Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

В результате Октябрьской социалистической революции существовавшая система военного образования, включавшая в себя кадетские корпуса, военные юнкерские училища, военные офицерские школы и академии, была ликвидирована. Кадетские корпуса, готовившие кандидатов в военные училища, были переданы в распоряжение Наркомпроса и преобразованы в гражданские школы обычного типа. Военные юнкерские училища были распущены. Юнкера были отправлены в войсковые части на фронт, офицерский состав училищ переведен в резерв, откуда после проверки частью был отправлен на фронт, а частью использован в тылу, в том числе и по своей специальности – в новые военно-учебные заведения. Здания, материальная часть, оборудование юнкерских училищ были временно переданы воинским частям. Вместо старой системы создавалась новая, система военного образования. По-новому были организованы система комплектования и управления военно-учебными заведениями, учебно-строевые занятия и введена политико-просветительная работа. Важное место в новой системе военного образования занимала сеть артиллерийских военно-учебных заведений.

Руководство работой по созданию новой системы военного образования осуществлялось Главным управлением военно-учебных заведений Республики (ГУВУЗ РСФСР), созданным в начале 1918 г. Первым руководителем ГУВУЗа (главным комиссаром) был стойкий большевик и талантливый организатор И. Л. Дзевялтовский. Система артиллерийского образования, как и военного образования, вообще, была разработана ГУВУЗом в начале 1918 г. и включала в себя: Артиллерийскую академию, Высшую артиллерийскую школу, командные и технические артиллерийские курсы.

Артиллерийская академия, существовавшая с середины XIX в., была преобразована в 1919 г. в Артиллерийскую академию РККА (Приказом РВСР № 498 от 15 марта 1919 г.) для обучения строевых офицеров и инженеров было образовано два профильных отдела: технический и строевой, на базе которых готовили офицерские кадры с высшим военным инженерным образованием [1, с.6]. Срок обучения на техническом отделении устанавливался в 2 года 9 месяцев, на строевом – 2 года. Задачей ее было: подготовка командных и инженерно-технических кадров артиллерии с высшим образованием, обобщение боевого опыта, особенно первой мировой и гражданской войн и дальнейшее развитие теории и практики артиллерийского дела.

Высшая артиллерийская школа являлась промежуточной ступенью между Артиллерийской академией и командными курсами. Она предназначалась для переподготовки и повышения квалификации артиллерийских командиров, окончившего артиллерийские курсы или вовсе не имевшего никакого артиллерийского образования. Школа была открыта вначале 1919 г. на базе бывшей Офицерской артиллерийской школы (Детское Село) и продолжала функционировать в течение всей гражданской войны. Следует отметить, что наряду с Высшей артиллерийской школой, имевшей республиканское значение, округами (фронтами) создавались артиллерийские школы окружного (фронтового) значения. Известно, например, существование в 1919 г. окружных артиллерийских школ в Москве, Нижнем Новгороде и некоторых других городах. Цели и задачи этих школ были в основном такими же, как и Высшей артиллерийской школы.

Командные артиллерийские курсы предназначались для подготовки командного состава артиллерии взводного звена, технические артиллерийские курсы — для подготовки технического состава артиллерии (артиллерийских и оружейных техников, техников по артиллерийским приборам, по боеприпасам, порохам и т. д.). Срок обучения на курсах, согласно Положению о курсах, устанавливался в 1 год. В действительности, однако, он был гораздо короче, как правило, в пределах от 4 до 6 месяцев.

Первые командные артиллерийские курсы начали функционировать весной 1918 г. Это были 1-е и 2-е Петроградские и 1-е Московские артиллерийские курсы. Штатная и списочная численность курсантского состава этих курсов видна из табл. 1.[2].

