Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1944-1949 гг.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1944-1949 гг.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Целью представленной статьи является рассмотрение основных направлений и особенностей реализации государственной политики в отношении РПЦ Кемеровской области в послевоенный период через деятельность уполномоченного Ф.Д. Узлова.

Изучение новейшего периода истории Русской православной церкви невозможно без обращения к деятельности специального органа, занимавшегося исключительно вопросами Русской Православной Церкви – Совета по делам РПЦ при СНК СССР, созданного  23 ноября 1943 г., и непосредственно рассмотрения условий деятельности уполномоченного Совета по делам РПЦ (далее уполномоченный) на региональном уровне.

Деятельность уполномоченного напрямую зависела от изменений курса государственной религиозной политики. В период существенного смягчения государственно-церковных отношений во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. основными задачами уполномоченного было выявление и прекращение нелегальной религиозной деятельности, направление её в «официальное» русло там, где это было возможно. В соответствии с инструкцией на уполномоченного возлагалось: предварительное рассмотрение поступающих от групп верующих заявлений об открытии церквей или молитвенных домов, проведение соответствующей проверки и представление заключения, регистрация религиозных общин; проведение учёта всех действующих молитвенных зданий (храмов), проведение служебного приёма представителей религиозных общин и духовенства по рассмотрению жалоб; выезды на места для обследования церковных зданий и культового имущества; предварительное рассмотрение материалов по закрытию и ликвидации религиозных общин при нарушении ими действующего законодательства о религиозных культах [6].

Деятельность уполномоченных в регионах имела как схожие черты, проистекавшие из общности целей и задач, так и специфические проявления в решениях и действиях.

Образование Совета по делам РПЦ хронологически совпало с выделением Кемеровской области в самостоятельную административную единицу. Окончательное формирование аппарата уполномоченного области  затянулось до марта 1944 г. 1949 г. —  год реорганизации должности уполномоченного и радикальной сменой функций института уполномоченных.

Распоряжением Облисполкома уполномоченным был назначен 56-летний Феофан Дементьевич Узлов. Ф.Д. Узлов полностью соответствовал тому обобщающему портрету уполномоченного послевоенной эпохи, который составил Ю.В. Гераськин [3; С. 48-60]. Ф.Д. Узлов был выходцем из крестьянской среды, член ВКП(б)-КПСС, имел невысокое образование (окончил курсы телеграфистов в 1904 г.). Из биографии видно, и это подтверждается его характеристиками, что он был идеологически подкован, политически грамотен, ответственен и  исполнителен. Узлов стал свидетелем революционных событий 1905-1907 гг., был  активным участником революции 1917 г. Он обладал опытом агитационно-пропагандистской и руководящей работы.  В конце 1918 г. Ф.Д. Узлов был направлен в Тюкалинский уезд для проведения просветительской работы, которая заключалась в организации работы по заготовкам хлеба, организации призыва добровольцев в Красную Армию, установлению Советской власти на местах. В 1920 г. он находился в распоряжении дорожного политотдела в городе Томске, где вёл борьбу с трудовым дезертирством [1; Оп.1, Д.4, Л. 13].

В свободное время он посещал научную библиотеку, развивая свои литературные способности. В ноябре 1920 г. Узлов работал литературным сотрудником газеты «Молот», в которой  печатал революционные стихотворения под  псевдонимом Ф. Людин. На обозрение читателям газеты «Молот» были представлены стихотворения: «К коммунизму, вперед», «Стальная воля», «Из плена тлеющих руин», «Любовь к трудовой дисциплине» «9-е января» и другие. Искренне веря в светлое коммунистическое будущее, Узлов воспринимал религию как миф, старый пережиток прошлого, отвергал мнимое религиозное «утешение», предлагаемое священниками. На родине в деревне Усть-Логатская Ново-Карасукской волости он характеризовался как «известный арестант и безбожник». Узлов особо не воспрепятствовал своей матери вести духовную жизнь. В 1925 г. она даже, воспользовавшись  отсутствием  сына и снохи, окрестила внучку и нарекла её по церковному календарю Таисьей [1; Оп.1,  Д. 1, Л.1-9].

