Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Первая сохранившаяся лето­писная запись о г. Рыльске описана во многих научных трудах по исследованию Ипатьевской и других древних летописей. События 1152 г. связаны с появлением Юрия Долгорукого из северо-восточной окраины Суздаля, расположенного на границе Черниговского и Киевского княжеств. В летописи сказано: «А Гюрги иде на Новъгород на Северскии и оттуда же иде к Рыльску и яко хоте поите из Рыльска Суждалю».

Существует гипотеза, что «Слово о полку Игореве» написано участником похода первым Рыльским князем Святославом Ольговичем, племянником Игоря.  В  течении многих веков здесь находились: княжеские дружины, сторожевые, казачьи, стрелецкие, пушкарские, кавалерийские, артиллерийские и другие воинские формирования [8, с.12].

О полетах на воздушных шарах, змеях, гигантских птицах куряне и рыляне знали со времен Киевской Руси из сказок, легенд, былин, устного фольклора и литературных источников.  Известный в России спортсмен Ф.Ф. Дзиковский 29 сентября и 1 октября 1891 года совершил два полета в г. Курске на воздушном шаре и прыжок с парашютом.[6, с. 25]

Популяризации воздухоплавания и авиации в городах Курской области, включая г. Рыльск способствовал так же тот факт, что они входили в состав Харьковского учебного округа, где к 1910 году насчитывалось более десятка частных авиационных мастерских, аэроклубов, студенческих обществ в технических учебных заведениях[8, с.30].

Киевские конструкторы А.С. Кудашев и И.И. Сикорский летом 1910 года совершили первых два полета на аэропланах собственной конструкции. В небольшой мастерской г. Харькова создавал свои первые самолеты С. В. Гризодубов [9,  с. 94].

 Известный российский пилот С.И Уточкин стал первым кого куряне увидели в своем небе на аэроплане «Фарман-1 V» 5 мая 1911г., а  13 июня 1912 года на ипподроме приземлился самолет военного летчика В.В. Дыбовского, совершавшего перелет Севастополь-Москва (Восторженная публика среди которых безусловно были учащиеся курской мужской гимназии будущие авиаконструкторы самолетов С.А. Лавочкин и М.И. Гуревич.[4, с. 449]

В этот период курянину А.Г. Уфимцеву на Международной воздухоплавательной выставке в Москве была присуждена большая серебряная медаль за биротативный двигатель. В 1909 году он построил модель своего летательного аппарата — «Малый сфероплан» с крылом в виде части сферической поверхности. Весной 1910 года был готов большой «сфероплан», но он не прошел летных испытаний т. к. его разбила буря. [1 , с. 613]

Интенсивное развитие гражданского воздушного флота на курской земле в интересах мирного социалистического строительства началось в конце 20х годов в составе центральной черноземной области (ЦЧО) с центром в г. Воронеж.  В первоначальной подготовке авиационных кадров  большую роль играл авиаспорт, который получил распространение в ЦЧО после 1923 года, когда в бывших губернских городах Воронеже, Орле и Тамбове были созданы кружки моделистов, а затем и планеристов [5, с. 13].

Начало регулярных работ в области сельского хозяйства относится в ЦЧО к концу 1931 года.  Подготовку летных кадров для гражданской авиации для ЦЧО вела Тамбовская авиационная школа являющаяся крупнейшей в СССР. В распоряжении Воронежского центрального аэроклуба имелись самолеты, несущие гражданскую авиационную службу. Аэроклуб также проводил подготовку летных кадров без отрыва от производства. По первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1928-33 гг. ЦЧО суждено было стать одним из ведущих центров авиастроения и системы подготовки кадров для ГВФ. В 1930 году был создан Воронежский учебно — строительный комбинат в составе института и техникума, третье по объему работы комплексное учебное заведение аэрофлота после Ленинградского и Киевского. В 1932 году состоялся выпуск 78 инженеров и 500 техников. [7].