Таблица 1

Штатная и списочная численность курсантского состава командирских артиллерийских курсах

Наименование

курсов

Штатная

численность

курсантов

Состояло в 1918 г.
на 1 июня на 15 июля
1-е Петроградские

командирские  артиллерийские курсы

300 259 229
2-е Петроградские

командирские  артиллерийские курсы

300 334 315
1-е Московские

командирские  артиллерийские курсы

200 Данных не найдено

В последующем, по мере роста численности артиллерии, сеть командных артиллерийских курсов неуклонно расширялась. По данным ГУВУЗа в декабре 1918 г. их было 5, в апреле 1919 г.—10, а в середине 1920 г. – 17. [3].

Следует иметь в виду, что здесь речь идет только о командных артиллерийских курсах, подведомственных ГУВУЗу. Но наряду с ними существовали командные артиллерийские курсы, которые создавались округами, фронтами, армиями и даже дивизиями.

С ростом численности сети командных артиллерийских курсов увеличивалась, естественно, штатная и списочная численность курсантов, обучающихся в ней. Это наглядно можно видеть из табл.2. [3].

Таблица 2

Штатная и списочная численность курсантов, обучающихся на командных артиллерийских курсах

Даты Штатная

численность курсантов

Было на лицо
На 1 мая 1918г. 1800 546
На 1 декабря 1918г. 3350 936
На 1 июня 1919г. 3850 2370
На 1 декабря 1919г. 2950 2520
На 1 апреля 1920 г. 3450 3485
На 1 октября 1920 г. 5990 4182

В связи с ростом численности артиллерии в войсках большое внимание уделялось созданию технических артиллерийских курсов. В 1918 г. продолжали работать технические артиллерийские курсы в Петрограде (на базе бывшей тех. арт. школы), курсы оружейных техников в Туле (на базе бывшей школы оружейных мастеров) и были открыты вновь военно-технические курсы и курсы орудийных мастеров в Москве и других городах.

Таким образом, вновь созданное государство в годы гражданской войны располагала широкой сетью артиллерийских учебных заведений, которые могли подготовить необходимое количество командного и инженерно-технического состава, как среднего, так и старшего звена.

Система комплектования советских военно-учебных заведений отличалась от существовавшей. Если социальной базой комплектования старых военно-учебных заведений была молодежь имущих классов и сословий, то социальной базой новых военно-учебных заведений стала рабоче-крестьянская молодежь.

Комплектование курсов переменным составом производилось округами, фронтами, армиями по нарядам, составленным ГУВУЗом. Для того, чтобы обеспечить штатную численность артиллерийских военно-учебных заведений, требования к поступающим на курсы в общеобразовательном отношении были самыми минимальными – наличие начального образования. Учитывая недостаточную общеобразовательную подготовку курсантов, артиллерийские курсы имели так называемые подготовительные отделения со сроком обучения, по положению, в 6 месяцев, а в действительности обычно в 2—3 месяца. При обучении в этих отделениях курсантам давались необходимые сведения по общеобразовательным дисциплинам. После окончания подготовительного отделения курсанты переводились на второе, специальное, отделение. По сохранившимся сведениям, в 1918—1920 гг. почти все советские артиллерийские курсы имели подготовительные отделения [4, с.104].

По мере развития советских артиллерийских курсов, в них выработалась новая система внутреннего управления, которая в первой половине 1918 г. получила официальную санкцию в Положении о командных курсах [5]. Во главе курсов стояли начальник и комиссар. В действительности вся власть (распорядительная и исполнительная) на курсах принадлежала разного рода комитетам и комиссиям – в частности, курсовому комитету, коллективу курсантов, хозяйственной комиссии, педагогическому совету и др. В состав этих организаций входили представители как постоянного, так и переменного состава. Причем переменному составу в силу его большинства на курсах принадлежала решающая роль, исключение составлял только педагогический совет: в него входили заведующий учебной частью курсов и все преподаватели.

Курсовой комитет  (председателем его по служебному положению являлся начальник курсов) обсуждал на своих заседаниях и решал все основные вопросы жизни и деятельности курсов. Его решения затем проводились в жизнь через начальника курсов и других должностных лиц, а также через другие курсовые организации. Хозяйственная комиссия ведала вопросами хозяйственно-бытового обеспечения и обозно-вещевого снабжения курсов, педагогический совет занимался вопросами организации учебного процесса на курсах.