Заняв должность, Ф.Д. Узлов чётко представлял те задачи, которые стояли перед ним, понимал их политическую сущность и ответственность их решения.  Но, на их осуществление во многом повлиял характер взаимоотношений, установившихся между уполномоченным духовенством, мирянами и местной властью.

Уполномоченный входил в прямое подчинение председателя обсполкома или его первого заместителя и свою практическую деятельность осуществлял только от имени вышеназванной организации. При этом верующие и служители культа по всем вопросам, связанными с деятельностью религиозных организаций, должны были обращаться как в письменной, так и в устной форме только уполномоченному.

Согласно отчётам уполномоченного, его рабочий день заполнялся приемом мирян и духовенства (за 1945 г. принял 112 посетителей), разбором заявлений об открытии  церквей и молитвенных домов, жалоб, перепиской по ним, наблюдений за деятельностью церквей [2; Оп.2, Д.1, Л.72]. Для того чтобы разобраться в сложных или спорных вопросах он регулярно совершал выезды на места. За 1947 г. Ф.Д. Узлов находился в командировке 32 дня [2; Оп.2, Д.1, Л. 147]. Среди заявителей об открытии церквей большую долю составляли бывшие священнослужители, женщины, инвалиды, больные, но в основном пожилые люди. Не редкими были случаи, когда верующие и духовенство, стремясь положительно решить свои вопросы, пытались дать уполномоченному взятку. На что уполномоченный реагировал крайне раздражительно. В уполномоченном представители церковного актива и прихожане увидели силу, способную решить насущные церковные вопросы. Значительная часть конфликтов между верующими и органами власти касалась использования церковных зданий. Чаще всего власти пытались использовать церковные помещения под ссыпной пункт (зернохранилище), школу, клуб. Здания, находящиеся в аварийном состоянии разбирались для хозяйственных построек.  Ф.Д. Узлов в большинстве случаев выступал в интересах верующих и духовенства. Например, были удовлетворены просьбы по благоустройству кемеровского городского кладбища и сооружения при нём покойницкой часовни и сторожки за счёт церковных средств [4; С. 148].

Не редкими были случаи когда уполномоченный занимал нейтральную позицию. Так, православная община верующих г. Салаир Кемеровской области организовала сбор денежных средств, избрала церковный совет и приступила к совершению церковных треб и молебствий. Желание верующих иметь свой молитвенный дом поддержал епископ Варфоломей. Однако община получила отказ в просьбе о возобновлении ходатайства об открытии церкви, по причине опасности от производящихся вблизи здания взрывных работ. В это же время руководство салаирского прииска получило согласие от горсовета переоборудовать церковное здание под клуб приисковых рабочих и старателей, которому, как видимо, безопасность была гарантирована. Представители приискового управления в целях переоборудования церкви под клуб начали разрушать храм (сняли кресты с глав и сломали привратные каменные колонны). Инициатива приискового управления вызвала недовольство верующих и подтолкнула их к стихийной демонстрации протеста. Несмотря на то, что Совет по делам РПЦ не дал согласия на передачу здания под клуб, православная община была ликвидирована уполномоченным как незаконное религиозное объединение. [4; С.144].

Несмотря на проведение властями лояльной политики по отношению к Русской Православной Церкви, за период деятельности уполномоченного с 1944 по 1949 гг. из 164 недействующих церковных храмов  было открыто 15 храмов и молитвенных домов в городах и укрупненных селах Кемеровской области [2; Оп. 2, Д.1, Л.42].

Своё  внимание уполномоченный сосредоточил на решении вопросов касающихся духовных лиц, в том числе выявления служения незарегистрированного духовенства, и в случае согласования с архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, их регистрации. В Кемеровском благочинии резервом пополнения кадров духовенства  стали священнослужители, добровольно вынужденные прекратить служение в период закрытия церквей и оказавшиеся здесь ходе репрессий, или переселения в Сибирь.

Следует отметить, что в период середины 1940-х до середины 1950-х гг. Совет по делам РПЦ в целом выступал за конструктивное развитие церковно-государственных отношений. В инструктивных письмах уполномоченным указывалось, что отношения с представителями религии должны строиться на основе взаимного внешнего доверия и понимания, что следует отказаться от практики вмешательства во внутренние дела церкви, что одной из основных задач является наблюдение за правильным проведением в жизнь законодательства о культах со стороны местной власти [2; Оп. 2, Д. 1, Л. 74-76].

Согласно отчётам Ф.Д. Узлова, его отношения с духовенством можно оценить  как деловые, отсутствие доверительных отношений. На каждого священнослужителя составлялись характеристики в Совет. Как правило, они были весьма не лестные, поскольку основывались на доносах и кляузах самих священников и мирян. Так, на настоятель Пантелеймоновской церкви с. Кузедеево С. Харктеризовался как пьяница, священники М., Ф. – взяточники, благочинный Ф. – алчный [2; Оп. 2, Д. 1, Л. 75-78]. Особо усердствовали в этом священнослужители Покровского молитвенного дома г. Прокопьевска. По мнению автора статьи, большое количество доносов друг на друга от священнослужителей  было связано с тем, что в лице Ф.Д. Узлова они, прежде всего, видели должностное лицо осуществляющее политический  контроль над их деятельностью, а также «вершителем судеб», способным оказать влияние на перемещения по иерархической церковной «служебной лестнице». Для верующих мирян уполномоченный являлся единственным лицом, имеющим полномочия по легализации церковных общин, а также должностным лицом, который может навести справедливый порядок в общинах.

Создавая видимость невмешательства –   через архиепископа, Ф.Д. Узлов осуществлял подбор и расстановку кадров духовенства и церковных исполнительных органов. Руководство Советов почти не высказывало нареканий относительно его деятельности, только изредка указывало на ошибки в делопроизводстве.

Руководствуясь законодательством, уполномоченный выявлял нарушения не только со стороны духовенства, но и со стороны местных органов власти. Структура двойного подчинения зачастую вынуждала уполномоченного лавировать между областным и московским руководством, и при этом, как правило, страдали духовенство и верующие. В своей работе уполномоченный столкнулся с непониманием со стороны местных властных структур потепления государственно-церковных отношений. По инерции Райисполкомы и Горисполкомы Кемеровской области пытали ограничить регистрации религиозных объединений.

Ф.Д. Узлов писал о фактах произвола со стороны партийных и советских органов, о несоблюдении ими законодательства. Горисполкомы зачастую не соблюдали установленных сроков проверки заявлений верующих об открытии церквей, задерживая материалы месяцами. Так, например в 1944 г. из 25 поступивших заявлений верующих об открытии молитвенных домов и церквей, 11 было отклонено с рассмотрения решением Облисполкома, 11 находились в стадии рассмотрения Горисполкомов. В 1945 г. Ф.Д. Узлов сообщает в Совет о том, что им так и не были  получены результаты проверок Тисульского Райисполкома заявлений верующих с. Тисуль. В таком же положении были заявления верующих в Юргинском Райисполкоме и в Осинниковском Горисполкоме [2; Оп. 2, Д. 1, Л. 453].  Подобные обстоятельства,  осложняли работу уполномоченного, как в техническом, так и в оперативном плане, что способствовало снижению эффективности деятельности.

С изменением курса государственной религиозной политики со второй половины 1948 г., нейтральное отношение Ф.Д. Узлова к религии стало неуместным. Партийная элита активизировалась в направлении критического переосмысления политики в 1943-1947 гг. и непосредственной роли Совета по делам РПЦ. Прежние руководители Советов были обвинены в том, что едва ли не они способствовали возрождению и активизации деятельности религиозных организаций, в «попустительстве» им, что «шли на встречу и на поводу», что были слишком лояльны и не требовательны, тем самым способствовали удовлетворению растущих «аппетитов»  церковных деятелей [7].

В 1949 г. Ф.Д. Узлов был отстранён от работы  уполномоченного по делам Русской православной церкви как не справившийся с работой. Поводом послужило незаконное строительство молитвенного дома в г. Анжеро-Судженске. Не поставив в известность уполномоченного и советско-партийное руководство области православная община, затратив 600 000 руб. приходских денег, осуществила постройку нового молитвенного дома. Разрешение на строительство и отвод земельного участка санкционировал горисполком, проект молитвенного дома утвердил главный архитектор города. Обнаружение церковного здания в центре города на возвышенности было неожиданным и воспринято руководителями области как идеологическая диверсия. Накануне открытия храма городское руководство опечатало здание и запретило производить в нем церковные службы под предлогом, что строительство якобы произведено без законного на это разрешения. В результате молитвенный дом был закрыт, а православной общине предложено «перенести» его на окраину города [5; С.168].

16 декабря 1950 г. было принято решение о возложении на уполномоченного Совета по делам религиозных культов И.Г. Ефремова  при Совете Министров СССР, ведение дел по русской православной церкви [2; Оп.1, Д.27, Л. 104-105]. Что, несомненно, понижал уровень РПЦ и ставил самую большую религиозную организацию СССР в один ряд с малочисленными и незначительными сектами и религиозными деноминациями. Совет превращался из органа поддержки церкви в орган атеистического контроля всех сфер духовной жизни и лиц, в нее вовлеченных. Деятельность уполномоченных по делам религиозных культов была направлена на всемерное сокращение всех сторон жизни церковного организма: уменьшение числа действующих приходов, снижение количества верующих и религиозных обрядов, перенос действующих приходов из церковных зданий, находящихся центрах крупных городов, на окраины. Эти действия позже привели к прекращению религиозной жизни в православных церквях области.

Таким образом, характеризуя специфику деятельности уполномоченного Кемеровской области, можно отметить следующее.

Несмотря на столь короткий срок функционирования нового аппарата, уполномоченный Ф.Д. Узлов стал ключевой фигурой в урегулировании государственно-церковных отношений, в возрождении РПЦ в Кемеровской области. Источники фонда уполномоченного позволяют, хотя и неполно, воссоздать картину взаимоотношений религиозный организаций и государства в исследуемы период. Оттепель в государственно-церковных отношениях уполномоченный воспринял как долговременную политику и решительно реализовывал её на подотчетных им территориях.

Уполномоченный, в большинстве случаев, выступал в интересах верующих, следуя установкам Совета. В короткий срок ему нужно было донести до местных руководителей разных уровней принципы новой советской религиозной политики. Непонимание задач деятельности аппарата местными советско-партийными структурами, отсутствие конструктивных взаимоотношений с духовенством осложняло работу уполномоченного, как в техническом, так и в оперативном плане, что способствовало снижению эффективности их деятельности, а также нарушению принципов работы с представителями религиозных организаций.

Литература:

  1. ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. Р-1135.
  2. ГАКО. Ф.Р.-964.
  3. Гераськин, Ю.В. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви: исторический портрет // Государство и церковь в XX  веке. – М., 2011. С. 48-60.
  4. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е – 1960-е гг.: монография; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. С.148.
  5. ГАКО. Ф.П-75.
  6. Копылова, О. Н. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви как источник по изhttps://www.sedmitza.ru/data/2011/12/11/1237232569/03_kopylova.pdfучению истории Русской Церкви во 2 й половине XX столетия [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.01.2015 г.).
  7. Сосковец, Л.И. Советы по делам религий как проводники государственной политики в отношении церкви [Электронный ресурс] Известия Томского политехнического университета, 2008 https://cyberleninka.ru/article/n/sovety-po-delam-religiy-kak-provodniki-gosudarstvennoy-politiki-v-otnoshenii-tserkvi (дата обращения: 30.01.2015 г.).[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1944-1949 гг.)» author=»Е.С. Климова» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor
404: Not Found