка Савва, как и многие другие, нес в своем сердце тяжелую гирю изгнания, о чем свидетельствует его активная работа по выписке русских из коммунистического Китая …» [1, с. 14].
Сведениями о том, принял ли Ю.П. Миролюбов предложение М.М. Спасовского о присылке номеров журнала «Жар-Птица», мы не располагаем, равно как и о том, с какой целью отправлял Михаил Михайлович свою статью: рассчитывал ли он на публикацию или же просто поделился своими взглядами?.. По нашим сведениям, опубликованный выше текст ранее обнародован не был. Полагаем, что перед нами – одна из вариаций темы, к которой Спасовский неоднократно обращался в 50-60-е гг. прошлого века, — монархическая государственность, величие исторической России. Данная проблематика всегда была близка Михаилу Михайловичу, однако мощным стимулом активизации интереса к ней стало изучение труда И.Л. Солоневича «Народная монархия», под впечатлением которого М.М. Спасовский подготовил и свою известную работу – «Соборная монархия» [см.: 4].
Статья «О Соборном начале Руси» в сжатом виде отражает основные идеи «Соборной монархии», может быть, с более явственным акцентированием роли церкви в государственном строительстве. Так, в контексте архивной публикации обратим внимание на положения «Соборной монархии» о том, что «понятие Соборной Монархии присуще только Русской Истории» [4, с. 7], «Соборы Земские никогда не претендовали на власть, а Цари русские никогда не шли против мнения земли русской» [4, с. 11], «Никак не посягая на власть Царя и никак ее не ограничивая, Собор своими указами подчеркивал самое главное, а именно то, что распоряжения московских властей свободно обсуждаются Всей Землей, всеми земскими выборными людьми …» [4, с. 37] и др.
На взгляд публикатора, и статья, и письмо к Ю.П. Миролюбову являются ценными источниками для изучения жизни и деятельности Михаила Михайловича Спасовского, понимания его мировоззрения в послевоенные годы.
Список литературы:
- К.П. Еще тяжелая утрата [Текст] // Православная Русь: Церковно-общественный орган, основанный братством преп. Иова Почаевского в 1928 г. во Владимировой на Карпатах (Джорданвилль; Типография преп. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря). Год издания 47-й. – 1976. — №9 (1082). – 14 мая. – С. 14-15.
- Кузьмин, Владимир. Любовь к морю: Интервью с капитаном 3 ранга ВМФ Австралии в отставке Георгием Михайловичем Некрасовым [Текст] / Владимир Кузьмин // Единение: Русская еженедельная газета (Сидней, Австралия). – 2013. — №3 (3253). – С. 3.
- Спасовский, М.М. О Соборном начале Руси [Текст] / М.М. Спасовский // Urii Petrovich Miroliubov Collection. Box 8. Folder 18. (Reel 8). Hoover Institution Archives.
- Спасовский, М.М. Соборная монархия [Текст] / М.М. Спасовский. – Буэнос-Айрес: Изд-во «Наша страна», 1953. – 46 с.[schema type=»book» name=»М.М. СПАСОВСКИЙ – О СОБОРНОМ НАЧАЛЕ» author=»Возчиков Вячеслав Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]