Коллектив курсантов  проводил воспитательную работу на курсах, и наряду с этим он вникал во все стороны жизни и деятельности курсов – административную, хозяйственную, военно-педагогическую, нередко подменяя начальника курсов и комиссара. На курсах имелся курсовой или товарищеский суд, который пользовался большими правами в отношении курсантов. За проступки он имел право налагать на курсантов разного рода взыскания, денежные штрафы, предупреждать об исключении и даже исключать с курсов. В своих действиях суд был подотчетен курсовому совету и общему собранию курсов.

Комиссар на курсах занимал весьма важное и ответственное положение. В его основные задачи входило руководить воспитательной и культурно-досуговой работой на курсах, наряду с этим он должен был контролировать деятельность всех должностных лиц, всего служебного аппарата. Любое решение, принятое на курсах, вступало в силу только тогда, когда оно было санкционировано комиссаром. Письменное решение (распоряжение и т. п.), не имевшее подписи комиссара, не было действительно. В силу всего этого личность комиссара считалась неприкосновенной и всякое поползновение против нее расценивалось как самое тягчайшее преступление против власти [6].

Комиссар, курсовой совет и другие курсовые организации олицетворяли собой ту коллективную систему управления на курсах, которая просуществовала в течение почти всего 1918 г. Следует отметить, что в условиях 1918 г., когда центральный аппарат был, слаб, централизованная система управления только еще зарождалась и развертывание инициативы и самодеятельности масс имело решающее значение в деле организации военного образования, эта система была вполне закономерной и целиком оправдала себя.

В 1919—1920 гг. развитие коллективной системы управления шло под знаком усиления централизации и перехода к единоначалию. Вся власть на курсах постепенно сосредоточивалась в руках начальника и комиссара курсов. Курсовые советы и хозяйственные комиссии были упразднены; вместо товарищеского суда был введен дисциплинарный комитет. При начальнике и комиссаре курсов оставались педагогический совет и коллектив курсантов, получивший название бюро ячейки РКП (б), которое сделалось организацией строго политической. В то же время проявилась тенденция – и ГУВУЗ всячески старался проводить ее в жизнь — осуществления полного единоначалия на курсах, т. е. совмещения в одном лице функций начальника и комиссара курсов.

Главными в учебном процессе оставались специальные военные предметы: тактика, стрелково-артиллерийское дело, топография, материальная часть соответствующего рода оружия. Большое место в системе обучения было отведено изучению марксистско-ленинской теории (политграмота) и общеобразовательным дисциплинам (русский язык, математика, геометрия, литература). В методах и формах обучения шли по пути искоренения теории в преподавании, обучение носило практический характер, больше применяли лабораторный (наглядный, показательный) метод занятий, чем лекционный. Под руководством инструкторов (так тогда называли курсовых командиров) курсанты разбирали и собирали те или иные виды оружия (винтовку, пулемет, орудие), производили личные стрельбы, командовали отделениями и взводами в наступлении и обороне и т. д. Такая методика обучения в совокупности с продуманными соответствующим образом учебными планами и программами обеспечивала достаточную военную подготовку курсантов в короткие сроки.

Культурно-досуговая работа на курсах проводилась как в учебное время (изучение политграмоты), так и во внеучебное время (кружковая работа). На курсах работали кружки самого различного рода: литературные, общеобразовательные, военно-научных знаний, музыкальные, театральные и другие. Руководили кружками опытные специалисты, которые выдвигались из среды курсантов или приглашались со стороны. Кружки охватывали всех или подавляющую часть курсантов. Каждый курсант считал для себя честью участвовать в том или ином кружке и тем более выступать в нем от имени курсового коллектива. Почти каждые курсы имели свой курсовой журнал, печатавшийся на машинке. В журнале обсуждались все коренные вопросы жизни и деятельности курсов, помещались наиболее важные постановления и распоряжения по курсам, а также давалась систематическая информация о положении на фронтах. В журналах курсанты пробовали свои литературные силы, помещая короткие рассказы и стихи.

