Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Одним из полиэтничных и поликонфессиональных регионов России по праву считается Северный Кавказ. В ходе административно-территориальных реформ в 2010 г. был образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Уникальность округа в том, что на относительно небольшой территории проживают представители более ста этносов,  обусловливая прямую зависимость общественно-политической составляющей от ситуации в сфере межнациональных отношений.

По данным на 2010 г. на территории СКФО проживают 2743 тыс. русских (29, 9 % общей численности населения), 1485, 2 тыс. чеченцев (16, 2 % общей численности населения), 785, 3 тыс. аварцев (8, 5 % общей численности населения), 511, 7 тыс. кабардинцев (5, 6 % общей численности населения), 488, 8 тыс. даргинцев (5, 3 % общей численности населения), 476, 5 тыс. осетин (5, 2 % общей численности населения), 462,2 тыс. ингушей (5 % общей численности населения), 399, 1 тыс. кумыков (4, 3 % общей численности населения), 359, 5 тыс. лезгин (3, 9 % общей численности населения), 187, 6 тыс. карачаевцев (2 % общей численности населения), 148 тыс. лакцев (1, 6 % общей численности населения), 106, 8 тыс. балкарцев (1, 2 % общей численности населения), а также представители других национальностей [3].

Современная общественно-политическая и этнокультурная обстановка в мире характеризуется целым рядом негативных социальных тенденций. Проявления национализма, религиозного экстремизма, ксенофобии и пр. дестабилизирующие факторы значительно возросли в последние десятилетия. Не обошли эти процессы и Россию. Совместными усилиями государства, политиков, ученых, гражданского общества и региональных структур удалось минимизировать негативные последствия постперестроечного периода. Но, в полиэтничных регионах работа еще не завершена. Необходимо продолжать созидательно мыслить, конструктивно действовать всему сообществу, в том числе и северокавказскому.

Добрососедсоседство и взаимоуважительное отношение, толерантность и гостеприимство на Кавказе имеют глубокие исторические корни и культурные традиции. Сегодня, когда проблема толерантности стала глобальной, актуализируется обращение к опыту сосуществования и выработке новых форм толерантности. По мнению Л. Соловьевой, «любое общество, для которого характерны культурная, этническая, религиозная неоднородность, могут стабильно существовать только при наличии определенной степени толерантности. <…> Толерантность увеличивает способность этноса к адаптации в окружающем мире» [4]. Современные ученые считают, что толерантность населения, восприятие историко-культурного и религиозного наследия территории играют важнейшую роль в числе таких столь важных показателей бренда территории, как уровень развития экономики, качество и стоимость жизни, экологическая и военная безопасность, развитие науки, образования и культуры. Толерантность особенно важна для проблемных регионов, переживших межэтнические конфликты, а также для полиэтничных и поликонфессиональных территорий, где должен развивается межкультурный, межрелигиозный и межэтнический диалог [1, с. 97].

К современным формам межнациональных культурных коммуникаций сегодня можно отнести фестивали, симпозиумы, выездные семинары, спортивные соревнования, конкурсы и пр. Они характеризуются масштабностью, актуальностью и востребованностью. В 2014 г. состоялся XVII Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу». В г. Ставрополь съехались представители 14 регионов представителей юга России, более 700 участников разной религиозной и этнической принадлежности.

Делегациями субъектов ЮФО, СКФО, Абхазии и Южной Осетии поднимались актуальные вопросы.  Представитель минкультуры Республики Адыгея Н. Васильева говорила о нежелательном сокращение сети библиотек, клубных учреждений, музеев, «которые оказывают социальные услуги, ориентированные на население с низкой платежеспособностью, особенно в отдаленных населенных пунктах, а ведь в горах протяженность между поселками большая, и люди совсем не смогут приобщаться к культуре» [2].

