Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОСТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ НАЦИОСТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Сегодня процессы политического и общественного развития многих стран и регионов напрямую зависят от идеологических, этнокультурных, социально-экономических факторов. Исследователи и эксперты пытаются найти ответы на многочисленные вопросы, спрогнозировать и выстроить модели дальнейшего развития отдельных государств или локальных сообществ с учетом глобальных катаклизмов и вызовов современности.

Насущных и взвешенных решений требует от общества, политиков и власти  национальный вопрос, который является одним из центральных как в России, так и большинстве стран мира. Связано это с несколькими современными общекультурными тенденциями: интерес к собственным историческим корням; значимость культурной идентификации общества; сохранение и развитие национальной самобытности; рост интереса к защите традиционных духовных ценностей, нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения; функционирование этноса как социокультурной целостности.

Российско-кавказское взаимодействие насчитывает несколько веков. За это время успешный путь развития прошли многие автохтонные народы. Были сформированы национальные, государственные, административно-территориальные структуры. Динамика этнической структуры населения Северного Кавказа в досоветское время проявилась не только в быстрой смене национального состава населения за относительно короткий период, но и в распространении этой тенденции на территорию огромного района, а также в массовом исходе огромного количества людей. Советский период российской государственности стал этапом формирования новой национальной политики, направленной на развитие культуры и экономики национальных районов страны. Наиболее успешный опыт реализации национально-культурной автономии был получен в ходе революций и Гражданской войны, а также в 1920-е годы, когда правящая партия большевиков вела динамичный поиск оптимальных способов укрепления целостности государства и самоопределения народов РСФСР и СССР [6, с. 66-67]. В этот период приоритет отдавался политическим методам решения национальных проблем, национально-государственному строительству, но в то же время был обеспечен самый интенсивный прогресс в экономическом, социальном, культурном развитии всех народов страны; на практике, несмотря на идейно-теоретический отказ, проводились в жизнь принципы национально-культурной автономии [3].

Молодое советское государство в рамках национально-государственного строительства проводило так называемую политику «кореннизации», которая заключалась в привлечении национальных кадров к госуправлению, что положило начало образованию местных элит с присущей им национальной спецификой. Культурный аспект коренизации заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, развитии национального искусства, формировании национальной интеллигенции и пр.

Советская власть «приняла» Северный Кавказ как район преимущественно аграрной экономики и сельского расселения с малым числом индустриальных центров, низким уровнем урбанизации, сложной этнической мозаикой и высоким конфликтным потенциалом [1, с. 54]. Но за короткий исторический промежуток, советскому правительству удалось радикально изменить вектор развития региона и вывести его на высокий социокультурный уровень, сформировав при этом мирный полиэтничный потенциал.

В постсоветское время идея интернационализма сменяется периодом развала страны и отстаивания национальных интересов. По всей стране прокатились волны националистических настроений. Реальные угрозы для национальной безопасности России исходили и от внешних и от внутрироссийских деструктивных сил. К числу наиболее опасных факторов, наряду с затяжным и глубоким экономическим и социальным кризисом, относился и кризис в национальной политике.

Со временем удалось выработать рычаги урегулирования межэтнических отношений, среди которых не последнюю роль играли национально-культурные центры и общества. Имея социальный и культурный опыт,  эти ассоциации направили свои усилия на укрепление мирных добрососедских отношений, способствовали в форме народной дипломатии не только отстаиванию своих интересов, но и оказывали неоценимую помощь государственным структурам.

Сегодня, когда опасность сецессий минимальна, на повестке дня все еще стоит борьба с проявлениями терроризма, шовинизма и экстремизма. В новых условиях востребатывается гражданская идентичность, гражданское сознание и инициативность. Только функциональное и созидательное взаимодействие различных народов способно обеспечить устойчивость, жизнеспособность российской государственности как целостной системы, а также свести к минимуму негативный потенциал межэтнических конфликтов. Отражением известных событий на Кавказе последних лет стало изменение процентного соотношения национального состава населения. Однако, в одной только столице республики г. Владикавказ, с населением более трехсот тысяч человек, живут представители более ста национальностей. Наглядным примером единения народов разных вероисповеданий, культур и традиций, на протяжении нескольких веков живущих в мире и согласии может выступать многонациональная Республика Северная Осетия – Алания [6, с. 69-70].

В октябре 2014 г. на Расширенном заседании президиума Совета по межнациональным отношениям были рассмотрены вопросы Стратегии развития российской идентичности и её региональный аспект, а также «русский вопрос». В своем выступлении заместитель руководителя Администрации Президента М. Магомедов, в частности, отметил: «Именно укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, российской нации, является главной целью Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Президентом в декабре 2012 года. Вопросы самочувствия русского народа, состояния русского языка и русской культуры являются ключевыми в современной государственной национальной политике» [5].

Ситуация на Северном Кавказе отражается в ежегодных экспертных оценках, докладах и мониторинге. По мнению Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», статистически значимые различия в показателях социального капитала между русскими и представителями народов Северного Кавказа обнаружены только по некоторым из показателей толерантности (толерантность к этническим меньшинствам выше у представителей народов Северного Кавказа, толерантность к сексуальным меньшинствам и инакомыслящим — у русских). Не выявлено значимых различий в уровне доверия, позитивности, выраженности гражданской идентичности. Притом что значимых различий в общем индексе толерантности к представителям иных групп не оказалось [2, с. 384].

В предложениях и рекомендациях ведущих экспертов по стабилизации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе [4, с. 97-98]  говорится о том, что необходимо актуализировать полномочия властей республик РФ в СКФО в обеспечении возвращения русского и нетитульного населения; утверждения позитивного отношения к русской истории и культуре, возвращения им статуса объединяющих феноменов, повышение референтных ресурсов русского языка;  трансляция многообразного опыта конкретных дел, социальных практик, способствующих взаимопониманию людей разной этнической принадлежности и снятию взаимных фобий, организация этнологического всеобуча на базе общероссийских гражданских ценностей.

Список литературы:

 

  1. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М., 2005. — 304с.
  2. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / под ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой . М.: НИУ ВШЭ, 2013. — 564 с.
  3. Кузнецова Е.В. Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития (1996-2006гг.). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2006. – 24с.
  4. Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М. — Ставрополь, 2013. – 99с.
  5. Президент России [Электронный ресурс] / Режим доступа:
  6. Туаева Б.В. Национально-культурная автономия на Северном Кавказе: исторический опыт и проблемы развития // Известия СОИГСИ. Вып. 3 (42). Владикавказ, 2009. С. 64-71.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ НАЦИОСТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ» author=»Туаева Берта Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa https://aayc.uns.ac.id/ slot gacor
404: Not Found