Система воспитательной работы имела своей целью развивать у курсантов чувство самосознания, расширять их кругозор, прививать любовь и уважение к великой культуре нашей страны, дать толчок и основные направления в их последующей работе над собой и в конечном счете подготовить вполне сознательного, политически грамотного и стойкого командира, который сумел бы сплотить вокруг себя массы красноармейцев и повести их в бой за дело социализма.

Артиллерийские военно-учебные заведения в годы гражданской войны часто выступали как боевые части и подразделения. Они принимали участие в подавлении чехословацкого мятежа, в разгроме Колчака, Деникина, Юденича, в отражении нападения панской Польши, в подавлении контрреволюционных восстаний и т. д. Об активности их участия в вооруженной борьбе можно судить по следующим цифрам. В 1919 г. из 11 командных артиллерийских курсов (наибольшее число) на фронтах действовало 5, в 1920 г. из 17 – 8. В боях в общей сложности от командных артиллерийских курсов участвовало в 1919 г. 202 командира и 1766 курсантов, в 1920 г. – 311 командиров и 2362 курсанта [7].

Несмотря на частые отрывы и другие неблагоприятные условия для учебы, артиллерийские военно-учебные заведения добились, в общем, значительных результатов. В 1918 г. командные артиллерийские курсы дали Красной Армии 553, в 1919 г. – 1126, в 1920 г. – 2163, а всего за три года 3842 подготовленных командира-артиллериста [8]. За то же время Артиллерийская академия подготовила 77 командиров и инженеров артиллерийско-технической службы [9], а Высшая военная артиллерийская школа – 134 командира [8]. Это была для того времени значительная армия артиллерийских командиров, инженеров и техников, которая в тесном содружестве с другими военными работниками создала красную артиллерию как род войск, пронизала ее духом железной дисциплины, революционной политической сознательности и уверенности в победе.

Многие воспитанники артиллерийских военно-учебных заведений периода 1918—1920 гг. прославили Советскую Армию как в годы строительства и укрепления советской артиллерии, так и во время Великой Отечественной войны. К ним в первую очередь относятся Главный Маршал артиллерии Н. Н. Воронов, Маршалы артиллерии В. И. Казаков, Н. Д. Яковлев и другие.

Артиллерийские военно-учебные заведения, созданные в годы гражданской войны, сыграли значительную роль в деле подготовки командных и инженерно-технических кадров для артиллерии и в деле защиты государства.

 

Список литературы:

  1. Дьяков С.И., Добряк С.Ю., Кисин К.А., Пилявец Г.А. Этапы подготовки офицеров в Михайловской военной артиллерийской академии для ракетных войск и артиллерии (от строевого отдела до командного факультета). Сборник VIII международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития». №8. 2014.
  2. РГВИА, ф, 62, оп. 1, л. 333, л. 106; д. 337, лл. 9 – 11.
  3. ЦАМО, ф. 54, оп. 270611, д. 1, л. 126.
  4. Устинов Е.Ф. Советские артиллерийские военно-учебные заведения в годы гражданской войны. Выпуск II. — Ленинград., 1958.
  5. РГВИА, ф. 6.2, оп. 1, д. 358, лл. 57 – 66.
  6. РГВИА, ф. 6.2, оп. 1, д. 333, лл. 105—106.
  7. ЦАМО, ф. 54. оп. 270611, д. 1, лл. 112 – 113.
  8. ЦАМО, ф. 54. оп. 270611, д. 1, л. 123.
  9. ЦАМО, ф. 54. оп. 1517, д. 15, л. 104.[schema type=»book» name=»АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ» description=»В статье рассказывается об артиллерийском образований 1918-1920 годы в системе образованных и переформированных учебных заведений по подготовке специалистов для артиллерии. О системе обучения и воспитания на командных артиллерийских курсах.» author=»Дьяков Сергей Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found