30 Апр

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КУРСАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМАНДНОГО СОСТАВА И В ВЫСШЕЙ ОФИЦЕРСКОЙ АРТИЛЛЕРИСКОЙ ШКОЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

В связи с началом военных действий 187 слушателей АКУКС сбора командиров взводов и орудий 24 июня были направлены в формировавшиеся танковые части. 30 июня 1941 года состоялся выпуск еще 301 слушателя.

С первых дней войны из постоянного состава Курсов был сформирован штаб обороны Лужского района, который принимает участие в организации заградительных отрядов, в формировании воинских частей и в постройке оборонительных сооружений под Лугой и Пушкиным. Из команды артиллерийского полигона Курсов и его железнодорожной роты были созданы подвижной истребительный отряд для борьбы с вражескими авиадесантами и диверсантами и отдельный отряд для участия в обороне города Луги.

В начале июля Курсы получили задачу вернуться па зимние квартиры в г. Пушкин, принять для обучения офицеров запаса и эвакуироваться в Гороховецкий лагерь (Горьковская область).

Все, что могло быть использовано для ведения боевых действий, Курсы передали фронту. С собой было взято только самое необходимое для организации обучения офицеров запаса.

С ненавистью к врагу, с грустью покидал личный состав г. Пушкин, ставший для всех родным. Главная задача, которую должны были решить Курсы это быстрое и высоко-качественное обучение офицеров запаса.

Большая организованность и здоровое политическое и моральное состояние, как постоянного состава, так и офицеров запаса, явились результатом умелой работы командования Курсов, оно сумело правильно расставить свои силы и обеспечить выполнение поставленной задачи.

Работа по организации учебного процесса продолжались в эшелоне во время его движения. Это позволило уже 25 июля начать занятия на новом месте.

Нужно было в 2-х месячный срок подготовить 258 командиров батарей и взводов дивизионной артиллерии и командиров батарей звуковой разведки.

Начиная с этого сбора, на протяжении всей Великой Отечественной войны Курсам пришлось решать трудную задачу в короткие сроки готовить артиллерийских офицеров разных специальностей. Нужно было дать такую подготовку которая позволяла бы офицерам сразу же по прибытию их на фронт, как говорится, с ходу самостоятельно правильно применять артиллерию.

Для того, чтобы решать такую задачу, нужно было иметь подготовленный преподавательский состав и учебно-материальную базу. На организацию и проведение учебного процесса были направлены все усилия коллектива Курсов.

О том, как шла эта работа, можно увидеть из доклада генерал-лейтенанта артиллерии А. Каркешкина, бывшего в то время начальником учебного отдела Курсов: «Не все было гладко. На первых порах возникали горячие и острые споры, о том, чему и как учить. Это был очень важный и принципиальный вопрос, правильного решения которого зависел успех всей работы. Некоторая часть преподавателей, привыкнув вести, обучение на теоретическом уровне и продолжительное время, не могла перестроиться и подчинить все требованию: качественно, но в короткие сроки и только тому, что нужно на войне против немецко-фашистских войск».

Командование Курсов сумели правильно и быстро разобраться в этих дискуссиях, отобрать наиболее ценные предложения и внедрить все это в учебный процесс.

Большую помощь и повседневное внимание Курсы получали со стороны Командующего артиллерией Советской Армии Н.В. Воронова, его штаба, начальника ГАУ Н.Д. Яковлева В и его заместителя И. И. Волкотрубенко. Благодаря этой помощи Курсы систематически получали новые образцы материальной части, приборов, боеприпасов и средств связи тяги.

Таким образом, Курсы обучали на той новой технике, которую получали войска, и, прибывая на фронт, офицеры могли эффективно использовать эту технику в борьбе с врагом. Очень важно, что Курсы систематически получали обобщенные данные с фронтов войны и могли на этом богатом материале обучать офицеров.

Вот один из примеров. Уже в августе месяце Курсы получили указания по опыту борьбы с танками противника, о новой организации противотанковой обороны, и противотанковых районах, об артиллерийских  резервах. Этот важный материал был немедленно внедрен учебный процесс. Командующий артиллерией и ГДУ нашли возможность посетить Курсы, ознакомимся с учебным процессом, бытом слушателей, поправить в некоторых вопросах.