Первые выпускники учебного комплекса ГВФ сразу после получения дипломов включались в строительство авиазавода начатого в 1932 году на пустынном левом берегу реки Воронеж. В 1934 году Воронежский авиазавод № 18 вошел в строй действующих по производству тяжелых бомбардировщиков, магистральных пассажирский и грузовых самолетов.[3, с. 26-28].

 С 1934 года ЦЧО была разделена на Курскую и Воронежскую, а учебное заведение ГВФ передано Наркомату авиационной промышленности.

В 1936г. в городе Курске был создан областной аэроклуб. Его образованию пред­шествовала четырехлетняя работа парашютно-планерной станции, девизом которой стал провозглашенный на IX съез­де ВЛКСМ крылатый призыв «Комсомолец — на самолет!». Аэроклуб осуществлял подготовку планеристов и парашю­тистов, спортсменов-летчиков, первый выпуск которых со­стоялся 14 декабря 1936г. Первым начальником Курского аэроклуба стал капитан Богатырь, переведенный на эту должность из Харькова.

Здесь была организована массовая подготовка авиационных специалистов, в первую очередь — летчиков и парашютистов, открылось новое отделение по подготовке авиационных ме­хаников; открылся и успешно действовал (с 1938 по 1941 гг.) Шебекинский филиал; значительно укрепилась материально-техническая база; объем подготовки курсантского состава увеличился до 250 человек. В предвоенный период аэроклубом было произведено че­тыре выпуска спортсменов-летчиков, подготовлено значи­тельное число авиамехаников, планеристов и парашютистов. В эти годы аэроклуб находился в здании по ул. Колхозная, 11, имел мастерские, аэродром, более 16 учебно-тренировочных самолетов, значительное количество парашютов.

Высокие показатели в работе Кур­ского аэроклуба дали основание для создания на его базе в 1940-1941 гг. 7-й Курской специальной летной школы ВВС РККА. В декабре 1945 года, по решению Главного управления ГВФ, из Польши в город Курск была направлена 109-я От­дельная авиаэскадрилья ГВФ, командиром которой был Слота Ми­хаил Семенович. На базе прибывшей авиаэскадрильи и действовавшего Курского авиационного звена (командир звена С. Н. Шонин) в начале 1946 года был создан 203-й Курский авиаотряд Московского Управления спецприменения и местных воздушных линий

Первым командиром Курского авиаотряда был М.С. Слота, его заместителем — Сергей Максимович Картамышев, коман­дирами звеньев — Серафим Никитович Шонин и Сергей Фе­дорович Тупоносов. В 1939г. было выпущено 250 курсантов,  в 1940г. уже более 700.

На аэродроме аэроклуба, располагавшемся тогда на месте современного Северо-Западного микрорайона, шла интен­сивная концентрация авиатехники. Было собрано более 100 самолетов, в том числе: По-2, УТ-1, И-16.  Весной 1941 г. из Москвы прибыл начальник 7-й летной школы Алек­сандр Пархоменко — сын легендарного героя гражданской войны, воспитавшийся в семье наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова.

С началом Великой Отечественной войны в 7-й летной школе шла напряженная работа. Ее штаб располагался в центре города, по адресу: Красная площадь, 6; на улице Кол­хозной, 11 были оборудованы учебные классы; энергично велась летная подготовка на аэродроме. Однако с началом налетов фашисткой авиации на Курск учебные полеты были прекращены. Несколько раз аэродром «Западный» подвер­гался бомбардировочным налетам.

С продвижением фашистских войск к Курску возникла не­обходимость эвакуации школы на восток. В октябре 1941г. школа была эвакуирована  в г. Кинель — Черкассы, Куйбы­шевской области, где летно-инструкторский состав осущест­вил выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска. К началу зимы 1941/1942 гг. 7-я летная школа была преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Ночные легкие 641-й и 635-й бомбардировочные авиапол­ки, а затем дивизии, сформированные из летно-технического штата аэроклуба, были отправлены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде  войны.