Министр культуры Ставрополья Татьяна Лихачева отметила, что  необходимо поднимать вопросы субсидирования, «бесплатно ничего не бывает. На качественное повышение услуг в сфере культуры рассчитывать невозможно на старом материале, получается дисбаланс. Те вопросы, которые требуют кардинальных решений, мы направим в Минкульт России, они тоже должны знать, чем живут регионы» [2]. В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «В единстве национальных культур – целостность Российского государства», а в историко-культурном музее-заповеднике состоялась презентация экспозиции «Горцы Северного Кавказа глазами художников».

Дипломы за высокий уровень профессионального мастерства и большой вклад в укрепление дружбы между народами получили руководители всех национальных коллективов, а это ансамбли «Исламей» из Адыгеи, «Эхо гор» из Дагестана, «Магас» из Ингушетии, «Тюльпан» из Калмыкии, государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» и детский коллектив «Радуга» из Ставропольского края, театр танца «Меркурий» из КЧР, вокально-хореографический ансамбль «Родник» из Краснодарского края, государственный академический ансамбль танца «Кабардинка», «Казачий круг» из Ростовской области, «Дети гор» из РСО-Алания, чеченский ансамбль «Заманхо», музыкальные коллективы из Южной Осетии и Абхазии [2].

К знаковым событиям культурной жизни СКФО, которые объединяют огромное количество людей,  можно отнести Северо-Кавказский фестиваль «Кабардино-Балкария – диалог культур», Кубок СКФО по хоровому пению, мероприятия регионального общественного Фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа», ежегодный Международный фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», фестиваль «Студенческая весна на Кавказе», Фестиваль казачьей культуры, Межрегиональный фестиваль национальных культур СКФО «Кавказ – наш общий дом», Благотворительный концерт-марафон «Ты можешь спасти жизнь»,  Фестиваль национальных культур во Владикавказе, Дни национальной культуры народов Северного Кавказа «Под небом единым», Фестиваль национальных культур «Хоровод наций» в Пятигорске, Культурно-спортивный фестиваль «День единства народов Дагестана», Международный фестиваль вокального творчества «Жемчужина на Шелковом пути» и многие др.

Эти и другие формы внешних культурных контактов служат развитию толерантности, которая находит свое выражение в терпимости к другому образу жизни, обычаям, традициям и нравам, заставляет уважать чувства и  мнения соседей. А, в непростые периоды истории дает реальную возможность для объединения, гармонизации и воспитании межнационального общения. Если  рассматривать внешние культурные коммуникации и как один из методов «народной дипломатии», то можно говорить и о прикладном характере, а именно – адаптации и овладению рыночными ценностями, сохранению традиционных элементов и усвоению опыта мировых культур. Ну и конечно, демонстрации этнической, культурной и языковой уникальности народов Северного Кавказа.

Сегодня сохранение условий для добрососедского и конструктивного сосуществования, как и развитие полиэтничных форм культуры на Северном Кавказе и в целом по России, является первоочередной задачей для государства и общества. Только функциональное взаимодействие различных народов способно обеспечить устойчивость и жизнеспособность российской государственности как целостной системы, свести к минимуму негативный потенциал межэтнических конфликтов [5, с. 159]. Единство национальных, социально-культурных связей, как и преемственность истории на всем общероссийском пространстве является универсальным рецептом поступательного и плодотворного развития государства и общества.

 

Список литературы:

  1. Канукова З.В., Келехсаев Р.К. Поликонфессиональность как этнокультурный и этнополитический бренд Республики Северная Осетия – Алания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): в 2-х ч. Ч. I. C. 97-99.
  2. Правозащита [Электронный ресурс] / Режим доступа:
  3. Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р «О Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» / Гарант.ру. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642479/#0#ixzz3S7SDOv5S
  4. Соловьева Л. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа / Ковчег Кавказа [Электронный ресурс] / Режим доступа:
  5. Туаева Б.В. Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX – начало XX веков) // Вестник военного университета. 2009. № 3 (19). С. 153-159.[schema type=»book» name=»КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ» author=»Туаева Берта Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found