Очень важно Курсы смогли создать хорошую учебно-методическую базу. Преподаватели Курсов помнили и неуклонно старались воплотить в жизнь такой принцип: чем короче срок обучения, тем нагляднее должен быть он, тем богаче должна быть учебно-материальная база.  Широко развернулась изобретательская и рационализаторская работа. К этой работе широко привлекались слушатели с боевым опытом и желанием оказать нам помощь. Созданные экспериментальные мастерские давали возможность претворять в жизнь различные предложения и создавать замечательные учебные пособия, макеты, приборы и.т.п. Особенно широко рационализаторская работа была развернута  на цикле стрельбы (начальник цикла полковник Н.Н. Фигнер), (на цикле АИР (начальник цикла полковник А. А. Апарин), на цикле материальной части (начальник цикла инженер- полковник В. Ф. Галкин). Много предложений дали офицеры В. Я. Жидков, С. В. Григорович, В. П. Убиенных П. А. Шенета, Б. Ф. Кравченко, А. Н. Муравы И С. Д. Абезгауз, А. П. Ивачев и другие.

Основной фигурой в учебном процессе был преподаватель, от его подготовленности, его знаний и опыта, его методического мастерства, в конечном итоге, зависел результат обучения.  На Курсах была широко развернута методическая работа, работа по изучению и обобщению опыта войны и внедрению этого опыта в учебный процесс. Для приобретения боевого опыта часть преподавателей направлялась в длительные командировки на фронт. Опыт, принятый ими в боях, становился достоянием всего коллектива. Эта форма работы себя оправдала и давала хорошие результаты. Другой формой изучения и обобщения опыта войны было использование боевого опыта офицеров-слушателей, прибывших на учебу с различных фронтов. Проводились конференции по отдельным, наиболее сложным вопросам, практиковалось и издание сборников с примерами боевого применениям действий артиллерии и артиллеристов в различных видах боя. Это был ценнейший материал, который широко использовался в учебном процессе.

В сентябре состоялся выпуск 258 командиров батареи и взводов дивизионной артиллерии и командиров батарей звуковой разведки. Боевые стрельбы обслуживались артиллерийскими частями, которые были расквартированы в это время в лагерях. В городе Семенове приступили к занятиям 14 учебных отделений по подготовке: командиров батарей, начальников штабов и командиров дивизионов, помощников начальников штабов полков, начальников разведки дивизионов и командиров минометных батарей.

В начале 1942 года Курсы перешли на трехмесячный срок обучения слушателей. Для обслуживания стрельбы слушателей формируется артиллерийский дивизион. На курсы была возложена дополнительная задача по подготовке командиров минометных батарей из командно-политического состава артиллерии и подготовка командиров артиллерийских топографических подразделений из числа курсантов, окончивших военное  топографическое училище.

Согласно новым штатам Курсы, начиная с 1942 года, должны были в течение сбора подготовить 100 командиров артиллерийских полков, 400 командиров дивизионов и батареи и 200 командиров резерва Главного управления кадров артиллерии.

При Курсах создается резерв командного состава управления кадров артиллерии Красной Армии. С командирами, состоящими  в резерве, достигшем численности 1000 человек, проводились плановые учебные занятия.

За время войны личный состав неоднократно принимал участие в испытании новых снарядов и взрывателей, в испытании артиллерийских систем, в испытании новых приборов управления огнем, средств связи, оптических приборов подразделений артиллерийско-инструментальной разведки. Кроме того, в школе была проведена большая рационализаторская изобретательская работа. Было принято 85 предложений, относящихся к боевому применению артиллерии и 158 предложений — к обеспечению учебного процесса.

В период Великой Отечественной войны программы обучения слушателей школы, непрерывно изменялись и совершенствовались от сбора к сбору в зависимости от задач, поставленных перед школой и в соответствии с нуждами войск и опытом войны. За время Великой Отечественной войны в стенах школы прошли подготовку около 10000 офицеров. Количество профилей подготовки слушателей за время войны достигло 42.

 

Список литературы:

  1. История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958. С. 8-9.
  2. Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк.-СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006. С.22-23.
  3. Куллама Г.З. Лужский артиллерийский полигон: исторический очерк/Г.З Куллама.– 3-е изд., испр. и доп.– Луга: Изд-во Голубева, 2010.– 140с. : (История Лужского края).
  4. Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.С. 10-11.
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КУРСАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМАНДНОГО СОСТАВА И В ВЫСШЕЙ ОФИЦЕРСКОЙ АРТИЛЛЕРИСКОЙ ШКОЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    В статье рассказывается об образовательной деятельности на АКУКС в начале Великой отечественной войны. О передислокации в город Семенов, о проведении организационно-штатных мероприятий. О смене наименования учебного заведения с АКУКС на ВОАШ.
    Written by: Дьяков Сергей Иванович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook