Номер части:
Журнал

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ДО И ПОСЛЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: , Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ДО И ПОСЛЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ). Исторические науки. ; ():-.





Во второй половине XIX века в деле народного образования в России происходят существенные сдвиги, обусловленные общим направлением социально-экономического развития страны. Экономические, политические и социальные перемены в жизни российского общества определили изменения и в общественном сознании. Школа как общественный институт должна была способствовать повышению культурного уровня трудоспособного населения и помогать молодому поколению приспосабливаться к изменившимся условиям жизни.

Начальная школа своим развитием полностью обязана местным органам самоуправления, появившимся в России по Положению о земских учреждениях 1864 года. Именно земская активность обусловила жизнестойкость и результативность работы начальных народных училищ, и все это произошло вопреки тому факту, что дело организации народного образования было отнесено к необязательным земским функциям. Созданная благодаря общественной инициативе и с материальной поддержкой земств, начальная народная школа впервые стала тем реально действующим образовательным институтом, эффективная деятельность которого способствовала появлению у крестьянского населения страны стремления к постоянному повышению своего культурного и общеобразовательного уровня. На первый план была выдвинута задача введения всеобщего начального обучения. В конечном счете, стабильная работа земских начальных училищ привела к постоянному росту количества грамотных людей в России, что являлось основным фактором прогрессивного развития страны.

Система земских школ в России определённым образом включала в себя не только общее количество начальных народных училищ, но и целый комплекс других образовательных структур, способствующих плодотворной работе начальных школ. В их число входили различные учебные заведения, занимающиеся непосредственно или косвенным образом подготовкой педагогических кадров для земских училищ, такие как специальные средние и высшие педагогические учебные заведения, а также обычные средние учебные заведения, выпускники которых работали учителями народных училищ (гимназии и прогимназии, городские и реальные училища, духовные и епархиальные училища). Именно по этой причине указанные учебные заведения постоянно находились в поле зрения местных органов самоуправления и получали от них значительную материальную поддержку. Кроме того, важным элементом системы земских школ являлись различные учреждения, занимающиеся внешкольным и послешкольным образованием народа: воскресные школы, повторительные курсы, народные чтения, народные библиотеки-читальни и другие.

Земский опыт стал ярким примером необходимости самого активного участия всего общества в создании действующей системы народного образования, способной решить все стоящие перед ней насущные образовательные вопросы, в первую очередь, проблему полного охвата населения учебными заведениями. В результате кропотливой работы земствам удалось создать новый тип школы. К февралю 1917 г. в России действовало около 65 тысяч земских начальных школ (всех начальных школ в стране имелось 124 тыс.). К 1 января 1915 г. в 43 земских губерниях в народных школах обучалось 4346 тысяч учащихся (для сравнения: в 49 неземских губерниях было 1596 тысяч учащихся), с которыми работали 107 328 учителей (в неземских губерниях – 38704 человека). Громадное большинство школ имело собственные здания. В среднем в земских школах на одного учителя было 40,7 учеников при норме в 50 человек1. С 1890 по 1914 г. земские расходы на народное образование выросли в 15 раз – с 7 до 104 млн. рублей в год (государственные расходы – в 6-7 раз)2.

До проведения земской реформы ситуация с народным просвещением в Курской губернии практически не отличалась от общероссийской. Материал о состоянии дореформенных школ, предоставленный учителями народных училищ, был обработан Курским земством и включен в обобщенном виде в первую главу исследования И.П. Белоконского «Народное начальное образование в Курской  губернии» (Курск, 1897). Из перечисленных данных можно составить следующую картину: преподавание в разных селах 15 уездов Курской губернии мало отличалось по качеству и системе преподавания; обучение велось местными священниками, псаломщиками, диаконами, отставными солдатами, недоучившимися сыновьями диаконов и священников или даже дворовыми крестьянами; методы преподавания использовались очень старые и непродуктивные: буквослагательный при обучении чтению и письму, первой книгой для чтения была Псалтырь; по арифметике упражнялись только в письме цифр и чисел; дети посещали школу нерегулярно, число учащихся было незначительным, часто ученики бросали школу, так как учебный год, начинаясь с августа и, заканчиваясь в июне; часто дети учились по вечерам, а днем работали на своего педагога – местного диакона; отдельных школьных помещений не было, обучение велось в наемной крестьянской избе или частных домах; обращение с учениками зачастую было ужасным, повсеместно и в самых широких размерах была распространена порка розгами, битье линейками и даже палками.