В ходе боев мужество и отвагу проявили многие воспитан­ники аэроклуба, пять из них стали Героями Советского Сою­за: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Еремин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников; дважды был удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых.

Многие работники и летчики аэроклуба после окончания Великой Отечественной войны вернулись в Курск и присту­пили к мирному труду. Возобновил с 1947г. свою деятель­ность и Курский аэроклуб. Возглавил аэроклуб бывший ко­мандир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс. Его преемниками на этом посту стали Герой Советского Союза Г.В. Денисенко, Г.Ф. Бабенко, А.И. Кислица А.Н. Костарев, В.Ф. Афиногенов, Как и в довоенные годы, вы­пускники аэроклуба поступали в военные авиационные учи­лища, пополняли ряды воздушно-десантных войск и авиапредприятий ГВФ. Позднее аэроклуб стал называться им. героя Советского Союза С.В. Сыромятникова.[6, с.26-28]

В 1952 году Курский авиаотряд был реорганизован и стал называться объединенным.  В него вошли Орловская, Брян­ская авиаэскадрилья, Калужское и Тульское авиазвенья а в 1954 году Белгородская авиаэскадрилья.

В 1954 году самолетный парк Курского авиаотряда попол­нился новым самолетом АН – 2, который по всем показателям значительно превосходил своего предшественника ПО -2. Первыми командирами самолета АН — 2 стали Иван Михайлович Марченко, Юрий Александрович Акимов.

1957 году в Курский объединенный авиаотряд на эксплуатацию начал поступать самолет ЛИ — 2. Успешно усвои­ли новый тип самолета и стали первыми командирами воздушных судов Михаил Васильевич Сафронов  Геннадий Васильевич  Елихин. [6, с.7]

В практическом и методическом значении для авиации большой опыт  был накоплен педагогическим коллективом специальной средней школы №4 ВВС. Она была организована на основании постановления № 2276 СНК СССР от 6 ноября 1940 года  с целью подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ летчиков и летчиков наблюдателей ВВС.  Первый набор учащихся в восьмые, девятые и десятые классы был произведен к 1 января 1941г, в соответствии с постановлением устана­вливалось общее количество учащихся школы — 500 человек во всех 3-х классах. Комплектовалась школа из числа лучших учащихся средних школ мужского пола. Для преподавания в школу назначались учителя с высшим педагогическим образо­ванием. Руковод­ство военной и технической подготовкой осуществляли воен­ные и политические руководители из числа лиц командного и политического состава Красной Армии. Первым директором школы был назначен Федор Алексеевич Казьмин,  с января 1942г. и до ликвидации школы эту должность занимал Павел Лаврентьевич Забабурин. Учащиеся школы имели установленную форму одежды. Окончившие школу получали особый аттестат и рас­пределялись в авиашколы первоначального обучения летчи­ков, авиатехнические училища, высшие авиационно-инженерные училища; отличники направлялись в военно-воздушные инженерные академии.

После 22 июня 1941г. здание по ул. Бебеля, 12 было переда­но госпиталю, а школа перебазировалась в Дом пионеров. Отсюда в армию проводили первый выпуск — 116 человек. Вскоре и Дом пионеров был занят под госпиталь, и школа временно разместилась в доме № 58 по ул. Ленина.

17 сентября 1941г. в связи с приближением линии фронта к городу учебное заведение было эвакуировано из Курска в г. Сарапул, Удмуртской АССР  К концу 1942г. в школе обучались 394 человека. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 11 апреля 1944г. № 767-р школа была реэвакуирована в Курск.  Ликвидирована с 1 сентября 1955г. на основании решения № 300 Курского облисполкома от 3 августа 1955г., принятого в соответствии с постановлением Советов Министров РСФСР от 8 июля 1955г. № 886 «О ликвидации специальных средних школ Военно-воздушных сил в системе Министерства про­свещения РСФСР».  Всего за время существования школы ее окончили 2200 че­ловек.[6, с. 462-463].

 В середине 50-х гг. началось строительство двух заводов с новейшими технологиями: 1955г. завода авиационной промышленности – «Прибора», а в 1956 году – радиозавода «Маяк», которые в 1959 году начали давать продукцию.

 После освобождения города Рыльска Курской области от фашистов здесь разместили автомобильный полк, затем автошколу. В сентябре I955 г. из подмосков­ного Остафьево в Рыльск перевели 139-ю военную авиационную школу меха­ников (ВАШМ) радиотехнических станций ВВС. Под руководством начальни­ка школы Б.А. Кругляка —  инженера-полковника были построены аэродром, стоянки для самолетов, казармы, склады и иные авиационные объекты инфраструктуры. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС), как ее называли рыляне,  все увереннее вливалась в общественную и социальную жизнь города. Первый  выпуск курсантов состоялся в апреле 1959г., а в июне-июле на основании при­каза МО СССР началась расформирование школы в связи с сокращением воо­руженных сил.

 Официально РАУСС ГВФ было организовано приказом начальника ГУГВФ Е. Ф. Логинова №479 от 29 августа 1960 г. на базе фондов передаваемых из МО СССР. В период со 2-го по 16 сентября была произведена передача 139 Военной авиационной школы механиков радиотехнических станций ВВС в Главное Управление гражданского Воздушного  Флота при Совете Министров СССР [2] .

 Таким образом накопленный опыт подготовки летного состава в ЦЧО и Курской области: учебном комбинате, аэроклубах, авиационных школах, военных учебных эскадрильях, объединенных авиаотрядах, а так же авиационная специализация новых Курских заводов и военной школы в г. Рыльске предопределили создание авиационного училища специальных служб гражданского воздушного флота СССР (РАУСС ГВФ) в Курской области, как единственного учебного заведения подобного профиля в РСФСР, два других в этот период уже существовали   в г. Кривой Рог (Украина) и г. Рига (Латвия).

                                              Список литературы

  1. Авиация. Энциклопедия. // Гл. Ред. Свищев. – М.: изд. БСЭ, 1994г. – 736с.
  2. Архив Рыльского авиационного технического училища ГА. Д. Специальная часть (Акт о передачи имущества). Л. 1-3.
  3. Гагин В.В. Самолеты Воронежского авиазавода. / В.А. Гагин. —  Воронеж. «Траст», 1996 г. – 88с.
  4. История и современность Курского края: Региональное учебное пособие //отв. ред. Б.Н. Королев — Курск: обл. ИПКиПРО. — 2001 г. – 717с.
  5. Крылья города. Воронежавиа // автор сост. В.Л. Елецких, Воронеж. «Альбом». — 2006 г. – 128с.
  6. Курск. Краеведческий словарь-справочник // гл. ред. Ю.А. Бугров — Курск: «Юмекс» 1997г. – 495с.
  7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.9527. (ГУ ГВФ). Оп.1. Д. 446. Л. 99 об.
  8. Хороших В.А. Наследие российского купца Шелехова: Монография. / В.А. Хороших. – Курск: КГПУ, 2002. – 510с.
  9. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.). / В.А. Хороших. – Курск: КГПУ, 2012. – 316с.[schema type=»book» name=»ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ » description=»В статье рассматривается история зарождение авиации и авиационного образования в центрально-черноземной области России, в тридцатые годы ХХ века. Автор дает обзор истории развития предприятий гражданской авиации, аэроклубов, авиационных: кружков, обществ и школ в гг. Курск и Рыльск. Показана преемственность Советской системы подготовки авиационных кадров среднего звена от военных авиационных школ во второй половине ХХ столетия» author=»ХОРОШИХ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa slot terbaik
404: Not Found