Большинство дореформенных школ, равно как и учащиеся, числились лишь номинально, на бумаге для представления отчетов начальству. С проведением в жизнь земской реформы 1864 г. число школ и их качественные показатели начали постепенно возрастать. Приведем некоторые данные о числе начальных училищ в Курской губернии середины XIX века и времени их возникновения. Так, в 1865 г. в 12 из 15 уездов Курской губернии было 40 школ ведомства государственных имуществ (в трех они вообще отсутствовали)3.

Участие же земских учреждений губернии в народном просвещении проявилось с самых первых лет существования земских органов самоуправления на территории губернии. В то же время, не получив от дореформенного времени почти никакого наследства в области народного образования, земство должно было решить одновременно несколько задач: наладить организацию школьного дела в сельской местности, определить оптимальный тип начальной народной школы, построить сеть таких школ, создать учебники и различные руководства, подготовить учительские кадры, найти денежные средства и выработать порядок участия губерний, уездов, сельских обществ и городов в этой работе.

Однако школьная деятельность земств далеко не сразу вылилась в определенную, более или менее стройную систему, так как отношение земств к необязательным повинностям сложилось не сразу. В результате исследования различных аспектов практического участия Курского губернского земства в сфере народного образования, автор статьи пришел к выводу, что деятельность в этот направлении прошла три больших этапа: 1) 1865 – 1894 гг.; 2) 1895 – 1907 гг.; 3) 1908 –  начало 1918 г.

На протяжении первого этапа своей деятельности губернское земство основное внимание сосредоточило на субсидировании средних учебных заведений и подготовке учительского персонала для начальных школ, а заботы по строительству и содержанию народных начальных школ возложило на уездные земства и сельские общества. Но так как данный этап был довольно продолжительным, то в зависимости от степени финансирования различных сфер народного образования со стороны губернского земства в его рамках можно выделить несколько периодов подъема и спада земской деятельности.

В первые годы существования земских учреждений шло накопление материальных средств и опыта практической работы по налаживанию местного хозяйства, вместе с тем постепенно расширялись и земские возможности. Ввиду этого первые губернские ассигнования на начальное образование стали возможны  только с 1869 г. и составили в указанном году 3% от всех образовательных расходов. Постепенно они начали расти и в 1875 году затраты на начальное образование достигли 44,7% от общей суммы расходов на на-родное образование.

Долгое время основные денежные средства предназначались среднему образованию. Самым весомым результатом первого периода работы органов местного самоуправления Курской губернии было открытие в 1873 г. земской учительской школы, которая стала основным учебным заведением, ведущим подготовку педагогического персонала для открываемых в губернии народных училищ. Среди других мероприятий следует отметить устройство педагогического класса при женской гимназии, поддержка женского епархиального училища, выпускавшего учительниц, выработка в 1875 г. особого пенсионного устава для народных учителей, организация учительских съездов и кратковременных педагогических и общеобразовательных курсов (первые курсы были проведены в 1872 г., но систематически они стали устраиваться только со второй половины 1890-х годов).

Оказывалась материальная помощь и средним учебным заведениям: 1) Мариинской женской гимназии (с 1867 г. по 1000 руб. в год); 2) частной женской гимназии Красовской (с 1882 по 1891 г. по 1000 руб.), 3) епархиальному училищу (с 1878 г. по 1900 г. в сумме от 1500 до 3350 руб.); 4) реальному училищу (с 1872 г. по 7500 руб. в год). По отношению к высшему образованию Курское земство придерживалось политики назначения стипендий.

Кроме указанных мер по развитию системы народного образования в губернии земство уже в первый период его деятельности занялось решением проблемы снабжения учебных заведений и вообще населения необходимой учебной литературой и книгами для чтения, в связи с чем в 1867 г. был возбужден вопрос о книжных складах4 (книжный склад Курского губернского земства работал с 1874 по 1880 г.).

Значительное увеличение размера ассигнованных средств на нужды начальной школы замечается в период с 1875 по 1890 г. (57,4 % от всех образовательных расходов). В указанное время возросли и общие расходы на народное образование по отношению ко всему земскому бюджету: если в первое десятилетие они составляли всего 8,3%, то теперь – 13,9%5.

Говоря об участии губернского земства в деле создания начальной общеобразовательной школы, нельзя забывать, что долгое время под таким участием понималось, прежде всего, обеспечение начальных училищ квалифицированными кадрами учителей, поэтому основная масса денежных пособий  предназначалась земской учительской школе. Но так как в 1890 г. происходит передача школы в ведение МНП, то по этой статье наблюдается значительное сокращение расходов. И тем не менее, земство не перестало поддерживать учительскую школу, ей ежегодно выделялась субсидия в 8 тысяч рублей, а кроме того – средства на ремонт помещения, устройство общежития для воспитанников и другие нужды.

К концу 1894 г. меняется состав губернского земского собрания. В число гласных были избраны прогрессивные дворянские деятели – А.Н. фон-Рутцен, П.Д. Долгоруков, А.В. Евреинов, В.Е. Якушкин, Н.А. Полянский и др. Результатом смены  состава гласных земского собрания стало постепенное увеличение земских ассигнований сфере начального образования, что свидетельствовало о начале нового этапа земской работы.

 В целом второй этап выделяется более плодотворной деятельностью губернского земства по подготовке  и осуществлению школьного строительства в губернии, конечной целью которого было достижение всеобщности народного образования. Первоочередное внимание вновь стало уделяться развитию начальной школы (ассигнования на начальное народное образование составляли 73,5% от всех образовательных затрат).

Инициатором и руководителем всех важнейших мероприятий губернского земства в области школьного и внешкольного просвещения народа была специальная Комиссия по народному образованию при губернской земской управе, начавшая свою деятельность с 1894 г. Долгое время во главе Комиссии стоял Петр Дмитриевич Долгоруков, сторонник активного привлечения специалистов по различным областям к работе в комиссиях губернского земства. Среди значительных мероприятий, предпринятых губернским земством в течение даногоэтапа, следует отметить выделение из специально созданных фондов ссуд и пособий на школьное строительство (с 1895 г.),  учреждение библиотек при земских школах  (с 1895 г.), регулярное ведение школьной статистики (с 1896 г.), создание справочно-педагогического бюро (1897 г.), составление двух вариантов школьной сети  по губернии (1896 и 1906 гг.), открытие музея наглядных пособий (1901 г.) и учреждение при нем мастерской по изготовлению таких пособий (1902 г.), проведение губернских учительских курсов (1897–1903 гг.), организация первой общеземской выставки по народному образованию (1902 г.).

Чаще всего по многим показателям состояния народного образования Курская губерния занимала срединное место среди других земских губерний. Но по сравнению с Воронежской и Харьковской губерниями в ряде случаев Курская губерния была немного впереди своих соседей. Приведем лишь несколько конкретных примеров. В 1894 г. Курская губерния по количеству земских школ вместе с министерскими занимала 6 место, а Воронежская и Харьковская губернии соответственно 10 и 13 места. По общему количеству начальных школ всех ведомств Курская губерния стояла на 11 месте, но все-таки немного опережала губернии Воронежскую и Харьковскую, которые занимали 15 и 17 места6. Но количество школ нельзя рассматривать отдельно от таких показателей, как число жителей и пространство губернии. Так как Курская губерния была одной из самых густонаселенных, то школ в конце XIX в. было недостаточно: одна школа приходилась на 1955 жителей (26 место среди земских губерний), но даже в этом случае Воронежская и Харьковская губернии оказались позади (на 33 и 32 местах)7.

Что касается расходов на содержание учительского персонала, то по данному показателю в 1898 г. Курское земство находилось на 11 месте среди всех земств, тогда как Воронежское и Харьковское земства занимали соответственно 14 и 15 места8. В 1900/01 учебном году  по количеству достаточно подготовленных учителей Курская губерния вышла на 4 место (таких учителей было более 56%), уступив только Московской, Орловской и Саратовской губерниям. Это лишь малая часть фактов, показывающих уровень развития школьного дела в Курской губернии по сравнению с другими земскими губерниями.

Второй этап работы Курского губернского земства также не был одинаково эффективным на протяжении всех 13 лет. Отмеченный выше подъем земской деятельности был прерван вмешательством правительства в дела Курского земства. Основной причиной такого давления стала излишняя (с точки зрения высшей бюрократии) активность курских гласных, приведшая в организации в 1902 г. в Курске тайного земского «слета» с участием видных представителей  Курского, Тверского, Рязанского, Псковского и Чернигов-ского земств9. Результатом упомянутых событий стало, как отмечалось ранее, отстранение от всех занимаемых должностей в земских учреждениях оппозиционных деятелей, в частности П.Д. Долгорукова. Впоследствии  консервативное большинство курских гласных приняло решение  об ограничении прав вспомогательных комиссий губернского земства (в число которых входила и Комиссия по народному образованию). Кроме того, было запрещено допускать к обсуждению в комиссиях лиц, не являющихся губернскими гласными, а потому объявленных элементом «чуждым интересам земли»10. Под влиянием пренебрежительного отношения к земским служащим, как со стороны  гласных, так и со стороны Курского губернатора, с 1904 г. началось вытеснение из земских структур прогрессивных и наиболее деятельных элементов.

Впоследствии в своей деятельности по народному образованию земство уделяло больше внимания количественной, а не качественной стороне дела, поэтому даже после нападок на прогрессивных земцев и представителей «третьего элемента» материальные расходы на начальное образование не стали меньше, а по прежнему неуклонно возрастали. Это было обусловлено  общим курсом на введение в стране всеобщего начального образования (только с началом первой мировой войны они немного уменьшились в связи с военным временем).

На последнем этапе деятельности земских учреждений Курской губернии  состав гласных губернского собрания по-прежнему оставался консервативным, и современники причисляли курское земство к числу земств с «однородной реакционной окраской», которые  образовывали так называемую «марковскую вотчину», куда обычно входили земства Псковской, Саратовской, Екатеринославской и Херсонской губерний. В целом консервативное земство этого периода не изменило своей основной цели в деле развития народного образования – цели достижения всеобщего начального образования в губернии, поэтому не прекращало выделять денежные суммы, предназначенные для заполнения школьных сетей.

Несмотря на отмеченные отрицательные моменты, следует подчеркнуть, что именно с конца XIX века Курское губернское земство в своей практической деятельности первостепенное внимание уделяло мероприятиям по обеспечению населения доступной, эффективной, хорошо организованной и оснащенной школой. Развитие сети начальных народных училищ с одновременным укреплением их материальной базы и обеспечением необходимыми педагогическими кадрами стало приоритетным направлением работы уездных земств. Губернское же земство играло в этом процессе роль объединяющего центра.

Наибольшая интенсивность открытия земских школ наблюдается в течение последнего этапа деятельности Курского земства губернии (см. табл. 1), что объясняется стремлением земцев строго придерживаться выбранного ими курса на скорейшее введение всеобщего начального образования в губернии, а также в определенной степени материальной помощью со стороны государства.

Следует отметить, что с 1895/96 учебном году стабильно увеличивалось не только число школ, но и число комплектов, так как около 20 % училищ были многокомплектными (в основном имели два комплекта). Поэтому количественный рост школ можно определить только с учетом числа школьных комплектов. На втором этапе деятельности число комплектов возросло с 637 до 1359, а к концу 1913/14 учебного года в 1510 земских училищах фактическое число комплектов достигло 2185.

Таблица 1*

Количество земских школ Курской  губернии (1865 – 1914 гг.)

Периоды земской деятельности

Количество школ к концу

каждого периода

Среднее количество школ,

открываемых ежегодно

Абсолютный прирост количества школ

1865–1874 347 34,7 337
1875–1890 519 32,4 172
1891–1894 547 7 28
1895–1902 743 28 196
1903–1907 997 50,8 254
1908–1914 1510 72,3 513

Таблица составлена по: Текущая школьная статистика Курского губернского земства: годы 1-й – 17-й, 1896/97 – 1913/14 уч. гг. (Курск, 1898–1915).

Что касается дальнейшего роста земских начальных школ, то отсутствие полных статистических сведений за 1914–1917 гг. не позволяет сделать окончательного вывода о точном количестве общественных школ и школьных комплектов к концу деятельности земских учреждений Курской губернии.

В то же время земские школы были составляющей частью целостной системы народного образования, поэтому картина развития начального образования в исследуемом регионе будет неполной, если не привести общие данные о начальных училищах Курской губернии всех ведомств. Для сравнительной характеристики взяты 1894 и 1911 годы, по которым  имеются полные и достоверные данные. Итак, основные показатели состояния начального образования в Курской губернии на рубеже XIX–XX вв. можно представить в следующем виде: число училищ увеличилось с 1341 до 2244; количество учащихся с 70 156 до 14 9843; процент учащихся девочек возрос с 18,5 до 30,1; один учащийся в 1894 г. приходился на 37,2 жителей, в 1911 г. на 20,5 человек;  одно училище располагалось на территории с населением 1948 человек в 1894 г. и 1370 человек в 1911 г.11

Таким образом, за 16-летний период количество начальных школ в губернии возросло в 1,7 раза; а количество учащихся в них  – более чем в 2 раза. Существенно сократилось и пространство «образовательной пустыни» вокруг школы, т.е. то количество квадратных верст, которое приходилось на одно училище: в 1911 году каждая  начальная школа обслуживала территорию площадью в 18,2 кв. верст, тогда как в 1894 г. – 30,4 кв. верст.

Однако, несмотря на относительно быстрый рост начальных училищ, губерния все еще испытывала определенный недостаток в них. Хотя в 1911 г. заметно вырос так называемый показатель образования (процент учащихся к общему числу населения), до полного охвата населения губернии элементарным образованием было еще далеко: данный показатель увеличился с 2,7% до 4,87% и являлся свидетельством того, что начальное образование стало доступным лишь в минимальном размере, т.к. число учащихся во всех начальных школах губернии приближалось лишь к 5 % населения, тогда как при составлении школьных сетей в основу вычислений был заложен четырехгодичный курс обучения, при котором количество детей должно было составлять не менее 10 % по отношению ко всему населению. Но такое положение было характерно и для всей территории европейской части России, где аналогичный показатель в указанный период времени изменился с 3 до 4,5%12,  и Курская губерния на этом фоне выглядела довольно неплохо.

Еще один важный показатель, характеризующий состояние начального народного образования, – это процент девочек среди учащихся (грамотность девочек не была связана с ближайшей практической пользой, тогда как в отношении юношей такая польза виделась в существующей до 1907 г. льготе по отбыванию воинской повинности). В отношении Курской губернии можно отметить, что с 1874 по 1913 г. заметно значительное увеличение числа учащихся девочек: только в общественных начальных училищах за 40 лет деятельности земства количество обучающихся девочек возросло с 1149 до 28 208 человек, т.е. почти в 25 раз, а увеличение их удельного веса в общей массе учащихся составило 22,6%.

Отрицательной стороной всех начальных школ был небольшой процент учащихся, оканчивающих полный курс обучения. С такой проблемой столкнулись и земские школы Курской губернии, так как она была вызвана общей бедностью крестьян и востребованностью детей школьного возраста при проведении сельскохозяйственных работ и в домашнем хозяйстве. Статистический материал свидетельствует о значительном прогрессе в развитии начального народного образования, чему немало способствовала земская работа.

Конечно, не все обстояло блестяще в сфере народного образования в Российской империи на рубеже XIX–XX вв.: начальная школа так и не смогла решить ряд проблем, так как они были тесно связаны с общей экономической ситуацией в стране. По мнению ряда современных исследователей, главнейшими отрицательными факторами были следующие: прежде всего, недостаток средств, что в свою очередь было следствием «законодательно-ущемленного, классово-ориентированного характера земского самоуправления, при котором массы являлись объектом обложения и попечения, но не субъектом самоуправления»13.

Вместе с тем, следует отметить, что  в силу объективных причин земские деятели долгое время были вынуждены доказывать населению важность проводимой ими работы, а также поднимать культурный и общеобразовательный уровень крестьян с тем, чтобы в дальнейшем они сами смогли стать непосредственными участниками всех мероприятий, осуществляемых земскими органами самоуправления. Именно земским учреждениям принадлежит заслуга в том, что они помогали преодолевать существующие проблемы, учитывая как крестьянские, так и общегосударственные интересы.

Увеличение числа земских школ и обучающихся в них оказывало положительное воздействие на уровень грамотности населения. Уже к концу XIX в. были заметны существенные сдвиги. Так, к 1897 г. среди населения Курской губернии грамотные составляли 16,3%, тогда как в начале 1880-х гг. их было всего 7,8% 16. При этом среди категории лиц в возрасте от 10 до 29 лет процент грамотных был наибольшим (около 40%). Такое выделение грамотной молодежи среди других поколений подчеркивает роль народной школы в подъеме культурного уровня народа. Особенно заметно влияние общественной школы на примере данных о грамотности среди новобранцев губернии: если с 1875 по 1895 г. количество грамотных новобранцев возросло с 13,4 до 37,5%, то к 1904 г. таких новобранцев было уже 56%17.

Достигнутые успехи в расширении сети народных школ и повышении уровня грамотности населения свидетельствовали о том, что курское земство как и другие земские учреждения страны за весь период своей деятельности от отдельных мероприятий по финансированию образовательных учреждений перешло к систематической и целенаправленной работе по развитию народного образования. С целью создания благоприятных условий для превращения начальной школы в общедоступную губернское земство увеличивало ассигнования на разнообразные формы начального обучения, активизировало деятельность по подготовке и повышению квалификации педагогов, предпринимало меры по расширению курса обучения в начальной народной школе. В результате были разработаны и частично реализованы планы введения всеобщего начального обучения, были заложены основы массового народного образования. Деятельность земства оказала положительное влияние на содержание и организацию учебного процесса, способствовала внедрению новых приемов и методов обучения и тем самым создала условия для ускоренного развития всей системы народного образования. Однако рассредоточенность функций управления, контроля и финансирования начальной школы между различными государственными и общественными органами не позволили завершить эволюцию сословно-элитарной школы в общедоступную.

Несмотря на указанные недостатки, благодаря земской инициативе появилась доступная населению школа, распространялись новые технологии обучения, повышалась грамотность населения. Именно земства выдвинули всеобщее обучение в качестве ведущего лозунга всех общественно-педагогических начинаний на рубеже XIX–XX вв. Вплоть до Февральской революции достижение всеобщности и общедоступности обучения являлось основной задачей в земской работе по развитию народного образования. В результате земствами были созданы предпосылки для введения не только всеобщего, но и обязательного обучения. Вот почему опыт просветительской работы российских органов местного самоуправления второй половины XIX в. заслуживает самого подробного изучения.

 

Примечания

  • См.: Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения. – Пг., 1916. – С.IX–XI, XIV, 77.
  • См.: Медынский Е., Пфингстен Н. Бюджеты земских школ // Земское дело. – 1914. – № 21, 23; Веселовский Б. Пособия на всеобщее обучение // Учитель и школа. – 1915. – № 5. – С. 39–43.
  • Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии за XXXV-летний период. 1866–1901. – Курск, 1902. – C. 9.
  • Журналы заседаний Курского губернского земского собрания 3-й очередной сессии 1867 г. – Курск, 1868. – С. 402–404.
  • Текущая школьная статистика Курского губернского земства. Год 11-й, 1906–1907 уч. г. – Курск, 1908. – С.13–14; Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. – М., 1915. – С. 54; Чарнолуский В. Земство и народное образование. Ч.2. – СПб.,1914. – С. 311, 318.
  • Белоконский И.П. Народное начальное образование в Курской губернии. – 2-е изд., испр. и доп. – Курск, 1897. – С. 54.
  • Там же.
  • Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 г. Издание Хозяйственного Департамента МВД (по III отделению). – СПб., 1902. – С. 25.
  • См.: Белоконский И.П. Земство и конституция. – М.,1910. – С. 98.
  • См.: Звягинцев Е. Изгнание третьего земского элемента из комиссий Курского губернского земства // Саратовская земская неделя. 1905. № 1. С. 76.
  • Белоконский И.П. Указ. соч. – С. 53–63; Однодневная перепись начальных школ в Российской Империи 18 января 1911 г. Вып. XVI. СПб., 1916. С. 66–68.
  • Однодневная перепись начальных школ в Российской Империи 18 января 1911 г. – С.67.
  • См.: Королева Н.Г. Земство на переломе (1905–1907 гг.). – М., 1995. – С. 54.
  • Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет: В 4-х томах. – СПб., 1909. – Т. 1. – С. 561.
  • Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века / отв. ред. В.Я. Лаверычев. – М., 1986. – С. 177.
  • Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. XX. Курская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. – СПБ.,1904. – С. XI; Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. // Исторические записки АН СССР. – 1951. – № 37. – С. 34.
  • Белоконский И.П. Указ. соч. – С.45; Статистические сведения по начальному образованию в Россиийской империи. Вып.6. (Данные 1904 г.) / ред-я В.И. Фармаковского и А.А. Шапеллона. Одесса, 1907. – С. 311.
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ДО И ПОСЛЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
    Written by: Мамаева Т.П.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/24/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)
    Available in: Ebook
Список литературы:


Записи созданы 6768

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх